В мае этого года «Формуле-1» исполнилось 75 лет. Forbes Sport вспоминает, как из закрытого клуба любителей машин и скорости чемпионат перерос в серию с разнообразной аудиторией и миллиардными доходами,сообщает forbes.ru.

Гран-при Европы Формулы-1 — стоковое фото

Фото: depositphotos.com

1950 год. Рождение «Формулы-1»

13 мая 1950 года, за два часа 13 минут и несколько десятых долей секунды, Джузеппе «Нино» Фарина из «Альфа Ромео» вошел в историю. Итальянец выиграл Гран-при Великобритании — это была первая гонка в рамках недавно созданного «Чемпионата среди пилотов». Сегодня это соревнование известно всем под брендом «Формулы-1».

На самом деле, гонки «Формулы-1», соответствующие действующему техническому регламенту, проводились еще до того, как был организован официальный чемпионат мира. Однако появление в 1949 году чемпионата мира по мотогонкам (сейчас MotoGP) побудило заинтересованные стороны организовать аналогичные соревнования на четырехколесных автомобилях.

С 1950-х годов 76 трасс по всему миру принимали одну из этих знаменитых гонок. В 1953-м в Аргентине прошел первый Гран-при чемпионата за пределами Европы. На Ближний Восток — регион, который сейчас невероятно выгоден для «Формулы-1» — серия начала ездить только с 2004 года, когда свои двери для пилотов открыл Бахрейн. Четыре сегодняшние гонки (в Бахрейне, Саудовской Аравии, Катаре и Абу-Даби) являются одними из самых прибыльных событий в календаре, а принадлежащие Саудовской Аравии компании Aramco и Qatar Airways входят в число крупнейших спонсоров «Формулы-1».

1968 год. Эра спонсорства

В первые годы существования «Формулы-1» всем командам присваивали определенный цвет в зависимости от страны, которую они представляли. «Феррари» стал ассоциироваться с красным цветом, присвоенным Италии, британские команды — с зеленым, американские — с синим, немецкие — с белым или серебристым.

Во многом, это мешало развитию спонсорства в «Формуле-1», поэтому Международной автомобильной федерации (FIA) пришлось пересмотреть правила. В 1967 году команда Gunston выехала на трассу в оранжево-коричневых цветах одноименной марки сигарет, что стало поворотным моментом для развития «Формулы-1».

В том же году Гран-при Германии стала первой гонкой чемпионата, которая транслировалась по телевидению в цвете. Через год на автомобилях «Лотус» появились логотипы компании Imperial Tobacco, которая начала спонсировать всю «Формулу-1». С тех пор табачные компании стали доминировать в числе спонсоров «Королевских гонок». Некоторые из самых знаковых ливрей всех времен были связаны именно с этим сектором: «Уильямс» традиционно был украшен рекламой Camel, «Макларен» — Marlboro.

1981 год. Приход к власти Берни Экклстоуна

В 1974 году была основана Ассоциация конструкторов «Формулы-1» (FOCA), главной целью которой стало развитие коммерческой деятельности чемпионата. Организация оказалась под контролем бизнесмена Берни Экклстоуна и его помощника Макса Мосли, которые в 2001 году получили беспрецедентный контроль над всей «Формулой-1».

А началось все с того, что между FOCA и Международной федерацией автоспорта (FIA) возникли разногласия, которые привели к отмене гонок и угрозам спонсоров. Заинтересованным сторонам в 1981 году пришлось прийти к компромиссу, известному как «Договор Согласия». Он диктовал условия, по которым FIA организовывает чемпионат, команды в нем участвуют, а обладатель коммерческих прав занимается доходами, в первую очередь от продажи телеправ, распределяющимися между всеми участниками соглашения.

Это соглашение заложило основу для коммерческого роста «Формулы-1» и передало контроль над медиаправами компании FOCA, то есть Экклстоуну.

Экклстоун в 1996 году создал «F1 Digital+» — расширенный пакет мировых трансляций для освещения событий «Формулы-1». Инновационный проект был призван обеспечить телевизионных зрителей всем необходимым для собственноручного управления трансляцией гонок. В частности, благодаря каналу, «Формула-1», опережая время, стала транслировать происходящее на трассе с бортовой автомобильной камеры, которая сейчас является неотъемлемой частью современного вещания. В 2002 году проект закрылся, но заложил основу для современных трансляций гонок.

2002 год. «Формула-1» перешла на модель внутреннего производства телерадиовещания

Каждая гонка «Формулы-1» транслировалась ведущей телекомпанией страны, в которой проходили этапы серии. Это давало ограниченный контроль над конечным продуктом, поэтому руководителями серии было принято решение перейти на внутреннее производство. Переход начался в 2002 году, но отказываться от старой модели не торопились в Японии и Монако. В конечном итоге, в 2011 году Fuji Television передала права на трансляцию гонки «Формуле-1», Гран-при Монако сделало это только в 2023-м.

В Великобритании пошли дальше и сделали трансляцию «Формулы-1» платной. Сейчас это кажется нормой, но в 2012 году к Sky Sports было много вопросов. Тем не менее, несмотря на многочисленные жалобы, эксклюзивное соглашение с каналом действует до сих пор. Sky Sports, по мнению экспертов, произвел революцию в трансляциях «Формулы-1» и считается золотым стандартом, с которым сравнивают все остальные телекомпании, транслирующие серию.

2016 год. «Формулу-1» приобрела Liberty Media

Корпорация Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна в 2016 году приступила к сделке по покупке «Формулы-1». Сначала американская компания за $746 млн купила 18,78% акций Delta Topco, материнской компании «Королевских гонок», и инвестиционного фонда CVC Capital Partners, управлявшего гонками с 2006 года. Затем медиагруппа заплатила Международной федерации автоспорта и акционерам Liberty еще $354 млн деньгами и $3,3 млрд в виде акций. Компания взяла на себя долги «Формулы-1» (около $4 млрд), таким образом, общая сумма сделки составила $8 млрд.

Берни Экклстоун остался гендиректором «Формулы-1», а новым председателем совета директоров стал представитель Liberty Чейз Кэри, который ранее работал операционным директором теле-и медиакомпании 21st Century Fox.

Первым делом Liberty запустил платформу потокового вещания F1 TV. Затем на Netflix вышел документальный сериал «Формула-1. Драйв выживания», который стал очень успешным и помог «Королевским гонкам» привлечь более молодую и разнообразную аудиторию. Со сменой владельца увеличились и доходы серии: с 2021 года они не опускались ниже $2 млрд в год, а в 2024-м достигли $3,65 млрд.

Начала «Формула-1» уделять больше внимания и рынку США — в 2022 году в календарь «Формулы-1» вошел Гран-при Майами, а годом позже — Гран-при Лас-Вегаса.

Автор Дарья Сулейманова

Источник forbes.ru