Заместитель председателя Национального банка Алия Молдабекова прокомментировала текущую ситуацию на валютном рынке в марте 2020 года.

О факторах, играющих ключевую роль в формировании валютного рынка

Во-первых, страны ОПЕК+ не смогли договориться ни об уровне сокращений добычи нефти, ни о продлении действующих на тот момент параметров ограничений по добыче, что стало причиной обрушения цен на нефть. Во-вторых, распространение коронавируса достигло значительных масштабов, ВОЗ объявила СOVID-19 пандемией. В целях предотвращения распространения вируса повсеместно вводились карантинные меры, в связи с чем мировая экономика впервые за долгое время столкнулась практически с угрозой остановки экономической активности.

Эти два фактора, безусловно, сыграли ключевую роль в формировании динамики нашего валютного рынка. Если в феврале начавшаяся негативная динамика на внешних рынках была сглажена внутренним сезонным фактором, а именно крупными конвертациями экспортеров в налоговый период, то в марте ситуация на мировых рынках критически ухудшилась. Цены на нефть упали более чем в 2 раза. Если в начале марта баррель нефти стоил 52 доллара, то к концу он не превышал 25 долларов. Как следствие, значительно ослабли валюты стран-экспортеров нефтепродуктов – российский рубль ослаб на 18,1%, мексиканское песо ослаб на 22%, норвежская крона – ослабление на 12%.

Происходило глобальное падение стоимости активов, которое вызвало отток капитала с развивающихся рынков. С учетом возросших рисков и волатильности инвесторы закрывали позиции в пользу ценных бумаг США и золота. Мы также наблюдали выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка на сумму порядка 80 млрд тенге в течение марта.

Эта ситуация отразилась и на внебиржевом рынке валютных операций с тенге. Котировки безпоставочных форвардов по паре доллар-тенге или NDF (non deliverable forward) в течение месяца демонстрировали возросшую волатильность. Ставки по 3-х месячным форвардам доллар-тенге, которые обычно равны дифференциалу ставок между странами, достигали в определенные моменты 34% против порядка 9-11% в нормальное время. Данная динамика отражает увеличение риск-премии инвесторов из-за неопределенности и ожиданий ослабления национальной валюты. На текущий момент рынок NDF успокоился, ставки снизились до значений, близких к нормальным.

Об объемах валютных интервенций

Национальный Банк действительно проводил интервенции, что способствовало обеспечению финансовой стабильности и нормальному функционированию валютного рынка в тяжелый период. Для предотвращения чрезмерных колебаний на фоне отсутствия предложения Нацбанк в отдельные периоды выступал в качестве единственного продавца.

В условиях резко падающей цены на нефть, для ограничения дестабилизирующего влияния внешних факторов на внутренний валютный рынок, с 10 марта Национальный Банк проводил интервенции, объем которых составил 1 487,6 млн долларов. Интервенции проводились на биржевом рынке как во время обычных торгов, так и методом франкфуртского аукциона.

О влиянии франкфуртского аукциона на торги

Валютные торги тенге-доллар в отдельные дни проходили методом франкфуртского аукциона. Франкфуртские торги запускались на валютном рынке 10, 16, 19 и 20 марта. 10 и 16 марта аукцион запускался, потому что происходило значительное отклонение от курса закрытия предыдущего рабочего дня.

19 и 20 марта после падения цены на нефть впервые ниже отметки 25 долларов за баррель, Национальным Банком совместно с Казахстанской фондовой биржей (KASE) было принято решение проводить торги валютной парой тенге-доллар методом франкфуртского аукциона. Благодаря аукциону удалось снизить ажиотажную волатильность тенге.

Аукцион сработал как стабилизационный механизм и позволил предотвратить вероятность паники на валютном рынке. Около 800 млн долларов из общего объема интервенций Национального Банка было продано в те дни, когда объявлялся франкфуртский аукцион.

