Эпоха бензиновых двигателей заканчивается, утверждает председатель совета АО «Группа Компаний Аллюр», президент ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев. На чем основана его уверенность и как скоро это произойдет, он рассказал в интервью «Курсиву».

– Откуда ваша уверенность, что будущее за электромобилями? Ведь совсем недавно Американская ассоциация автомобилистов заявила, что у электрокаров нет перспектив, кроме локальных рынков с хорошим климатом и дешевой электроэнергией.

– На самом деле предпосылок к тому, что будущее за электромобилями, много. Основная – Китай, который является самым конкурентным, так как он производит внутри страны 30 млн автомобилей в год. Для сравнения: США производит 15 млн. И 50% всех новых моделей, произведенных в Китае, – электрические, без возможности установки бензиновых двигателей. В этой же стране 99 процентов электрических автобусов. Китайские компании инвестировали в прошлом году только в ноу-хау $14 миллиардов на приобретение технологий в области автомобилестроения. Ни одна страна мира не потратила столько денег на эти цели. Главная суть современного машиностроения – это разработка нового автомобиля. В этом заключается потенциал автопрома, и это стоит огромных денег.

– Но не может же один производитель, даже такого масштаба, как Китай, диктовать всему миру направление в машиностроении.

– Ряд стран официально отказываются от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в пользу электрических. К 2025 году намерены полностью пересесть на автокары такие страны, как Китай, Германия, Великобритания, Греция. После 2030 года этот список стран значительно увеличится.

В 2018 году, когда я был в Монако, записался на встречу с легендарным человеком в автомобилестроении Биллом Фордом, внуком великого Форда. Беседа длилась всего 15 минут, и я задал вопрос: какое будущее у автомобильной промышленности? Почему именно такой вопрос? Потому что это те люди, которые это будущее формируют. Оно ведь не рождается просто так. Если эти люди хотят заниматься электромобилями, то мир будет их покупать. От их стратегии зависит, куда пойдет автомобильное направление.

И Билл Форд ответил, что однозначно электромобили – это тренд номер один. Он сказал тогда: «Мы тратим колоссальные деньги для его развития». И второе направление – автомобиль-беспилотник. Все опыты и эксперименты сделаны, ничего сложного нет. Вопрос лишь в регулировании законодательства. Так что очень скоро весь мир пересядет на электрокары.

– Насколько быстро развивается новое направление в автомобилестроении? Где-то уже сегодня можно купить электромобили?

– Начну немного издалека, чтобы стало понятно, что в развитии этого направления заинтересованы не только производители. В 2018 году в Европе проводили опрос 250 тысяч владельцев бензиновых автомобилей, и 70% из них ответили, что следующий их автомобиль будет электрический. Ментальность меняется во всем мире. Цена электромобилей существенно снизилась, но цель у мирового автопрома – к 2021 году довести среднюю стоимость электрического автомобиля до $12 тысяч.

Бензиновый автомобиль намного сложнее, а электрический – это автомобиль-гаджет. В электромобилях простейшая технология, в их двигателе нечему ломаться, так как в нем в 10 раз меньше компонентов. Уже сейчас у нас в стране стоимость электрического автомобиля $25 тысяч. Подписана инвестиционная политика Казахстана на выделение субсидий на приобретение электромобилей в размере $5 тысяч. То есть уже сейчас их можно купить у нас в стране за $20 тысяч.

– Мы привыкли, что автомобили заправляются бензином, в городах есть развитые сети АЗС. А как будет обстоять дело с заправкой электромобилей?

– Сейчас в Казахстане машиностроители делают инфраструктурные изменения. Например, в Нур-Султане и Алматы открываем сеть заправочных станций для электрических батарей. В Нур-Султане 50 таких заправок уже поставили, задача – поставить 300 до конца 2019 года. Такие же планы в Алматы и Шымкенте. Сейчас уже используются батареи нового поколения, которые в течение трех лет изменились со 100 километров пробега до 580. И уже есть технологии, благодаря которым зарядка батареи сократится до 20–30 минут.

Можно не верить в то, что электромобили уже достаточно скоро придут в нашу повседневную жизнь, но вот еще один пример. На обложке журнала «Форд-2007» красовалось фото человека с телефоном Nokia и подпись: «Кто побьет короля?». Где сейчас Nokia, кто ее помнит?! А ведь всего 10 лет прошло. Так же и с автомобилями произойдет. Как только пробег среднего автомобиля с электрическим двигателем достигнет 700–800 километров после зарядки – а такие технологии на самом деле уже есть – и его стоимость опустится до $15 тысяч, то эти автомобили войдут в нашу жизнь.

Точка зрения

Председатель ассоциации «Жана жагармай» Кайыпбек Камбаров:

«Это очень интересный проект. Но как скоро он будет воплощен… Будущее, безусловно, за электромобилями, но это, по моему мнению, произойдет лет через 15–20. Да и то они заменят бензиновые на 20%, не более.

Я слышал, что одной зарядки электрической батареи хватает на 150 км. То есть поехал в Туркестан и там остался. Даже если в Шымкенте, Нур-Султане и в Алматы построят заправочные станции для электрических батарей, но они нужны и в других городах, регионах, поселках, на трассах, чтобы можно было вернуться. То есть этот вопрос надо в комплексе решать.

Это экологически чистый транспорт, он необходим в городах, и в первую очередь касательно пассажирских автобусов. А вот электромобили пока будут востребованы только внутри городов. За пределами города мы будем по-прежнему использовать бензиновые авто».

 

Источник: Kursiv.kz