Не первый день на слуху проблема с экспортом казахстанской пищевой продукции в Российскую Федерацию. С заявлениями в СМИ выступили казахстанские молочники. Суть вопроса заключается в длительном оформлении товаросопроводительных документов. Председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов рассказал Forbes.kz  о причинах возникновения проблемы и призвал государственные органы решительнее отнестись к решению вопросу

Аблай Исабекович, расскажите, с чем связаны озвученные молочниками проблемы?

- Ограничения в отношении казахстанских товаров начались не сегодня. Эта история берет своё начало в 2015 году, когда Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Напомню, что при вступлении в ВТО Казахстан снизил пошлины более чем на 4000 товаров. Это означает, что в независимости от членства в ЕАЭС и общей таможенно-тарифной политики Союза, Казахстан обязуется «растаможивать» эти товары по более низким ставкам.

Для примера:

на автомобили (код ТН ВЭД 8702) ставка Казахстана по обязательствам в ВТО – 12%, а в ЕТТ ЕАЭС – 20%, консервированная рыба (код 1604) может ввозиться в Казахстан по ставке 6%, а в ЕАЭС по ставке 12%, прокат плоский (код 7212) в РК ставка 0%, в ЕТТ – 5%. Как видите, разница между ставками существенная.

При этом повышать пошлины по этим позициям до уровня ЕТТ ЕАЭС мы не имеем права до 2023 года. Эта ситуация вызвала обеспокоенность со стороны партнёров по Союзу, потому что отсутствие таможенных границ могло привести к перетоку «дешёвых» товаров из Казахстана в другие страны ЕАЭС. Их сомнения понятны. Чтобы решить эту ситуацию, в 2015 году Казахстан взял обязательства перед членами Союза не допускать вывоза товаров, которые заходят в Казахстан по пониженным пошлинам.

Был подписан протокол, согласно которому казахстанские органы государственных доходов взяли на себя ряд обязательств:

  1. не допускать вывоза из Казахстана в другие страны ЕАЭС товаров, которые были ввезены по ставкам ВТО;
  2. подтвердить право на вывоз товаров из данного списка и экспортируемых в страны Союза.

Сейчас у бизнеса Казахстана есть две опции: 1) можно ввозить товары в Казахстан по сниженным ставкам, но использовать этот товар необходимо только на территории Казахстана, вывозить такие товары запрещено; 2) если предприниматель ввозит товар, который впоследствии будет реализован на территории других стран ЕАЭС, то необходимо ввозить его по ставкам ЕТТ и исполнять ряд обязательств (сохранять таможенную декларацию для всех сделок и выписывать ЭСФ). 

Скажите, и как теперь эта схема работает по факту?  

- Надо понимать, что, с одной стороны, Казахстану необходимо было исполнять обязательства перед ВТО, а с другой – исключить риски перед партнёрами по Союзу и не допустить вывоза «дешёвых» товаров в другие государства - члены ЕАЭС.

Для решения этой задачи Минфином была создана Информационная система электронных счёт-фактур (ИС ЭСФ), которая должна была обеспечивать полную прослеживаемость товаров, которые ввозятся в РК по сниженным таможенным пошлинам. И здесь мы подняли резонный вопрос: а как идентифицировать товары, которые были произведены в Казахстане, но в то же время включены в Перечень изъятий? Или как быть с товарами других государств - членов Союза, которые, к примеру, были ввезены в Казахстан из России и экспортируются в Кыргызстан? Изначально таможенные службы ЕАЭС хотели контролировать импортные товары, но как отделить «зёрна от плевел», никто не задумывался.

Совместными усилиями был разработан и утверждён порядок вывоза данных товаров, предусматривающий все возможные варианты: и произведённые в Казахстане товары, и товары Союза, и импортные товары, ввезённые по ставкам ЕТТ ЕАЭС.

Но и в этом решении не всё было гладко для бизнеса. Учитывая, что ИС ЭСФ на тот момент функционировала не в полном объёме, представители таможенных органов стран ЕАЭС настояли на обязательном заверении каждой партии товара, включённого в Перечень изъятий и экспортируемого из Казахстана в ЕАЭС, печатью КГД МФ РК. Это означало, что в итоге предпринимателю всё равно надо будет идти «ногами» в органы государственных доходов, чтобы получить печать.

