Ни одна страна со времен Второй мировой войны не испытывала таких разрушений, как Украина. Всемирный банк оценил экономический ущерб в $411 млрд. И эта цифра, вероятно, слишком низкая. Финансирование такого масштаба можно получить только за счет иностранных и внутренних частных инвестиций, пишет Роберт Бонд – руководитель проекта USAID «Реформирование финансового сектора в Украине», имеющий почти 30-летний опыт работы на финансовых рынках Украины , сообщает forbes.ua .
Чтобы обеспечить необходимые объемы средств, инвесторам потребуются гарантии инвестиций и страхование военно-политических рисков, обычно предлагаемых международными агентствами или Lloyds of London и покрывающие случаи политического насилия, экспроприации, неконвертируемости валюты, нарушения условий контрактов с государством.
В настоящее время страхование военно-политических рисков в основном в Украине отсутствует. Международные агентства, предлагающие такой вид страхования, перестраховщики в Лондоне и украинские страховые компании считают премию за риск слишком высокой, чтобы вести такую деятельность в Украине. Инвестиционные проекты, которым требуется страхование, могут обратиться только к правительству Украины, которое приближается к пределу своих возможностей обеспечения надежного финансирования или гарантий.
Проблемы с гарантированием инвестиций и страхованием политических рисков существовали в Украине еще до 24 февраля 2022 года. Те виды покрытия рисков, которые обычно предлагают международные агентства, не требовались инвесторам. В Украине их беспокоили незащищенные права собственности, отсутствие механизмов обеспечения выполнения договоров, регуляторные, судебные преследования и коррупция. По этой причине на международном уровне Украина никогда не рассматривалась как привлекательное место для инвестиций, несмотря на богатые природные ресурсы и квалифицированную рабочую силу.
За период с 2000 по 2020 год по Классификации территориальных рисков стран ОЭСР (риски введения ограничений на перевод валюты за границу, неконвертируемости валюты и случаев форс-мажора) Украина входила в перечень самых рискованных стран, кроме двух лет: 2007-го и 2008-го. В эти годы объем прямых иностранных инвестиций на 100% превышал их средний объем за последние 25 лет и в четыре раза – за последние 10 лет. Поэтому мы точно знаем, что Украина может быть привлекательной для инвестиций, если устанавливает четкие, справедливые и конкурентные правила игры для инвесторов.
Международные поставщики услуг страхования политических рисков сталкиваются с собственными вызовами в Украине. Как MIGA, входящая в группу Всемирного банка, так и Американская корпорация по финансированию развития (DFC) имеют критерии приемлемости для предоставления страхования, которые, возможно, не будут подходить для разрушенной войной Украины. Для андеррайтинга оба учреждения требуют проведения масштабного дью-дилидженса. Обе используют терминологию, которая сложна для потенциальных кандидатов. К тому же MIGA страхует только международные компании. DFC будет рассматривать не только иностранные компании, но и национальные, но ее фокус – на «новых инвестициях» и частном секторе.
Однако следует отдать им должное – и MIGA, и DFC пытаются помочь.
MIGA только объявила об основании SURE, собственного трастового фонда для Украины, хотя он в большинстве своем направлен на восстановление после прекращения активных боевых действий и, в краткосрочной перспективе, на торговое финансирование, а не на инвестиции в реальный сектор экономики.
Аналогично DFC объявила в январе о готовности мобилизовать $1 млрд для Украины. Но даже если MIGA и DFC будут готовы покрывать в известной степени украинские риски во время войны, внутренние политики этих учреждений, процедуры и балансы могут ограничивать их способность предлагать страховое покрытие.
Трастовый фонд для Украины
Нам нужен новый подход – специальный трастовый фонд для Украины, который сможет гибко реагировать на потребности инвесторов, готовясь к восстановлению экономики. Правительства, готовые оказывать поддержку, двусторонние и многосторонние агентства, другие доноры должны работать вместе, привлекать и объединять средства и использовать концепцию трастового фонда для разделения рисков с кредиторами, инвесторами и страховщиками – как государственными, так и частными. Трастовый фонд должен обеспечить покрытие «первого риска» для привлечения частных перестраховщиков.
Важно, кто именно будет организатором трастового фонда. Это должно быть влиятельное учреждение, которое сможет привлекать средства от правительств, доноров, фондов и физических лиц, а также иметь компетенции и полномочия создать новый, более гибкий устав для страхования военно-политических рисков. Это может быть Министерство финансов США, Европейский Союз или обе организации в партнерстве с правительством Украины.
Также важно, кто будет внедрять механизм страхования военно-политических рисков. Первый вариант предполагает создание трастового фонда (новые средства, отдельное правление, новые политики, новые процедуры) в рамках существующего международного поставщика услуг страхования военно-политических рисков. Это самый быстрый подход, потому что он может обеспечить запуск механизма, используя существующие системы, персонал и средства. На самом деле можно было бы иметь два и более трастовых фонда, конкурирующих в этом направлении деятельности.
Однако, чтобы быть эффективным, этому варианту нужна гибкость, означающая новый устав, новые критерии приемлемости, адаптивные процедуры андеррайтинга и быстрое принятие решений. Возможно, эта опция также потребует новой корпоративной культуры, поощряющей и вознаграждающей креативность усилий, целесообразность действий и большую склонность к риску.
Другие варианты – более сложные и требуют больше времени для применения.
Второй вариант заключается в создании нового учреждения страхования военно-политических рисков с новым менеджментом под руководством специального распорядителя. В процессе разработки собственного устава и практики работы это учреждение могло бы заимствовать у существующих учреждений знания, навыки, возможности андеррайтинга и администрирования и системы. Потребуется своеобразная корпоративная культура, сосредоточенная на развитии Украины, и новый специализированный персонал.
Третий вариант предусматривает создание нового агентства, возглавляемого крупным международным игроком (Министерством финансов США, Европейским Союзом), а затем проведение тендера по закупке услуг страховщика рисков (или консорциума поставщиков услуг), что позволит им осуществлять управление агентством по конкретным правилам, согласно прописанным в контракте ключевыми показателями эффективности.
Страхование военно-политических рисков и Украины – это, конечно, не союз, созданный на небесах. Однако для привлечения частных инвестиций и быстрого восстановления страны важно «заключить этот брак». Победа Украины на поле боя должна сочетаться с восстановлением и изменениями к лучшему для Украины.
Автор Роберт Бонд
Источник forbes.ua