Криптомиллиардеры Тайлер и Кэмерон Уинклвоссы семь лет финансировали свою криптовалютную империю самостоятельно, но теперь привлекли $400 млн от инвесторов. Если грандиозное соперничество между близнецами и генеральным директором Meta Марком Цукербергом скорее напоминает парадокс Ахиллеса и черепахи, то теперь, похоже, преимущество может оказаться на другой стороне.

Братья Винклвосс Vs Марк Цукерберг: второй раунд | СПЛЕТНИК

Ожидается, что братья Уинклвосс сохранят за собой 75% акций компании после того, как раунд инвестиций будет закрыт, а их совокупное состояние почти удвоится: с $6 млрд в апреле до $10 млрд. Этот раунд закладывает основу для войны не только между близнецами и их главным соперником Марком Цукербергом. Встает вопрос о том, как подружить Walled Garden — закрытые экосистемы, в рамках которых такие компании, как Meta (ранее Facebook), используют пользовательские данные и получают прибыль от них, — и будущее, в котором ключевое место занимает открытый исходный код.

В прошлом месяце десятки блокчейн-стартапов собрали в общей сложности более $4 млрд на разрушение таких закрытых экосистем. Для этого они хотят создать виртуальную, голографическую версию интернета с дополненной реальностью, называемую метавселенной, которую каждый сможет использовать и монетизировать. В ответ Meta, Epic Games и другие крупнейшие IT-компании готовят контратаку, чтобы миллиарды пользователей, которые сейчас приносят прибыль этим гигантам, продолжили это делать.

«С точки зрения технологий сейчас существует два параллельных пути, — говорит 40-летний Кэмерон Уинклвосс. — Есть централизованный путь, как у Facebook или Fortnite, откуда до метавселенной остается один шаг, и это абсолютно нормально. Но есть и другой путь — децентрализованная метавселенная, где больше выбора, независимости и возможностей и где технологии защищают права пользователей».

В рамках раунда финансирования компания Уинклвоссов получила от нью-йоркской Morgan Creek $75 млн, а генеральный партнер фирмы Сахин Джейтли стал третьим членом совета директоров. Ожидается, что в четвертом крупнейшем раунде финансирования в истории криптовалют примут участие также Marcy Venture Partners, принадлежащая рэперу Jay-Z, WnderCo бывшего председателя Disney Джеффри Катценберга, Commonwealth Bank of Australia, инвестиционная фирма 10T, семейный офис Newflow Partners, а также United Talent Agency, Jane Street, K5 Global, Pantera, VanEck, BoostVC и другие.

Это не первый случай, когда братья бросают вызов Цукербергу. Выросшие в Гринвиче, штат Коннектикут, участники Олимпиады 2008 года, они прославились в 2010 году, когда Columbia Pictures выпустила фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть». В этом фильме рассказывается, как близнецы наняли своего однокурсника Марка Цукерберга строить социальную сеть для студентов университета. В 2011 году, после долгих судебных сражений, в центре которых стоял вопрос о том, кто же основал Facebook, братья заключили с Цукербергом мировое соглашение, получив, как тогда казалось, скромные $65 млн. В 2013 году они потратили примерно $11 млн, чтобы купить биткоины. Результатом их нового увлечения стала лицензированная биржа. Братья выделялись на общем фоне, поскольку им удалось привлечь аккредитованных и институциональных инвесторов, которые стремились соблюдать закон.

Семь лет спустя годовая выручка нью-йоркской Gemini выросла на 600% по сравнению с предыдущим годом, и представитель компании говорит, что она может стать прибыльной до конца этого года. Gemini берет с трейдеров комиссию 0,6% от сделок на сумму менее $500 000. Сейчас в фирме работают 600 человек. По словам Кэмерона, в следующем году число сотрудников вырастет до 1000 человек.

История повторяется. В 2019 году, казалось бы, в качестве насмешки над названием фирмы братьев (gemini — от англ. «близнецы») их бывший однокурсник, Цукерберг, запустил Libra (libra — от англ. «весы»), пытаясь заработать на блокчейне. MasterCard, PayPal, Stripe и Visa приняли на себя обязательства по разработке технологии, которые позволила бы привязать криптовалюту Libra к доллару США и британскому фунту. Но идее не суждено было воплотиться в жизнь из-за противостояния со стороны американских властей.

Спустя несколько месяцев после того, как Цукерберг основал Libra, Тайлер и Кэмерон вновь подали пример, которому тот не мог не последовать. В третьем акте этой драмы, который начался в ноябре 2019 года, братья купили NFT-биржу Nifty Gateway — платформу для торговли тогда еще почти никому не известными активами, ставших сейчас основой метавселенной, поскольку придают ценность цифровым объектам, которые в противном случае можно было бы легко копировать. После приобретения, когда, согласно данным аналитического сайта NonFungible.com, объем сделок во всей отрасли составлял менее $2 млн за 30 дней, рынок вырос до пикового значения $3,7 млрд за 30 дней в сентябре и составляет $1,8 млрд на данный момент.

Nifty следует по тому же пути, что и Gemini, которая стремилась создать платформу для криптоинвестиций для законопослушных инвесторов, тщательно проверяя создателей NFT, которым предоставлялся доступ к услугам.

«Децентрализация — это [широкий] спектр, — говорит Кэмерон. — Мы хотим продолжать двигаться в сторону расширения прав и возможностей. Но нужно с чего-то начинать». Оказывается, такое мировоззрение сопряжено с определенными рисками.