В этом, собственно, и заключается главная проблема. Такая процедура существенно замедляет и усложняет процедуру экспорта для предпринимателей. Сегодня предприниматель привязан к режиму работы органов государственных доходов, к занятости руководителей этих органов. Зачастую предприниматели вынуждены ожидать, пока руководитель ОГД вернётся с совещания и освободится, чтобы поставить подпись и печать на ЭСФ.

Таким образом, отечественный производитель оказался «в проигрыше» вдвойне. Во-первых, теперь товар, который он производит, импортируется на рынок по более низкой ставке; во-вторых, он не может осуществить экспорт на важнейший рынок ЕАЭС без «живой» подписи чиновника.

Решается ли эта проблема? Каким образом?

- Прошу обратить внимание, что изначально, когда в 2016 году утверждались дополнительные требования к экспорту товаров из Перечня изъятий, бизнес согласился на новые условия только потому, что эти требования были временные. В решении Евразийского межправсовета так и записано: «заверение бумажной копии ЭСФ действует до принятия решения Евразийского межправсовета, отменяющего порядок заверения». Однако, как видите, за 3,5 года «временный» порядок так и не был отменён, и бизнес вынужден раз за разом заверять ЭСФ на каждую партию товара. 

Сейчас в этой истории новый виток. Национальная палата «Атамекен» в который раз подняла вопрос о необходимости отмены заверения бумажных копий ЭСФ. Как этого добиться? Необходимо обеспечить признание казахстанской системы ЭСФ другими государствами - членами ЕАЭС и наладить автоматизированный обмен данными из ЭСФ между таможенными органами Союза. Как только эти параметры будут достигнуты, автоматически отпадет необходимость проставлять печать на бумажной копии ЭСФ. А это значит, что предприниматель, получив все подтверждающие документы на товар и распечатав ЭСФ, может сразу вывозить товар.

После волны, поднятой публикациями в СМИ молочниками, наши уполномоченные государственные органы активно включились в процесс решения проблемы, которая не сегодня возникла.

Разработана очередная Дорожная карта по упрощению процедур экспорта. И снова мы наблюдаем, что у чиновников есть желание переложить ответственность на плечи бизнеса. По мнению государственных органов, решением всех проблем при экспорте казахстанских товаров должна стать интеграция информационных систем выдачи сертификата СТ-1 и ИС ЭСФ. Однако интеграция, от которой, надо сказать, палата не отказывается, не отменит главного – необходимости заверения ЭСФ на каждую партию товара.  До тех пор пока есть человеческий фактор, а заверение делают живые люди, у которых есть режим работы, выходные и праздничные дни, бизнес всегда будет находиться в зависимости от государственных органов.

Хочу отметить, что «Атамекен» в интересах бизнеса автоматизировала систему выдачи сертификата СТ-1. Система даёт ряд преимуществ и удобств для предпринимателей:

- Снижение нагрузки с субъектов предпринимательства: обратная связь с системой через личный кабинет и электронную почту (уведомления, напоминания), удобство и простота пользования системой;

- Прозрачность: прослеживание статуса заявки и сроков её исполнения в онлайн-режиме с возможностью контроля всех этапов;

- Автоматизация процесса и информационная безопасность: запись всех действий в системе (хронология событий); применение системы управления рисками (СУР) и форматно-логического контроля (ФЛК) во избежание внесения ошибочных данных.

НПП «Атамекен», как законный представитель казахстанского бизнеса, в первую очередь заинтересована в упрощении процедур экспорта. И сегодня у нас есть чёткое понимание, что добиться этого можно, только отменив заверение ЭСФ в органах государственных доходов. Скажу больше, казахстанские товары, которые включены в Перечень изъятий, имеют высокий экспортный потенциал. За три года (2016-2018), несмотря на все барьеры и ограничения, нам удалось нарастить экспорт в ЕАЭС по таким товарам, как макаронные изделия, огурцы и корнишоны, кисломолочная продукция, томаты, мясо птицы и др.

Тем самым бизнес подтверждает свою готовность выходить на рынок ЕАЭС и поставлять конкурентоспособную казахстанскую продукцию. Задача государственных органов - создать им соответствующие условия и снять ограничения при экспорте товаров в ЕАЭС.