Суббота, 08 мая 2021

Привлечение новых инвесторов было приоритетом регулятора в прошлом году, основной задачей в этом году станет расширение каналов финансирования экономики через инструменты фондового рынка.

Финансово безграмотный народ и неразвитая биржа выгодны многим - эксперт -  365info.kz

Заместитель председателя агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мария Хаджиева ответила на вопросы о том, что ждет фондовый рынок Казахстана, какие новые инструменты на нем появятся и что делает агентство для того, чтобы предприятия малого и среднего бизнеса могли выходить на рынок в качестве эмитентов.

Мария Жамаловна, в Казахстане поставлена задача сделать фондовый рынок источником финансирования экономики. Какая работа ведется в этом направлении?

– Фондовый рынок в экономике обеспечивает перераспределение капитала от инвесторов к эмитентам, осуществляющим деятельность в различных секторах экономики. Для повышения его роли регулятор в последние годы провел комплексную работу, направленную на либерализацию регулирования профессиональных участников фондового рынка, создание безопасной среды для инвестиций и повышение инклюзивности брокерских услуг. Приняты меры по стимулированию внедрения новых технологических решений на рынке ценных бумаг, что на сегодняшний день является ключевым драйвером развития фондового рынка, улучшения качества и доступности брокерских услуг и сервисов. Для привлечения иностранных инвестиций проводится работа по продвижению казахстанского фондового рынка на международных рынках капитала.

В 2020 году агентство работало над повышением доступности биржевой инфраструктуры для участников рынка, усилением потенциала стратегических инвесторов и вовлечением населения в работу на фондовом рынке. Среди основных мер можно отметить инициативы по повышению доступности для населения ценных бумаг инвестиционных фондов, передаче части пенсионных активов из ЕНПФ под управление частных компаний, созданию условий для внедрения новых видов инструментов для инвестирования. Розничные инвесторы получили возможность открыть брокерский счет дистанционно посредством sms-кода и инвестировать онлайн без физического посещения брокера.

Таким образом, в 2020 году усилия агентства были сосредоточены на привлечении новых инвесторов на фондовый рынок. В результате за прошлый год открыто 15 тыс. счетов, а общее количество уникальных счетов инвесторов на рынке превысило 137 тыс.

В 2021 году основным приоритетом агентства станет расширение каналов финансирования экономики через инструменты фондового рынка.

Опыт стран с достаточно развитым рынком капитала показывает, что ключевой политикой в области развития рынка ценных бумаг являются меры по налоговому стимулированию компаний, выпускающих ценные бумаги, и также меры государственной поддержки через предоставление субсидирования ставки вознаграждения либо гарантий по ценным бумагам. Аналогичные нововведения будут предложены к внедрению и в Казахстане.

Эти инициативы, в случае их полной реализации, позволят повысить ликвидность фондового рынка и создать благоприятные условия для выхода на него новых компаний, интересных широкому кругу инвесторов.

В начале прошлого года АРРФР представило основные задачи и направления развития рынка ценных бумаг, где говорилось о том, что регулирование этого рынка будет сбалансированным (пропорциональным) и будет применяться риск-ориентированный надзор. Что за год было сделано в этом направлении?

– В течение 2020 года агентство разработало и внедрило новую методику оценки рисков профессиональных участников, основанную на риск-ориентированном подходе, – Risk Assessment and Supervision System (RASS).

В соответствии с этой методикой агентство на периодической основе проводит оценку комплекса количественных и качественных параметров деятельности профучастников рынка ценных бумаг, позволяющего оценить системную значимость и масштабы деятельности, финансовую устойчивость и риск-профиль, а также порядок организации системы управления рисками и поведенческие показатели. По результатам оценки профессиональные участники ранжируются в зависимости от степени риска, что позволяет дифференцировать режим надзора по интенсивности, периодичности, объему и содержанию надзорных действий. Эти мероприятия позволяют выявить области деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, наиболее подверженные рискам и требующие более интенсивного надзорного внимания со стороны агентства.

Дальнейшая реализация системы риск-ориентированного надзора предполагает поэтапное внедрение механизмов пропорционального регулирования в отношении профессиональных участников, а именно требований в части расчета пруденциальных нормативов и порядка организации системы управления рисками с учетом показателей системной значимости профучастников и принимаемых ими рисков.

