Председатель правления банка Kassa Nova Шолпан Нурумбет в эксклюзивном интервью рассказала о деталях сделки с Freedom Holding Corp.
Шолпан Мукашевна, нынешним летом было объявлено о том, что Freedom Holding Corp. покупает у ForteBank 100% акций банка Kassa Nova. На ваш взгляд, почему этот финансовый холдинг выбрал именно ваш банк?
- Когда покупатель хочет что-то приобрести, он делает сравнительный анализ товара. Группа Freedom тоже должна была выбирать из нескольких банков. Обсуждая сделку, было проговорено, что им не интересна сфера кредитования. Поэтому наш акционер предложил выкупить из Kassa Nova весь кредитный портфель. Причем выкупить не с дисконтом, а по балансовой стоимости, отраженной в финансовой отчетности.
У нас очень хороший кредитный портфель, который оценивается в 60 млрд тенге. Этот портфель приносил, и будет приносить доход, мы всегда оценивали риски согласованно с ForteBank, им понятна наша стратегия, поэтому для них, как для акционера, не будет никаких сюрпризов с нашим кредитным бизнесом.
На мой взгляд, это было одним из главных условий сделки, поскольку такие же условия не смог бы предложить ни один другой средний банк в стране. Также немаловажной причиной выбрать именно наш банк было наличие взаимодействия с МПС (международная платежная система): и MasterCard, и Visa. Даже при наличии бюджета на создание собственного процессинга, на его реализацию потребовалось бы пару лет. Исходя из этого, сделка будет win-win для всех cторон.
Получается, Freedom Holding получит банк только с депозитным портфелем?
- Да, у них будет шикарный банк, в котором будут только деньги и деньги депозиторов (улыбается).
Kassa Nova был банком на продажу?
- Нет, мы работали без мыслей о том, что Kassa Nova продадут.
Если вспомнить последние десять лет, банки в стране активно закрывались и поглощались — многим было сложно выдерживать новые пруденциальные нормативы регулятора. Когда я возглавила Kassa Nova в конце 2016-го, на рынке было 34 банка, сейчас их 27.
Исходя из финансовой отчетности банка можно увидеть, что все эти годы мы чувствовали себя стабильно. Работали на качество, хотели иметь и имели доходность выше рыночной, при этом у нас не было задачи гнаться и наращивать активы. Вот почему Kassa Nova идеально подходили для Freedom Holding, которым нужна банковская лицензия и выстроенная операционная система.
С другой стороны, ForteBank - очень большой универсальный банк, а мы сфокусировались на малый и микробизнес. Kassa Nova не выдавал кредиты размером более 300 млн тенге. Однако в каких-то сегментах нахлест в стратегиях двух банков был неизбежен. Поэтому ForteBank и пошел на сделку, чтобы сконцентрироваться на одном банковском бренде.
Стала ли пандемия и шторм на финансовом рынке триггером для продажи банка?
- Пандемия, наоборот, оттянула завершение сделки. Работу по продаже мы начали еще в прошлом году, и должны были объявить о ней месяца на три раньше, чем мы это сделали. Специалисты знают, что такие сделки как наша физически и технически невозможно начать, и завершить за четыре месяца. Предвосхищая ваш вопрос, отмечу, что на стоимость сделки пандемия тоже не повлияла.
Сумма сделки купли-продажи объявлена не была, но глава Freedom Holding Тимур Турлов заявил, что покупатель уже внес аванс в размере $4,3 млн, и осталось заплатить «примерно 90%». Таким образом, все посчитали, что сумма сделки может составлять около $43 млн. Насколько эта цифра отражает реальность?
- У нас не зафиксирована ни эта, ни какая-либо другая конкретная сумма. Если быть точнее, Тимур Турлов на общей пресс-конференции отметил, что капитал банка, умноженный на коэффициент 1,1 на день расчета. А поскольку банк это живой организм, у нас доходы и расходы каждого дня влияют на размер капитала, точная сумма будет известна в день закрытия сделки.
Kassa Nova - хорошо капитализированный банк. За последние несколько лет вы существенно укрепили финансовые показатели, расширили продуктовую линейку, и повысили качество обслуживания. NPL у банка достаточно низкий — 6,7%. Насколько справедлива такая оценка при продаже банка?
