Авторы WSJ признают провал западных санкций против России и пытаются понять, как же так получилось, что ее экономика растет, невзирая на них. И приходят к выводу, что военные затраты России только подстегнули ее промышленность , сообщает inosmi.ru .
Спустя несколько недель после начала специальной военной операции в 2022 году один чиновник Белого дома предупредил Москву, что целая серия санкций, вводимых коалицией стран под руководством Соединенных Штатов, может привести к тому, что российская экономика сократится вдвое.
На прошлой неделе Международный валютный фонд выступил с довольно воодушевляющим для Кремля сообщением: согласно его прогнозу, в этом году российская экономика вырастет на 1,5%, что будет обусловлено крупными налогово-бюджетными стимулами. В 2022 году ВВП России сократился на 2,1% в результате того, что страна стала той крупной экономикой, в отношении которой действовало наибольшее количество санкций.
Эксперты считают, что в ближайшие несколько лет санкции послужат причиной стагнации экономики России, и трещины уже начинают проявляться. Но неспособность Запада быстро поставить российскую экономику на колени в наказание за специальную военную операцию Москвы на Украине служит отражением патовой ситуации на поле боя, которая сложилась, несмотря на потоки западной военной помощи и экономическую поддержку усилий Украины.
Когда Запад ввел свои антироссийские санкции, чиновники администрации Байдена называли их самыми влиятельными в истории, и поначалу страх и трепет действительно охватили финансовые рынки Москвы. Но к настоящему моменту российская экономика сумела приспособиться к сложившейся ситуации настолько, что Кремль в состоянии успешно вести конфликт на истощение, которого Соединенные Штаты надеялись избежать.
Российская сырая нефть продолжает поступать на мировые рынки, хотя низкая цена, по которой она сейчас продается, все же ударила по государственной казне. "Санкции пока еще не разрушили российскую экономику, — сказал Сергей Гуриев (Sergei Guriev), профессор Института политических исследований в Париже и бывший советник российского правительства. — Они уже начали сдерживать ее рост, однако не лишили Путина способности финансировать его военную кампанию".
После того как в 20-м столетии Соединенные Штаты превратились в экономический центр силы, они стали часто использовать санкции в качестве инструмента внешней политики. Однако, по словам аналитиков, специализирующихся на их изучении, рестрикции далеко не всегда оказываются эффективными, и часто их бывает недостаточно для того, чтобы изменить поведение отдельных стран, особенно таких авторитарных государств, как Россия.
То, как всего за год России удалось избежать краха и даже добиться некоторого экономического роста, несмотря на экономическую блокаду со стороны Запада, послужит любопытным объектом исследования для экспертов, изучающих то, имеют ли санкции смысл в качестве политического инструмента.
По словам аналитиков, устойчивость российской экономики обусловлена мощным государственным стимулирование, переходом к модели экономики военного времени и беспрецедентной переориентацией торговли на азиатских партнеров, в первую очередь на Китай и Индию.
Администрация Байдена утверждает, что санкции сыграли важнейшую роль в том, чтобы максимально увеличить ту цену, которую Россия платит за свои действия на Украине. По словам одного высокопоставленного чиновника, новая порция статистики по росту маскирует ту реальную боль, которую испытывает российская экономика.
"Со временем мы делаем экономику России все менее устойчивой и все менее способной выдерживать давление, — сказал он. — Им становится все труднее вести военные действия на Украине".
В этом году доля государственных расходов в структуре валового внутреннего продукта выросла в первом квартале на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — это самый существенный показатель роста с 1996 года.
Экономисты связывают большую часть роста российского промышленного производства в этом году с производством оружия и техники. Президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить неограниченное финансирование военной машины.
Производство "готовых металлических изделий" — продукции, которая, по словам аналитиков, включает оружие и боеприпасы, — выросло на 30% в первом полугодии по сравнению с прошлым годом. Увеличилось производство и по другим направлениям: производство компьютеров, электроники и оптических изделий выросло на 30%, а выпуск спецодежды — на 76%. Между тем производство автомобилей сократилось более чем на 10% в годовом исчислении.
"В настоящее время мы наблюдаем масштабный скачок в распределении спроса через военно-промышленный комплекс и бенефициаров войны. Можно даже назвать это военным кейнсианством", — сказала Александра Прокопенко, бывшая чиновница российского центробанка, которая в настоящее время занимает должность внештатного сотрудника Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии.
Экономику России также поддерживает сохраняющийся глобальный спрос на российское сырье. В прошлом году в России был зафиксирован рекордно высокий профицит текущего счета, который служит мерой объема денежных средств, вливающихся в экономику.
Запрет на бо́льшую часть импорта российской нефти, введенный Евросоюзом в этом году, привел к снижению цен на нее. По прогнозам экспертов из Capital Economics, доходы России от экспорта энергоносителей сократятся с 340 миллиардов долларов в 2022 году до 200 миллиардов долларов в этом, и останутся примерно на этом же уровне в 2024 году.
Между тем объемы добычи российской нефти уменьшились совсем незначительно. Так произошло, потому что Москва нашла способы продавать свою нефть в Азию.
"Россия продолжает продавать свою продукцию странам, которые не являются членами санкционной коалиции, и в этом смысле влияние нефтяных санкций, хотя оно и существенное, все же не является определяющим", — пояснил Гуриев.
По словам американских чиновников, чтобы санкции были эффективными, правительства должны упорно добиваться их исполнения и устранять любые обходные пути, как только Россия их находит. Недавно Евросоюз принял меры для обеспечения более жесткого соблюдения санкционного режима, что может лишить Россию некоторых лазеек.
Усилия России по импортозамещению пока дают смешанные результаты. По данным опроса, который был проведен московской Высшей школой экономики и опубликован в июне, около 65% промышленных предприятий в России зависят от импортного оборудования.
Николас Малдер (Nicholas Mulder), профессор истории из Корнеллского университета, специализирующийся на изучении санкций, сказал, что попытки Запада применять санкции против такой крупной страны, как Россия, могут в долгосрочной перспективе послужить предостережением. По его словам, огромная площадь России не позволит Западу отрезать ее от мировой экономики. Россия остается основным источником сырья для развитых стран и важнейшим поставщиком продовольствия и удобрений для развивающихся.
С его точки зрения, быстрый разворот Москвы к Азии в поисках новых торговых партнеров может принести России немалую выгоду. "Россия фактически зацепилась за самый стремительно развивающийся регион в мире, — пояснил Малдер, добавив, что в этом году три четверти глобального экономического роста придется именно на Азию. — Без сотрудничества со стороны Азии сломать российскую экономику невозможно".
Авторы Алан Каллисон , Георгий Канчев
Источник inosmi.ru