Соответствующие законодательные поправки, направленные на внедрение системы пропорционального регулирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, предусмотрены в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг».

В прошлом году АРРФР предложило значительно расширить перечень финансовых инструментов, доступных управляющим компаниям для вложения средств инвестиционных фондов. Какие это инструменты?

– Расширение перечня финансовых инструментов, доступных управляющим компаниям для вложения средств инвестиционных фондов реализовано агентством в январе-феврале этого года в рамках принятых нормативных правовых актов, которыми было предусмотрено:

  • Включение паев Exchange Traded Commodities (ETC) и Exchange Traded Notes (ETN), имеющие рейтинговую оценку не ниже «3 звезды» рейтингового агентства Morningstar, в этот перечень;
  • расширение лимитов инвестирования до 100% за счет активов инвестиционных фондов в ценные бумаги Exchange Traded Funds, реплицирующие состав основных международных фондовых индексов;
  • расширение перечня объектов инвестирования для фондов недвижимости за счет инвестиционной недвижимости, признаваемой таковой в соответствии с МСФО, и объектов незавершенного строительства.

Принятые поправки позволяют управляющим компаниям расширить инвестиционные возможности и выстроить более гибкую инвестиционную стратегию за счет инвестиций в ценные бумаги индексных фондов с сохранением требований к диверсификации активов инвестиционных фондов.

Для расширения участия розничных инвесторов в коллективных схемах инвестиций предусмотрена возможность обращения ценных бумаг открытых паевых инвестиционных фондов и фондов рискового инвестирования в торговой системе фондовой биржи. Для этого инвестиционный фонд должен удовлетворять минимальным критериям по количеству держателей ценных бумаг инвестиционного фонда и наличию маркет-мейкера, а также соответствовать дополнительным требованиям, установленным внутренними документами фондовой биржи.

Не так давно вступило в силу постановление, которое облегчает выпуск негосударственных облигаций, подлежащих частному размещению. Могли бы Вы подробнее рассказать об этом инструменте?

Для компаний, планирующих выпустить облигаций, подлежащие частному размещению, максимально упрощены требования к выпуску таких ценных бумаг, сокращены сроки и пакет документов для их государственной регистрации.

В тоже время установлен ряд законодательных ограничений. Максимальное количество держателей этих облигаций не должно превышать 50, при этом это должны быть инвесторы, имеющие достаточный уровень квалификации и знаний (квалифицированные инвесторы).

Как и облигации, размещаемые публичным способом, облигации частного размещения могут быть различными по сроку обращения, купонные или дисконтные, обеспеченные или необеспеченные, конвертируемые или неконвертируемыми.

Наряду с неорганизованным рынком ценных бумаг эти облигации могут обращаться на организованном рынке ценных бумаг. При этом порядок допуска в официальный список фондовой биржи определяется внутренними документами самой биржи.

Преимущественным отличием облигаций, подлежащих частному размещению, является отсутствие требований соблюдения условий выпуска негосударственных облигаций по наличию рейтинга и величины левереджа (соотношение обязательств к капиталу) при государственной регистрации выпуска облигаций.

Также необходимо отметить, что условия обращения, размещения и погашения этих облигаций будут определяться частным меморандумом, который в отличие от традиционно принятого проспекта выпуска облигаций будет содержать ограниченный объем информации, касающийся только основных параметров выпуска ценной бумаги.

Для государственной регистрации выпуска облигаций, подлежащих частному размещению, эмитент представляет в уполномоченный орган сокращенный перечень документов. В частности, не требуется представление предварительного заключения фондовой биржи, копии договора, заключенного с организацией, оказывающей консультационные услуги, а также документов, подтверждающих финансовое состояние эмитента.

Представленные документы рассматриваются уполномоченным органом в течение трех рабочих дней.

Упрощенная процедура выпуска и размещения облигаций, подлежащих частному размещению, позволит эмитентам ускорить процесс привлечения финансирования и снизить затраты, связанные с размещением таких облигаций.

Какие еще инструменты появились на фондовом рынке? Какие нововведения сейчас обсуждаются?

– Для участников торгов в целях повышения ликвидности ценных бумаг предусмотрена возможность выпуска клиринговых сертификатов участия под залог ценных бумаг, вносимых этими участниками в клиринговую организацию. Участники торгов получают возможность обернуть ценные бумаги в ликвидность за счет операций РЕПО с клиринговыми сертификатами участия.