- Конечно, сравнивать сейчас не с чем - в последние 4-5 лет в Казахстане не было рыночной продажи банка. А продажи 10-15-летней давности сравнивать сейчас не имеет смысла. Поэтому, наверное, на нашу сделку будут ориентироваться другие покупатели. Считаю, условия купли-продажи хорошие для всех. Банк продается не с дисконтом, а с премией. Плюс мы еще откупили кредитный портфель, который в умелых руках будет приносить доходы.
Шолпан Мукашевна, а на деятельность Kassa Nova пандемия повлияла?
- У нас был непростой период, когда началась волна запросов отсрочек по займам. Мы переживали, поскольку встал бизнес во всей стране. Но в итоге по результатам трех кварталов 2020 мы вышли очень хорошо по показателям: примерно лишь 10% наших клиентов все еще пользуются отсрочкой.
В целом с лета нынешнего года мы перестали выдавать кредиты — это было одно из условий сделки купли-продажи. И как следствие, за последующий квартал объем нашего портфеля уменьшился на 8 млрд тенге.
С момента объявления о сделке прошло почти полгода, но она еще не завершена. Произошли ли какие-то существенные движения в вашем депозитном портфеле и активах за это время?
- У нас около 100 тыс. клиентов, и, к счастью, сильного оттока депозитов не было. Хотя, признаюсь, я готовилась к оттоку, и даже собрала заранее деньги. В течение первого месяца после объявления сделки мы зафиксировали лишь 1% оттока по вкладам. Но со всеми крупными клиентами мы встретились и поговорили накануне объявления сделки. Большинство из них сделку восприняли нормально — видимо, это означает, что у Freedom Holding хорошая репутация.
Было объявлено, что проведение кадровых перестановок после завершения сделки в Kassa Nova не ожидается. Означает ли, что вы и ваша команда останетесь в банке после завершения сделки?
- После завершения сделки я остаюсь в группе «Верный Капитал» – ассоциирую себя только с ней. То есть, в Kassa Nova я не останусь — это факт. Дело в том, что Freedom Holding не будет заниматься кредитованием, а я в своей работе фокусируюсь в основном на это. Поэтому, считаю, надо работать с тем, в чём ты разбираешься.
На казахстанском рынке недавно были примеры, когда объявленные сделки по слияниям и поглощениям срывались. Насколько тверда договоренность по Kassa Nova?
- Всегда всё возможно переиграть. Но мы так далеко зашли в этой сделке, прошли множество шагов, что вероятность отмены минимальная. Мы будем чувствовать себя комфортно при любом раскладе. Но всё же обе стороны очень серьезно настроены по сделке. И, пожалуй, единственным серьезным препятствием тут может быть неполучение разрешения регулятора.
Что будет с банком?
- Будет ребрендинг — Freedom Holding хотят сконцентрироваться на своем бренде. Думаю, имиджу банка они уделят весь следующий год. По всей видимости, он будет совершенно необычным, новым игроком для нашего рынка. Мне кажется, это будет розничный банк брокерских услуг для физлиц. Мне очень хочется, чтобы банк и команда, которая в нем остается, качественно росли вместе.
В ваших словах не чувствуется грусти или сожаления…
- Можно, конечно, думать только о себе, и говорить, что можно было поработать в банке еще годик-другой. Но я мыслю с точки зрения бизнеса. И тут сделка выглядит очень логичной и удачной. Она — как признание твоего труда. Это же здорово, что из всех банков на рынке выбрали именно тот, который строили ты и твоя команда. Я бы больше жалела, если бы о сделке так и не объявили.
Сегодня осталось совсем немного до её завершения. Со стороны покупателя — закончить работу с регулятором. С нашей стороны — окончательно завершить процедуру передачи кредитного портфеля, оптимизировать отделения, решить кадровые вопросы по трудоустройству наших сотрудников и т.д. У нас есть таймлайн, где всё прописано вплоть до - последнего этапа. Затем будет праздничный салют (улыбается).
Автор Виктор Бурдин
Источник forbes.kz