В условиях активных реформ, проводимых в Узбекистане, конкуренция за инвестиции в Центральной Азии будет стремительно обостряться. Казахстан, как главный бенефициар иностранных поступлений за последние 25 лет, должен активизировать перестройку своей экономики и рынков капитала в целях удержания столь важной стратегической позиции.
Обсудить столь актуальную тему мы решили с представителем сектора, который регулярно отслеживает финансовые потоки, председателем правления Halyk Global Markets (ДО Народного Банка Казахстана) Чингизом Жаксыбеком.
Чингиз, как вы оцениваете узбекский рынок?
- Наша компания внимательно следит за развитием ситуации в Узбекистане. Анализ проводимых реформ действительно указывает на то, что прямые и портфельные иностранные инвестиции в страну будут только нарастать. Так, в 2019 FDI выросли более чем втрое, превысив $4 млрд, за 9 месяцев 2020 привлечено почти $5 млрд, а до конца года планируется до $7 млрд
В рамках масштабной приватизации планируется реализовать доли в 1 400 государственных предприятиях и предложить пакеты свыше 20 крупнейших компаний местным и иностранным инвесторам в рамках IPO. Планируемый объем поступлений в бюджет - свыше $25 млрд. С целью стимулирования портфельных инвестиций уже были осуществлены размещения суверенных и квазигосударственных облигаций на международных биржах.
Также утвержден перечень из 86 инвестиционных проектов в различных секторах для привлечения прямых иностранных инвестиций более чем на $6 млрд: 20 проектов в ТЭК и нефтехимии на $4,5 млрд; 26 проектов в сельском хозяйстве на $551 млн; 13 проектов в металлургии, машиностроении, электротехнической и легкой промышленностях на $537 млн; 5 проектов в строительстве на $534 млн; 22 проекта в социальной, туристической и фармацевтической сферах на $161 млн.
Это говорит о том, что инвесторов достаточно большой выбор в различных секторах экономки, а страна в ответ получает диверсификацию иностранных вложений.
- Более того, наблюдается рост иностранных инвестиций и в проекты регионального значения, в том числе благодаря созданию СЭЗ. Важно отметить, что поддержка локального бизнеса и его интересов реализована через схему создания совместных предприятий. На сегодня в стране зарегистрировано свыше 11 300 активных предприятий с иностранным участием, в том числе из КНР, Турции, Южной Кореи, США и Германии. Открыто и планируется к запуску производство автомобилей KIA и Volkswagen, обуви Nike и Adidas, одежды Hugo Boss, продукции Philip Morris и Procter & Gamble, а General Electric обсуждает участие в строительстве гидроэлектростанций.
Узбекистан, будучи лишь наблюдателем в ЕАЭС и не имея членства в ВТО, сейчас не скован какими-либо ограничениями и регулированием, как следствие, имеет больше гибкости в проводимой политике. Ведутся переговоры с такими странами, как Турция и Южная Корея, о льготных условиях взаимной торговли. Отдельным экспортным секторам планируется предоставлять субсидии по покрытию до 50% расходов на транспортировку.
Примечательно, что у страны стоит амбициозная цель и уже проводятся консультации по созданию Международного финансового центра в Ташкенте (интересно, что наш МФЦА также среди консультантов).
При появлении сильного регионального конкурента какие меры могут быть приняты с нашей стороны?
- Одна из эффективных и необходимых мер по нивелированию риска сокращения внешних инвестиций и их перетока в Узбекистан - это выступить таким внешним инвестором там и стать конкурентом для других иностранных игроков за те или иные проекты. Мы видим большие региональные возможности для казахстанского капитала. Благодаря резкому рывку Казахстана в плане финансовых реформ в начале независимости и огромной работе, проделанной старшим поколением, сегодня мы имеем достаточно зрелый и крупный по масштабам финансовый сектор, который за эти годы повидал практически всё.
Именно сейчас наши финансовые и инвестиционные организации готовы и имеют все необходимые компоненты для того, чтобы выходить за рамки страны и конкурировать в других перспективных регионах. Это и достаточные финансовые ресурсы, и качественное корпоративное управление, и сильная экспертиза.
И одним Узбекистаном мы не должны ограничиваться. Есть огромный российский рынок, страны Восточной Европы и отдельные динамично развивающиеся рынки Азии.
