Все в криптомире задаются вопросом: достиг ли рынок дна? С ноября объемы крипторынка сократились почти на $2 трлн. Два флагманских цифровых актива потерпели крушение. Ранее в этом месяце биткоин торговался ниже $20 000 — это самая низкая отметка с декабря 2020 года. Бросив спасательный круг проблемным криптоплатформам BlockFi и Voyager Digital, Сэм Бэнкман-Фрид, 30-летний миллиардер и основатель FTX, предупреждает, что некоторые криптобиржи скоро лопнут , сообщает forbes.ru.
В июне этого года сингапурская Three Arrows Capital (3AC), криптотрейдинговая фирма с высокой долей заемных средств, вложившая $200 млн в Luna, сообщила, что находится на грани банкротства. Three Arrows занимала крупные суммы у множества криптофирм, включая Voyager Digital из Нью-Джерси и BlockFi из Нью-Йорка. Чтобы пережить дефолт Three Arrows, биржи цифровых активов обратились к миллиардеру Сэму Бэнкману-Фриду, основателю FTX и богатейшему человеку криптомира, состояние которого оценивается в $20,5 млрд. Воспользовавшись ресурсами FTX и своей трейдинговой фирмы Alameda, он предоставил компаниям кредитные линии на $750 млн. Гарантий, что инвестиции Бэнкмана-Фрида окупятся, нет. «Знаете, мы были готовы на в общем-то неудачную сделку, если это необходимо, чтобы стабилизировать ситуацию и защитить клиентов», ― говорит он.
Бэнкман-Фрид вливает капитал вовсе не из альтруистических побуждений. Он зарекомендовал себя как умный, хищный капиталист на бурном крипторынке, отлично понимающий, что его собственное состояние зависит от восстановления и роста рынка. Кроме того, Бэнкман-Фрид приобрел долю в криптоброкере Robinhood, где FTX владеет долей 7,6% и, по слухам, рассматривает выкуп компании.
Бэнкман-Фрид отрицает наличие каких-либо активных переговоров о слиянии с Robinhood, но говорит Forbes, что всех нас ждут новые крушения криптобирж. «Есть некоторые третьесортные биржи, которые уже тайные банкроты», ― говорит криптомиллиардер.
FTX Фрида, а также Coinbase, Kraken и Binance — это гиганты среди бирж цифровых активов. У них миллионы клиентов, и функционально они похожи на биржевых онлайн-брокеров. Но, помимо этих титанов, по всему миру существуют еще более 600 криптобирж, чья деятельность в основном не регулируется. Вы никогда не слышали об AAX, Billance и Hotbit? Неудивительно, но, как и Coinbase, они торгуют биткоином, эфиром и доджкоином и предлагают клиентам щедрые маржинальные кредиты, чьи объемы могут в 20 раз превышать стартовый капитал. В отсутствие какого-либо существенного регуляторного надзора многие криптобиржи уязвимы для мошенников и хакеров.
В 2018 году японская биржа Coincheck лишилась $530 млн в результате хакерской атаки. В 2020 году сингапурская биржа KuCoin потеряла $275 млн, а в декабре 2021 года расположенная на Каймановых островах Bitmart лишилась $200 млн из-за взлома. Еще в 2016 году хакеры украли у Bitifinex почти 120 000 биткоинов, которые сейчас стоили бы $2,5 млрд.
Но, несмотря на щедрую помощь, даже Бэнкман-Фрид не может (и не хочет) постоянно вливать новые средства. «Есть компании, которым, в сущности, уже не помочь, и подстраховывать их бессмысленно, потому что в их отчетности большая дыра, у них проблемы с законом или спасать уже почти нечего», ― сказал Бэнкман-Фрид, который отказался назвать какие-либо конкретные криптобиржи.
Согласно анализу 60 лучших криптобирж мира, проведенному Forbes, обычно у бизнесов по торговле цифровыми активами нет стандартов проверки новых юридических лиц до или после того, как те начинают получать средства от клиентов. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) не регулирует криптобиржи. В США нет саморегулируемой организации криптобирж, подобной FINRA (Служба регулирования отрасли финансовых услуг — частная американская корпорация по контролю за соблюдением правил торговли на внебиржевом рынке, рынке ценных бумаг фирм, не котирующихся на обычных биржах. — Forbes).
Бэнкмана-Фрида беспокоят будущие банкротства, потому что во время эйфории, вызванной ростом криптовалют, биржи продолжали повышать ставки, чтобы привлечь клиентов щедрой доходностью по депозитам. BlockFi или Voyager обещали клиентам доходность более 12%, и для этого они должны были либо устанавливать не менее высокую процентную ставку для заемщиков, либо (и это более вероятно) вкладывать деньги в децентрализованные DeFi-приложения. Это отлично работало, пока криптовалюты росли. Теперь это катастрофа.
Подобно J.P. Morgan во время паники на фондовом рынке и краха 1907 года, Бэнкман-Фрид использует хаос на крипторынке, чтобы увеличить свою империю. Недавно он купил Liquid, проблемную японскую биржу. BlockFi и Voyager Digital у него в кармане, и, что бы он ни говорил, Robinhood может стать следующим. Как сообщают источники, знакомые с подробностями его займов Voyager, Alameda, вероятно, потеряет не менее $70 млн кредитных средств, которые она уже предоставила. В 2021 году принадлежащая Voyager публичная компания Digital оценивалась более чем в $3 млрд. Сегодня ее акции торгуются за гроши, а рыночная капитализация $62 млн свидетельствует о неминуемом банкротстве.
Несмотря на это, Бэнкман-Фрид говорит Forbes, что FTX остается прибыльной на протяжении последних десяти кварталов. Крупнейший конкурент FTX, Coinbase, понес убытки в размере $432 млн в I квартале 2022 года, а его акции просели почти на 90% по сравнению с рекордными значениями.
Бэнкман-Фрид присматривается также к криптомайнерам, многие из которых стремительно набирали долги, чтобы быстро масштабироваться и заработать на золотой лихорадке XXI века. Акции публичных криптомайнеров, таких как Marathon Digital Holdings и Riot Blockchain, на сегодня просели более чем на 60%.
Один из знаковых криптоактивов, которые не вызывают беспокойства у Бэнкмана-Фрида, ― это Tether, крупнейший в мире привязанный к курсу доллара стейблкоин, чья рыночная капитализация превышает $70 млн. Многие эксперты отрасли считают его бомбой замедленного действия с сомнительным обеспечением, чей крах почти наверняка поставил бы под угрозу существование всего рынка криптовалют. Протестированный во время коллапса Luna, Tether ненадолго сошел с отметки $1 и упал до 95 центов. Однако он успешно обработал продажи на сумму более $10 млрд и с тех пор вернул свои позиции.
Бэнкман-Фрид комментирует: «Думаю, что медвежья позиция по Tether — это ошибка… Мне кажется, это ни на чем не основано».
Автор Стивен Эрлих
Источник forbes.ru
Автор Стивен Эрлих
Источник forbes.ru