О влиянии интервенций на уровень золотовалютных резервов

Несмотря на проведенные интервенции международные резервы, по итогам месяца выросли предварительно почти на $80 млн, достигнув уровня $29,97 млрд.
Резервы в свободно конвертируемой валюты (СКВ) достигли $10,3 млрд, увеличившись за месяц более чем на $700 млн благодаря двум основным факторам: увеличение средств БВУ в инвалюте на корреспондентских счетах НБРК на $1,5 млрд, а также за счет продажи золота.

В марте Национальный Банк в рамках Концепции формирования и использования Национального фонда продал золото более чем на $300 млн из золотовалютных активов (ЗВА) в Национальный фонд (НФ). По итогам месяца с учетом падения цены на золото, объем портфеля золота сократился до $19,7 млрд.

О состоянии Национального фонда на фоне колебаний на внешних рынках

По предварительным данным валютные активы Национального фонда составили $57,5 млрд, снизившись за месяц на $2,5 млрд. Следует выделить следующие причины снижения валютных активов НФ.

Во-первых, преимущественно из-за падения рынка акций рыночная переоценка активов Национального фонда снизилась на порядка $1,9 млрд. Так, за март снижение индекса акций составило порядка 13%, а за весь 1 квартал рынок акций упал почти на 25%.

При этом следует отметить, что рынки акций волатильны, с начала апреля они показывают рост, в среднем на 3%, что принесло порядка $250 млн инвестиционного дохода в НФ. Доля акций от общего объема Национального фонда не высокая и составляет порядка 17%.

Во-вторых, в марте трансферты из Национального фонда в бюджет составили 341 млрд тенге. С целью выделения трансфертов Национальным банком на валютном рынке было сконвертировано валютных активов на сумму $872,7 млн.

Об обязательной продаже части валютной выручки субъектами квазигосударственного сектора на внутреннем валютном рынке

По инициативе Национального Банка Правительством было принято решение об обязательной продаже части валютной выручки квазигосударственного сектора на внутреннем рынке. Это решение действует в период чрезвычайного положения и касается субъектов квазигосударственного сектора, доля государства в уставном капитале которых, превышает 50%, в том числе АО «ФНБ «Самрук-Казына».

Реализация этих мероприятий позволяет увеличить предложение на валютном рынке. Обязательная продажа части валютной выручки началась с 26 марта, реализованный объем на 31 марта составил 50 млн. долл.

О принятых мерах для стабильности внутреннего рынка

Кроме участия на валютном рынке, Нацбанк в рамках традиционных мер по поддержке денежного рынка продолжает предоставлять ликвидность в национальной валюте под залог ценных бумаг, а также под залог валюты (операции своп).

Мы также осуществили завоз наличной иностранной валюты из-за рубежа и продаем ее банкам в стандартном режиме. Недостатка наличной иностранной валюты в Казахстане нет. Для предотвращения спекулятивного завышения курса обменными пунктами Нацбанком было принято решение об установлении пределов отклонений курса покупки от курса продажи иностранной валюты.

Нацбанк непрерывно мониторит ситуацию на внутреннем валютном и денежном рынках, международных финансовых рынках и обладает полным набором инструментов для предотвращения необоснованной волатильности и сохранения финансовой стабильности.

Март текущего года в целом собрал в себя совокупность всех возможных шоков, в первую очередь для жизнедеятельности, во вторую – для экономики и финансовых рынков.

Как и весь мир, Казахстан впервые столкнулся с такими одновременными вызовами. Однако к началу апреля появились и позитивные сигналы. Меры поддержки со стороны Федерального резерва и других центральных банков, выделение рекордных $2 трлн от Правительства США в значительной мере успокоили рынки. После коррекции цена на нефть стабилизировалась в ожидании 9-10 апреля. Предполагается, что в эти даты страны-крупнейшие производители нефти вернутся за стол переговоров.

Пресс-служба НБРК