«Афганистану нужна альтернатива Пакистану в качестве торгового партнера. В этом отношении страны Центральной Азии могут послужить хорошей альтернативой для Афганистана, учитывая его географические и экономические связи со странами Южной Азии», – говорит эксперт Мохаммад Насир Насрат (Афганистан) в интервью аналитической платформе CABAR.asia.
Мохаммад Насир Насрат – преподаватель кафедры банковского дела и финансов экономического факультета Кандагарского университета, Кандагар, Афганистан. Он также является заместителем декана экономического факультета и руководителем комитета по обеспечению качества и повышению качества (QA&QE) экономического факультета Кандагарского университета. Имеет ученое звание «ассистент преподавателя», а с 2014 года работает в Кандагарском университете. Он получил степень бакалавра менеджмента и делового администрирования экономического факультета Кандагарского университета. Затем он получил стипендию для учебы в магистратуре Академии ОБСЕ в Бишкеке в 2017 году. В 2018 году окончил программу экономического управления и развития.
Как Вы можете охарактеризовать экономическую ситуацию в стране после смены власти в Афганистане? Какие страны являются важными экономическими партнерами Афганистана?
Как вы знаете, смена власти в Афганистане произошла в очень короткие сроки и была неожиданной для афганского народа. Большинство районов рухнуло в течение месяца, а важнейшие провинции рухнули в течение двух недель. Теперь власть находится у Талибана (запрещено в странах Центральной Азии и признано террористическим), которые контролируют почти все провинции (кроме провинции Панджшер), и границы с соседними странами.
Но, к сожалению, у талибов на данный момент нет никакой экономической политики. Потому что все произошло внезапно, и они пришли к власти. Очевидно, что Афганистан является страной-импортером в международной торговле, это означает, что около 90% нашей торговли составляет импорт из соседних стран и других частей мира. Поэтому после прихода к власти талибов цены на многие товары резко выросли. Например, цена за литр бензина подскочила с 50 до 69 афгани в предыдущем месяце. Завышенные цены – не единственная проблема. Низкий уровень занятости, отток капитала из страны, «утечка мозгов» или потеря человеческих ресурсов, к тому же дефицит государственного бюджета – самые большие проблемы для нового правительства. В силу этого, я считаю, что талибы должны учитывать нынешнюю экономическую ситуацию в Афганистане и составить соответствующий план по их разрешению.
Как я упоминал ранее, экономика Афганистана в основном зависит от его торговых партнеров, особенно когда мы говорим об экспорте и импорте, которые, в свою очередь, имеют тесную связь с ценами на товары на внутренних рынках Афганистана. За последние два десятилетия торговля Афганистана расширилась, включая Пакистан, Индию, Китай, Турцию, Иран, Казахстан, Узбекистан, Японию, Туркменистан, Малайзию, Россию и т. д.
Однако, с падением предыдущего правительства и приходом Талибана к власти, торговые партнеры Афганистана также изменятся.
Пакистан снова останется самым важным торговым партнером для Афганистана, потому что у них тесные отношения с Талибаном, но объем торговли с некоторыми из наших предыдущих торговых партнеров, такими как Индия, может уменьшиться. Но в целом это зависит от типа правительства, которое Талибан сформирует в ближайшие несколько дней. Как заявил на своей первой пресс-конференции в Кабуле официальный представитель талибов Забихулла Муджахид, на этот раз талибы стремятся иметь хорошие отношения со странами всего мира, особенно с соседними странами. Поэтому я думаю, что их отношения в особенности с Пакистаном, Китаем, Ираном, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном будут иметь решающее значение. Между тем, не следует исключать роль и других стран.
Что известно о теневой экономике в Афганистане? Каковы его показатели? С какими основными экономическими проблемами столкнется новое правительство в стране?
Подпольная или теневая экономика – большая проблема в Афганистане. Вот почему, несмотря на наличие множества источников доходов, правительства Афганистана всегда сталкиваются с бюджетным дефицитом и нехваткой финансовых ресурсов. Теневая экономика была очень серьезной проблемой и для предыдущего правительства, особенно в последние годы у них не было должного контроля границ. Но я не думаю, что это будет большой проблемой для талибов. Потому что для решения проблем они обычно используют жесткую военную силу и злоупотребляют ею. Таким образом, в скором времени это может привести к уменьшению объемов теневой экономики в Афганистане. Но, конечно, это ненаучное решение, так как для решения проблемы теневой экономики необходима экономическая политика. Кроме того, должны быть продемонстрированы основные индикаторы теневой экономики и предложены решения.