Хотя возможность получить триллионы долларов в криптовалюте от институциональных инвесторов по-прежнему остается для них путеводной звездой, пока в выигрыше остаются менее требовательные биржи, зачастую с меньшим количеством лицензий. По данным CoinGecko, Gemini является только 11-й по величине биржей в мире, и относительно новая биржа FTX, которая тоже входит в этот список, только что привлекла $900 млн при оценке в $18 млрд.

Nifty даже не фигурирует в списках крупнейших бирж NFT. Такой подход больше напоминает осмотрительность Sotheby's, чем открытость eBay.

Уинклвоссы уже купили доли в NFT-фирмах Alethea AI из Сингапура и Recur из Флориды, пражском стартапе по метавселенной Somnium Space и в ранней версии метавселенной The Sandbox (SAND), созданной гонконгской Animoca Brands стоимостью $2,2 млрд. С 27 октября по 18 ноября цена на SAND выросла на 413% до $3,94.

В рамках сделки с The Sandbox братья также купили участок виртуальной земли, где они надеются построить первую из множества виртуальных локаций, похожих на веб-сайты, но в трех измерениях. «Вместо того чтобы строить обычные отделения банков в физическом пространстве, — говорит Тайлер — мы собираемся воспроизвести опыт пребывания в Gemini в разных метавселенных, где вы можете зайти в Gemini и торговать там, но с эффектом реального присутствия, а не просто глядя в телефон».

Вместо рекламной модели, которая оказалась прибыльной для соцсетей (и создала плодородную почву для дезинформации и политических манипуляций), большинство метавселенных будут зарабатывать на криптовалюте. Модели получения дохода будут множиться, а следовательно, чем выше будет спрос, тем выше будет их цена, что приведет к росту стоимости той самой валюты, которой сейчас владеют пользователи, и сделает богаче пользователей, а не акционеров.

Поскольку валюта децентрализованных сетей растет, а активы вроде новых виртуальных ботинок, огненного меча или аватара можно отследить и выпустить как невзаимозаменяемые токены, пользователи могут быть уверены, что рынок для их виртуальных приобретений не лопнет и они получат возможность забрать свои NFT и перенести их на другие платформы.

Если все это слишком напоминает научную фантастику, полезно будет вспомнить, что, помимо миллиардов долларов финансирования, полученных за последние месяцы, давние лидеры отрасли сетевых онлайн-игр (MMOG) тоже переходят в метавселенную. Пожалуй, самый примечательный пример — это компания Epic Games из Северной Каролины, которая уже доказала эффективность похожей бизнес-модели, продавая централизованно цифровую валюту v-bucks, в обмен на которую пользователи могли покупать игровые аксессуары и оружие. В апреле генеральный директор Epic Games Тим Суини объявил о раунде финансирования на $1 млрд, который позволит компании войти в метавселенную. Ожидается, что к 2027 году объем отрасли MMOG достигнет $55,7 млрд, согласно данным аналитического сайта StrategyR, а Суини в недавнем отчете назвал метавселенную возможностью на «много триллионов» долларов.

Цукерберг не сдается и вновь идет по следам своих бывших работодателей. В октябре 2021 года он переименовал Facebook в Meta. Пока известно мало подробностей, однако Цукерберг, похоже, вновь действует по аналогии с Libra. В открытом письме Цукерберг объявил, что «метавселенная не будет создана одной компанией. Ее построят творцы и разработчики, которые будут создавать взаимосвязанные новые впечатления и виртуальные объекты, которые приведут к появлению значительно более масштабной творческой экономики». Microsoft с капитализацией $2,5 трлн и Nvidia с капитализацией $731 млн быстро последовали его примеру, опубликовав собственные видения метавселенной.

Разница между этими и другими проектами с действительно открытым кодом в том, что IT-корпорации пытаются избежать забвения, тогда как братья Уинклвосс инвестируют в стартапы, которые исходят из предпосылки, что в этих компаниях уже нет необходимости, полагает новый член совета директоров Gemini Сахин Джейтли. Джейтли ранее инвестировал в криптоипотечную фирму Майка Кэгни Figure и провайдера блокчейн-инфраструктуры Blockdaemon и говорит, что многие «не успевают на поезд», поскольку не позволяют пользователям владеть собственными продуктами и перемещать виртуальные объекты в онлайн-пространстве. «Есть нечто искреннее и чистое в аутентичности и оригинальности некоего объекта. Неважно, физический это объект или виртуальный, — говорит Джейтли. — Многие просто упускают то, что, на мой взгляд, позволит создать невероятную ценность».

Цукерберг продолжает следовать за Уинклвоссами из отрасли в отрасль, а братья в начале этого года замкнули круг, впервые инвестировав напрямую в социальную сеть. И это, похоже, только начало. В сентябре Winklevoss Capital участвовала в раунде инвестиций на $200 млн в DeSo (сокр. от decentralized social или децентрализованный социальный. — Forbes) Blockchain. Токен приобрели также основатель социальной сети Reddit Алексис Оханян, венчурная фирма Andreessen Horowitz и примерно 44 000 других пользователей.

Meta, Twitter, LinkedIn, Reddit и большинство других популярных соцсетей получили, кажется, неоспоримое преимущество. DeSo надеется создать инфраструктуру, где каждый сможет сделать собственную соцсеть. На блокчейне уже создается 150 проектов, в том числе восемь соцсетей и одна метавселенная. «Очень просто выделить недостатки существующих сетей и социальных пространств. Но мало кто предлагает решения. — говорит Тайлер. — Мы верим, что криптовалюта может стать таким решением, поэтому мы продолжим инвестировать через Gemini Frontier, а возможно, и строить собственные платформы».

Автор Майкл дель Кастильо

Источник forbes.ru