В настоящее время для расширения спектра доступных к предложению финансовых инструментов прорабатывается возможность внедрения в казахстанскую практику таких инструментов, как инвестиционные облигации, облигационные сертификаты и другие. Параметры и условия выпуска этих ценных бумаг обсуждается с участниками рынка.

В целом в Казахстане созданы гибкие законодательные условия для внедрения новых видов финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, доступных для инвестирования. Это позволяет расширить возможности субъектов предпринимательства привлекать финансирование через различные инструменты фондового рынка под более гибкие условия.

Какие условия АРРФР будет создавать для выхода на биржу крупного бизнеса и МСБ в качестве эмитентов?

– Основное преимущество использования облигационных выпусков вместо банковских кредитов – это отсутствие требований к залогу или иному обеспечению при привлечении займа, что делает этот инструмент более доступным для крупных компаний, обладающих кредитными рейтингами.

Статистика привлечения облигационных займов на KASE свидетельствует о том, что основная доля привлечения приходится на субъекты квазигосударственного сектора и крупный бизнес, тогда как доля МСБ в структуре заимствования на бирже остается низкой.

В связи с этим агентство инициировало обсуждение стимулирующих мер регуляторного характера и государственной поддержки с заинтересованными государственными органами и организациями, а также обсуждение программы привлечения субъектов малого и среднего бизнеса на фондовый рынок.

В рамках мер государственной поддержки агентство предложило повысить эффективность действующих программ субсидирования облигационных займов, в том числе за счет внедрения инструментов гарантирования и софинансирования в части:

  • исключения требования по предоставлению залога или гарантий третьих лиц при выпуске облигаций, по которым будет субсидироваться купонная ставка;
  • внедрения механизм возмещения фактических расходов эмитентов по выпуску облигаций на бирже;
  • снятия отраслевых ограничений для компаний при субсидировании купонной ставки вознаграждения по облигациям;
  • выравнивания условий государственной поддержки при выпуске облигаций и выдаче банковского кредита в части использования инструмента гарантий.

Кроме того, агентство совместно с KASE прорабатывает предложения по либерализации условий выпуска, регистрации и листинга облигаций на фондовые биржи для компаний МСБ и снижению их расходов.

АРРФР проводит работу по нескольким направлениям стимулирования субъектов крупного, среднего и малого бизнеса по выходу на биржу в качестве эмитентов.

Для развития рынка IPO совместно с заинтересованными государственными органами обсуждается возможность предоставления временных налоговых льгот для компаний, осуществивших первичное публичное размещение на внутреннем фондовом рынке, по уплате корпоративного подходного налога. Практика показывает, что компании, осуществившие IPO, направляют средства от привлечения инвестиций в основной капитал, что в последующем повышает их доход и налоговые отчисления в бюджет. При этом предоставление налоговых льгот позволит им частично компенсировать расходы на подготовку и проведение IPO.

Каковы планы по цифровизации фондового рынка? Что делается для развития финтех-среды на фондовом рынке?

– В августе прошлого года постановлением правления Национального банка РК №101 утверждена Концепция по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020-2025 годы.

В течение пяти лет Нацбанк и АРРФР будут реализовывать мероприятия по выстраиванию благоприятной среды для финтех-направлений.

В рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг» предусмотрена возможность перевода всех брокерских услуг в электронный формат. В том числе возможность открывать лицевой счет, проводить регистрацию нестандартных операций с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами в системе, а также предоставлять полный перечень информационных операций.

Кроме того, в рамках дорожной карты по реализации концепции в срок до второго квартала 2023 года предусмотрены мероприятия по проработке целесообразности и подходов к созданию маркетплейса по ценным бумагам с участниками фондового рынка. Будет проведена комплексная оценка целесообразности и подходов к созданию централизованных сервисов по ценным бумагам, разработке концепции, требований и архитектурного решения.

Если финансовый маркетплейс по ценным бумагам будет создан, то это позволит снизить общие издержки эмитентов и инвесторов за счет централизованной инфраструктуры и стандартизованных сервисов, а также позволит повысить эффективность онлайн-продаж финансовых продуктов на рынке ценных бумаг и доступность их среди населения.

Автор Елена Тумашова

Источник inbusiness.kz