Новое правительство столкнется с десятками проблем; отмечу здесь основные проблемы, на которые новое правительство должно обратить внимание:
- голод и бедность;
- реконструкция, особенно в тех секторах или частях, которые были разрушены самими талибами или во время войны, таких как главные дороги и мосты, правительственные здания и т.д.;
- широко распространенная коррупция;
- низкий уровень занятости;
- отток капитала из страны;
- «утечка мозгов» или отток человеческих ресурсов и, как следствие, нехватка профессионалов;
- дефицит бюджета и отсутствие финансовых ресурсов для поддержки государственного бюджета;
- отсутствие ПИИ (прямых иностранных инвестиций).
Какие экономические связи имеют страны Центральной Азии с Афганистаном? Какая страна Центральной Азии является основным экономическим партнером Афганистана?
Афганистан граничит с тремя странами Центральной Азии, а именно с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном, но наши экономические отношения не ограничиваются только этими странами Центральной Азии. Афганистан также имеет экономические связи с Казахстаном и Кыргызстаном. Согласно торговой статистике, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан входят в число 10 важных торговых партнеров Афганистана. Помимо этого, Афганистан является самым важным импортером гидроэлектроэнергии из Таджикистана. Кроме того, CASA-1000 является еще одним крупным проектом, который в настоящее время находится на стадии строительства. Реализуя этот проект, Афганистан и Пакистан будут импортировать излишки гидроэлектроэнергии Кыргызстана и Таджикистана в свои страны. Помимо этого, Афганистану необходимо найти хорошую альтернативу Пакистану в качестве торгового партнера. Это связано с тем, что у нас постоянно возникают проблемы на границе с Пакистаном. Пакистан постоянно закрывает свою границу и использует ее как политический инструмент для влияния на афганское правительство. Поэтому я считаю, что страны Центральной Азии будут лучшей альтернативой для Афганистана. В то же время экономические связи Афганистана могут быть выгодны и странам Южной Азии. Как мы знаем, географически Афганистан расположен между Южной Азией и Центральной Азией. Таким образом, Афганистан может сыграть важную экономическую роль как для Южной, так и для Центральной Азии.
Какие страны сыграли роль важных инвесторов в Афганистане и что произойдет после заморозки афганских резервов со стороны США? Кроме того, Европейский союз приостановил финансирование экономической помощи Афганистану после захвата власти талибами.
К счастью, у инвесторов есть много возможностей инвестировать в любой сектор Афганистана, но, к сожалению, мы должны признать, что сегодня это не лучшее место для инвестиций. Помимо прочего, наиболее серьезными проблемами против инвесторов являются отсутствие политической стабильности, незащищенность, недостаток энергии, административно-бюрократический процесс и коррупция. После ухода США из Афганистана и замораживания афганских резервов Афганистану стало труднее, чем раньше. Теперь разрешение этого вопроса зависит от типа правительства в Афганистане, которое талибы создадут в ближайшие несколько дней. Если правительство будет приемлемым как для политических партий в Афганистане, так и других стран, то ситуация может измениться и большинство проблем могут быть разрешены. В этом случае я считаю, что некоторые из наших соседних стран, включая Китай, будут инвестировать в Афганистан; особенно в горнодобывающую, энергетическую и строительную отрасли. Но я не вижу здесь больших шансов, потому что Талибан по-прежнему находится в черном списке и известен как террористическая группировка.
После вывода американских войск из Афганистана, Китай является единственной надеждой в регионе для Афганистана.