Про достаточные финансовые ресурсы: на сегодня актуальна проблема использования ликвидности, которая накоплена в казахстанской экономике.
- Только в нотах НБРК «зависло» порядка 2,7 трлн тенге. Пенсионные активы превысили 12,5 трлн тенге. На счетах и депозитах физических и юридических лиц - порядка 18,5 трлн тенге. Это более 33 трлн тенге ($78 млрд) без учета денег вне банковской системы!
Ряд структурных проблем создали такую risk-off-ситуацию, когда свободные активы институциональных и частных инвесторов существенно превышают локальные инвестиционные возможности. В итоге мы имеем не только риски сокращения иностранных инвестиций, но и усиление конкуренции среди внутренних инвесторов за те дефицитные активы, которые в данный момент имеются.
Качественные проекты в реальном секторе ограничены, а возможности для портфельных инвестиций скудны. Кстати, здесь есть некая иллюзия. Да, наблюдается прирост брокерских счетов, да, есть уже две конкурирующие между собой биржи, но ввиду ограниченного числа инструментов инвестиции направляются преимущественно в иностранные бумаги. Такое положение дел сложно назвать развитием нашего рынка. Его основная функция по перераспределению внутренних ресурсов не выполняется. Сейчас же мы наблюдаем за условным оттоком капитала за рубеж. Углубление интеграции и взаимный допуск на биржи ЕАЭС создает дополнительные риски ухода казахстанских инвесторов на более наполненные инвестиционными историями рынки.
Действительно, есть существенный перекос между огромными инвестиционными ресурсами и линейкой доступных инструментов. На Западе мостом над этой пропастью выступает инвестиционный банк. Какие решения вы предлагаете?
- С учетом того, что доля государства в экономике остается значительной, решение проблемы кроется в более активной приватизации. Благо, в этом плане у нас достаточно качественных активов. Нельзя забывать, какой сильный эффект дали аналогичные шаги фондовому рынку Великобритании, Южной Кореи и даже Польши. В данном случае мы должны создать прямую конкуренцию узбекской программе за инвестиционные потоки в нашем регионе.
Несмотря на то что наиболее благоприятный момент уже упущен, в условиях дефицитного бюджета и резкого сокращения в него поступлений вопрос продажи объектов становится еще более острым. Безусловно, надо быть готовым к дисконту. Здесь надо вспомнить успешный опыт народного IPO, когда удалось привлечь широкие слои населения на фондовый рынок через продажу лишь 10% акций КазТрансОйла и КЕГОК. Эффективная схема есть. На первом этапе – реализация только резидентам, на втором – выход на западные площадки. Решается сразу несколько стратегических задач: приток и удержание инвесторов, пополнение бюджета, улучшение прозрачности и качества управления в самих компаниях.
К примеру, наша оценка отдельных объектов приватизации показывает, что для более успешной реализации необходимо рассмотреть альтернативный вариант структурирования активов – инвестиционная упаковка с позиции качества баланса, доходов и рентабельности и, как итог, более высокие рыночные мультипликаторы. Имеются также опции по увеличению размера реализуемой доли, в том числе через такой непрактикуемый у нас инструмент, как «золотая акция», в рамках которой государство могло получить контрольный голос по ограниченному числу особо чувствительных вопросов.
Инвестиционная привлекательность, будь то частного бизнеса или государственного предприятия, повышается через подбор оптимальной структуры активов, реализацию непрофильных, spin-off перспективных направлений, что позволяет раскрыть потенциал и, как следствие, повысить общую рыночную стоимость крупного холдинга и эффективность бизнес-сегментов. Среди успешных сделок можно назвать следующие: в технологическом секторе - выделение в отдельную публичную компанию PayPal из eBay, табачном - Philip Morris из Altria Group, фармацевтике - AbbVie из Abbott Laboratories и нефтегазовом – Phillips 66 из ConocoPhillips.
Статус локальных инвестбанков на нашем рынке должен повышаться, в том числе на уровне государственных программ. Для этого есть кадровые ресурсы, необходимые компетенции и качество экспертизы. Данные игроки остаются недооцененным классом институциональных инвесторов, которые могут выступить крупными портфельными или прямыми участниками в тех проектах, которые консультируют и в которых видят ту самую скрытую стоимость.
Автор Иван Жуков
Источник forbes.kz