Рынок микрофинансирования в Казахстане последние два года переживает активное развитие и трансформацию под влиянием экономических и законодательных изменений. Как в этих условиях меняет свою стратегию крупнейшая по активам и ссудному портфелю МФО KMF рассказывает Управляющий директор компании, Далида Давлятшина.
Далида, вы относительно недавно пришли в KMF, уже имея солидный опыт работы в крупных банках и МФО, которые делают акцент на розницу. Значит ли это что и у KMF изменятся приоритеты?
- Действительно, целевым рынком для KMF с момента ее основания является малый и средний бизнес. Однако, компания уже предпринимает шаги по усилению своего присутствия в розничном сегменте, а именно в авто - и товарном кредитовании населения. Соответственно, прорабатываются определенные маркетинговые «фишки», настраиваются соответствующие бизнес-процессы и т.д. К примеру, недавно в пилотном режиме компания начала выдавать займы жителям Алматинской области на покупку земельных участков под жилую застройку. Всерьез рассматриваем развитие продуктов «зеленого финансирования», таких как, например, займы на покупку энергосберегающего оборудования.
Но приоритетом, тем не менее, был и остается малый и средний бизнес, в том числе в сельской местности. KMF сохраняет свое лидерство на этом рынке на протяжении многих лет благодаря собственной методике работы с микропредпринимателями. В ее основе – индивидуальный подход к клиенту, в рамках которого компания готова проявить гибкость в обсуждении условий займа с заемщиком. Данный подход обеспечивает клиентам KMF максимальный комфорт в обслуживании своих займов перед компанией. Это то, что ценят в нас наши клиенты, а это порядка 200 тысяч предпринимателей – субъектов малого и среднего бизнеса по всей стране. В долгосрочном плане это помогает нам нарабатывать уникальный опыт, экспертизу, позволяющую максимизировать выгоду всем участникам процесса.
Как KMF адаптируется к последним изменениям, ощущаете ли рост конкуренции?
- Действительно, несмотря на сокращение количества МФО в результате введения лицензирования, конкуренция в отрасли ужесточилась, особенно среди ТОП-20 игроков. Тренд на цифровизацию, наблюдающийся в последние несколько лет, подтолкнул многие МФО к усилению онлайн-каналов и соответствующей перестройке бизнес-процессов. Для одних это было вынужденной реакцией на ранее неизвестные вызовы, для других – это органичный шаг в развитии, который уже сейчас дает свои результаты.
KMF также подхватила этот тренд. В период режима ЧП мы запустили приложение, и в довольно корокий срок набрали около 150 тысяч активных пользователей. В основном это клиенты, которые брали займы в отделениях компании в сельской местности. Мы перевели их на онлайн-обслуживание. Большое внимание уделяем улучшению качества сервиса и узнаваемости бренда. В этом году мы планируем существенно расширить клиентскую базу, которой будет доступны займы от KMF. Это будут, прежде всего, городские предприниматели в статусе ИП, а также физические лица, активно пользующиеся потребительским кредитами.
Сейчас финрегулятор прорабатывает поправки в закон, дающие МФО возможность стать банком. В чем интерес самих МФО к таким изменениям?
- Я считаю, сектор МФО в нашей стране в целом созрел для того, чтобы без существенных рисков для рынка и клиентов оказывать дополнительные услуги. Мы же пришли к этому эволюционно. За более чем 20 лет своего развития казахстанские МФО добились значительного прогресса: активно растут как в объемах кредитования, так и в количестве заемщиков, приобрели признание у международных партнеров, инвесторов, обросли обширной клиентской базой, успешно решая социальную задачу по обеспечению населения, в том числе микропредпринимателей, доступными кредитами. МФО в Казахстане имеют собственную законодательную и регуляторную базу, а также профильную ассоциацию, обладающую ясным представлением о том, в каком направлении следует развивать сектор МФО. Сегодня для дальнейшего развития сектора не существует никаких ограничений, кроме законодательных. И их, я считаю, следует несколько ослабить, чтобы дать возможность клиентам МФО открывать счета, переводить и обменивать валюту, пользоваться кредитными картами и т.д.
Как изменение статуса компании отразится на ваших клиентах, в случае принятия такого решения?
- За почти четверть вековую историю своего существования у компании сложилась довольно стабильная и лояльная клиентура, состоящая из предпринимателей, заинтересованных в получении доступа к выгодным кредитам. Заем в МФО получить все-таки гораздо легче, чем в банках: проще требования к заемщику, к кредитной документации, к залоговому обеспечению, гораздо более короткие сроки рассмотрения заявок и т.д. Банковская лицензия, в дополнение к уже существующим преимуществам, которые дает МФО, предоставит нашим клиентам доступ к возможностям, которыми на сегодняшний день обладают исключительно банки. От таких изменений в выигрыше остаются как клиенты, так и сами МФО, получив доступ еще к одному недорогому средству фондирования – депозитам, что позитивно отразится и на конечной ставке кредитования.
Источник kapital.kz