Латинская Америка отчаянно нуждается в дополнительных доходах для решения её запутанных проблем , сообщает forbes.kz .
Однако собираемость налогов в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (сокращённо ЛАКБ) низка. В 2021 году она составила 21,7% ВВП, в то время как у стран ОЭСР – 34,1%. Чем объясняется этот разрыв, и что нужно сделать, чтобы его ликвидировать?
На региональном уровне, несомненно, важную роль играет отсутствие прогрессивного налогообложения. Однако часть вины лежит и на международной налоговой архитектуре. Слишком часто транснациональные корпорации и богатейшие люди имеют возможность использовать действующие правила так, чтобы избежать платежей. Несправедливость, вшитая в нынешнюю систему, не только отражает и воспроизводит это неравенство, но и подпитывает демагогические рассуждения и подрывает веру в верховенство закона.
Многие из правил, формирующих основу международной налоговой системы, были написаны сто лет назад богатыми странами. Неудивительно, что именно эти страны (и богатейшие граждане этих стран) получают наибольшие выгоды от действующих правил. Именно поэтому в октябре Африканская группа в ООН представила проект резолюции, призывающей к проведению нового раунда переговоров о международном налоговом сотрудничестве.
В рамках этого процесса можно было бы разработать более справедливые правила, отражающие интересы развивающихся стран. Конечно, важно обеспечить справедливость, но не менее важно дать правительствам реалистичный шанс на получение достаточных доходов для финансирования устойчивого развития, мер борьбы с изменением климата и инфраструктурных инвестиций, а также для борьбы с социальным неравенством и кризисами суверенных долгов.
Страны ЛАКБ должны поддержать привлечение ООН к формированию глобальной налоговой политики. Начать с того, что затянувшиеся переговоры под эгидой инициативы ОЭСР и «Большой двадцатки» под названием «Инклюзивные рамки борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибылей» (сокращённо BEPS) многих разочаровали на Глобальном Юге, где эту инициативу винят в недостаточной инклюзивности и низком качестве процессов принятия решений. Мало кто верит, что итоговое соглашение о реформировании международного корпоративного налогообложения, даже если оно будет реализовано, обеспечит странам развивающегося мира значимые и устойчивые доходы.
Переговоры под эгидой ООН позволили бы странам ЛАКБ отстаивать свои общие интересы. Хотя мы сталкиваемся с общими проблемами в трансграничном налогообложении (и это особенно касается цифрового бизнеса), мы до сих пор не объединились для разработки общих решений, причём как на внутреннем, так и глобальном уровнях. Ситуацию нужно менять.
В рамках нового подхода власти должны опереться на перераспределение налоговых прав в соответствии с соглашением ОЭСР и пойти дальше. Нынешней системе не хватает всесторонней и эффективной стратегии налогообложения мегакорпораций, работающих на цифровых рынках, поэтому её необходимо реформировать, чтобы обеспечить более справедливое распределение данных прав.
Впрочем, ещё важнее тот факт, что даже в случае, если достаточное количество стран BEPS подпишут многостороннее соглашение, крайне маловероятно, что удастся заручиться поддержкой двух третей членов Сената США – большинство, которое требуется для ратификации этого соглашения в Америке. А поскольку штаб-квартиры многих из крупнейших мировых технологических компаний расположены в США, это соглашение в итоге окажется написанным на воде, а глобальная цифровая экономика будет и дальше облагаться налогами в недостаточной мере.
В краткосрочной перспективе развивающиеся страны должны предпринимать меры в одностороннем порядке, а не ждать, пока другие страны примут решения за них. Это может означать введение специальных сборов с цифровых услуг или налогообложение на основе принципа значительного экономического присутствия. Хотя это не всеобъемлющая реформа, подобные меры (они были недавно предприняты Колумбией, когда я работал там министром финансов) гарантируют, что транснациональные компании начинают платить справедливо причитающуюся с них долю налогов в тех странах, в которых они зарабатывают свои прибыли.
Тем временем процесс под эгидой ООН сделал бы возможным более широкий пересмотр способов закрытия лазеек в международной налоговой системе. Например, масштабы реформы можно расширить, включив в неё координацию налогообложения индивидуального богатства. Недавнее исследование Налоговой обсерватории ЕС показало, что глобальный налог на богатство мировых миллиардеров (примерно 3 тысячи человек) в размере 2% позволит ежегодно привлекать $250 млрд, в том числе около $7,3 млрд в одной только Латинской Америке. В рамках инициативы BEPS удалось нормализовать идею глобального минимального уровня налогов для корпораций, а межправительственные переговоры в ООН позволили бы сделать то же самое с налогами для сверхбогачей.
ООН уникально позиционирована для решения таких вопросов, учитывая всеобщее членство стран в этой организации и закреплённый в её уставе принцип суверенного равенства. Новейшая история показывает, что инклюзивность – это необходимое предварительное условие для успеха в создании прогрессивной и эффективной налоговой системы. Когда повестка переговоров формируется коллективно, их результаты воспринимаются как более легитимные всеми участниками, а это зачастую приводит к улучшению комплаенса (соблюдению утверждённых правил). Кроме того, в ООН развивающиеся страны объединены в переговорные блоки, расширяющие их возможности продвигать свои интересы.
Ни одна из стран ЛАКБ не имеет столько политического, демографического или экономического влияния, чтобы в одиночку повлиять на международные переговоры. Именно поэтому Колумбия, Бразилия и Чили создали «Региональную платформу налогового сотрудничества стран Латинской Америки и Карибского бассейна». Сегодня мы должны использовать этот единый голос, чтобы поддержать призыв Африканской группы к новой, более инклюзивной конвенции ООН о международном налоговом сотрудничестве.
Автор Хосе Антонио Окампо
Источник forbes.kz