Инвестиции в горнодобывающий сектор Афганистана оцениваются в миллиарды долларов. Хорошим примером является медный рудник Мес Айнак, в который собирается инвестировать одна китайская компания. Его ожидаемая стоимость составляет около 3 млрд. долларов США. Есть десятки проектов, таких как производство электроэнергии из угля и строительные проекты, в которые Китай будет инвестировать. Китай является важным торговым партнером для Афганистана: по объему торговли он занимает первое место по импорту из Китая и третье место экспорту в Китай соответственно. Как уже упоминалось, Афганистан в основном импортирует товары из Китая, поэтому Афганистан является хорошим рынком сбыта для китайских товаров. Кроме того, Китай также хочет выйти на рынки Ирана и некоторых стран Центральной Азии через Афганистан, что было бы для них самым дешевым способом.
Поскольку Талибан недавно пришел к власти во всех провинциях Афганистана, что произошло всего за несколько дней, это могло стать источником вдохновения для других консерваторов и террористических групп в Центральной Азии и Китае; например, уйгурские боевики и другие группы, которые могут дестабилизировать Центральную Азию и Китай. Поэтому Китай хочет помочь талибам и признает их правительство, чтобы устранить угрозы. В прошлом месяце Китай пригласил Талибан, и министерство иностранных дел Китая заявило, что у них состоялась конструктивная встреча по различным вопросам. Это может стать зеленым светом для нового правительства в Афганистане.
В заключение могу сказать, что после вывода американских войск из Афганистана Китай является единственной надеждой в регионе для Афганистана. Китай может помочь Афганистану разными способами, и в то же время Афганистан может быть очень хорошим местом для китайских инвестиций.
Новые власти заявили, что одним из приоритетных инфраструктурных проектов станет строительство ТАПИ. Какие прогнозы относительно инфраструктурных проектов Вы можете сделать?
Мы должны помнить, что Талибан контролировал большую часть сельских территорий и дорог в Афганистане. Могу сказать, что ни один из проектов, тем более за последние три года, не реализовывался без разрешения и военной поддержки талибов. Я знаю, что правительство президента Ашрафа Гани утверждало, что оно контролирует как городские, так и сельские районы, но, к сожалению, это было неправдой, и они просто лгали средствам массовой информации и странам-партнерам. Это была основная причина, по которой они потеряли контроль над 31 провинцией всего за две недели, потому что на самом деле их контроля фактически не было ни в городах, ни в других областях. В любом случае, говоря это, я имею в виду, что талибы не против строительных проектов, но до того, как они пришли к власти, они всегда получали деньги косвенно от правительства или напрямую от подрядчиков в обмен на их поддержку в реализации крупных строительных проектов, таких как Плотина Камал Хан в провинции Нимроз и др.
Тем не менее, сейчас Талибан собирается сформировать свое правительство, поэтому я считаю, что они полностью поддержат такие проекты, как ТАПИ. Но мы должны помнить, что ТАПИ – это проект между Туркменистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. В то же время мы знаем о конфликте между Пакистаном и Индией. Так что, если талибы сформируют правительство, приемлемое для Туркменистана и Индии, то его можно будет реализовать. В противном случае одна из сторон не допустит реализации проекта. Это означает, что талибы уже приемлемы для Пакистана, поэтому реализация проекта ТАПИ теперь зависит от Туркменистана и Индии.
Будет ли построен проект железной дороги Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар?
В этом плане можно сказать то же самое, что уже было отмечено в отношении проекта ТАПИ. Я не вижу никаких политических проблем и вопросов, но это опять же зависит от поддержки донорами проектов и экономических взглядов и политики Талибана.
Какие изменения во внешней политике можно прогнозировать?
Как заявил пресс-секретарь «Талибана» г-н Забихулла Муджахид на своей первой пресс-конференции для СМИ: «Талибан изменился по сравнению с предыдущим периодом (1995–2000 гг.)»; он также упомянул, что у них имеется двадцатилетний опыт работы. Значит, на этот раз у них существует новый взгляд на государственные вопросы. Теперь талибы осознали, что их правительство должно быть известно зарубежным странам, включая соседние страны. Поэтому, если это произойдет, то, конечно, их внешняя политика изменится. Так что, я думаю, они попытаются создать приемлемое для всех правительство, но время покажет их честность и политическую смекалку. В целом афганский народ возлагает большие надежды на значительные изменения в политике и во взглядах талибов.
Автор Наргиза Мураталиева
Источник cabar.asia