Нацбанк пытается снизить рост цен через уменьшение трат населения.

Инфляция в Казахстане в июне выросла до 7,9% - Cronos Asia

Председатель Нацбанка Казахстана Галымжан Пирматов 8 августа сделал прогноз, что принимаемые сейчас меры по сдерживанию инфляции быстрого эффекта не дадут, но в 2023-2024 годах будет заметно их положительное влияние.

"Основные результаты по снижению инфляции от повышения базовой ставки в этом году будут с временным лагом на среднесрочном горизонте. В связи с этим основной эффект от текущих мер мы увидим только в перспективе от одного-двух лет, то есть в 2023 и в 2024 годах", – отметил глава Нацбанка.

А что говорит об эффективности подобной политики международный опыт?

Отрицательные рекорды

Годовая инфляция в Казахстане к августу составила 15%, а по итогам первого полугодия наша страна заняла третье место в ЕАЭС по уровню роста цен. Аналитики давно предупреждали о таком развитии событий, указывая на стратегический просчёт Нацбанка Казахстана. В борьбе с инфляцией регулятор удерживает высокую ставку, однако международный опыт показывает – это сугубо краткосрочный инструмент.

Казахстан рискует стать лидером среди стран ЕАЭС по темпам роста цен. В июле инфляция в РК составила 15%, что максимально близко к России – 15,3% за тот же период. Причём, по данным Евразийской экономической комиссии, в январе-июне Казахстан вышел на первое место среди стран-участниц союза по росту стоимости продовольственных товаров – 15,7%. Для сравнения, в Беларуси этот показатель составил 13,7%, в Кыргызстане 12,4%, в Армении 8,9%, а в России – главном экспортёре инфляции в ЕАЭС – 12,5%.

 

Инфографика Informburo.kz на основе данных Евразийской экономической комиссии

Об инфляционном давлении на Казахстан эксперты предупредили сразу же после введения санкций в отношении РФ, нашего главного торгового партнёра. С учётом логистических издержек стоимость привезённых из России товаров неизбежно будет выше, также очевидно общее для всех стран мировое инфляционное давление. Однако почему же Армении и Кыргызстану, не менее зависимым от российского импорта, удаётся успешнее сдерживать рост цен?

Возможно, дело в особенностях денежно-кредитной политики Нацбанка Казахстана. Сначала регулятор действовал адекватно и максимально оперативно – 24 февраля, в первый же день войны на Украине – повысил базовую ставку с 10,25 до 13,5%. Российский Центробанк решился на это только через три дня, правда, повышение было значительно больше – с 9,5 до 20%. Однако затем ЦБ РФ последовательно снижал ставку, причём, по итогам июльского заседания, она опустилась ниже довоенного уровня и теперь составляет 8%.

Наш же Нацбанк, напротив, с февраля 2022 года последовательно поднимал базовую ставку. По итогам июльского заседания регулятора было утверждено очередное повышение на 0,5% – до 14,5%.Однако инфляция по итогам июля, как мы видим, всё равно превысила ставку Нацбанка.

Продать три товара за один тенге или один товар за три тенге

Галымжан Пирматов после июльского заседания так объяснил решение повысить базовую ставку:

"С помощью такого шага мы сможем влиять на сбалансированность спроса и предложения, чтобы не дать существенно разогнать инфляцию. Это необходимая мера для купирования нарастающих рисков роста цен и поддержания сберегательных настроений потребителей. По нашим ожиданиям, инфляция на конец текущего года превысит верхнюю границу предыдущего прогноза, то есть будет выше 15%".

Однако окончания года ждать не пришлось – уже через неделю Бюро нацстатистики отчиталось о тех самых 15% по итогам июля. Интересно, что на том же брифинге Пирматов признал, что значительным инфляционным фактором является рост бюджетных расходов, но упомянул об этом коротко, между прочим. Хотя это один из ключевых моментов.

Дело в том, что Нацбанк пытается снизить рост цен через уменьшение трат населения. Логика простая – если кредиты будут дороже, люди будут меньше их брать на покупку товаров и услуг, а значит, рынок будет вынужден снижать цены. Однако в РК действует множество льготных программ государственного кредитования: по низким ставкам можно взять кредит на покупку автомобиля, специальные условиях у жилищных программ, различные виды субсидирования действуют для бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве.

Поэтому Ассоциация финансистов Казахстана ещё в июне предупреждала, что дальнейшее повышение базовой ставки может не оказать влияния на инфляцию. Так и случилось.

Попытка сбить рост цен через снижение спроса не учитывает и психологии продавцов – многие из них в кризисные моменты не снижают цены, а напротив, повышают. То есть работают не от объёмов продаж, а именно от высокой цены – продал мало, но дорого. Дорогие кредиты ещё больше консервируют деловую активность в стране.

Таргетирование – дело тонкое

Аналитики ЕАБР прогнозируют, что к концу 2022 года ставка в России может снизиться до 7%.К этому решению ЦБ подтолкнёт дефляция (она держится в РФ с мая) и существенное укрепление рубля. Как долго Нацбанк Казахстана будет идти своим "особым путём", учитывая сильную зависимость нашей страны от импорта из РФ и курсовую разницу рубля по отношению к тенге?

Ставка в Казахстане может быть снижена примерно до 12% к концу года, считают в ЕАБР. Нацбанк просто не сможет игнорировать очевидную неэффективность долгосрочного применения высокой ставки для борьбы с инфляцией.

На примере Турции, ещё одного ключевого торгового партнёра Казахстана, видны недостатки стратегии, когда ставка превышает инфляцию. Для краткосрочных задач удержание высокой ставки помогает сбить инфляцию. Благодаря этому инструменту Турции удалось снизить рост цен с 24,52% в сентябре 2018 года до 15,72% в июне 2019-го. Однако затем инфляция всё равно пошла вверх и к настоящему моменту приблизилась к 80%. В этих условиях снижение турецким Центробанком ключевой ставки, чтобы насытить экономику дешёвыми деньгами и обуздать рост цен, пока не принесло желаемого результата, поскольку момент был упущен.

 

Инфографика Informburo.kz на основе данных Investing.com и Turkish Statistical Institute

Нацбанк, оправдывая свою стратегию, указывает на опыт зарубежных регуляторов. В каком-то смысле это подтверждается и последними новостями. Так, на прошлой неделе ставки повысил Банк Англии и Нацбанк Молдовы. В первом случае стоимость заимствований для экономики достигла 1,75% против прежних 1,25%, во втором – выросла до 21,5%. При этом ставки в обеих странах всё равно остаются ниже инфляции. По итогам июля, инфляция в Великобритании превысила 9%, в Молдове 30%.

Тем не менее на начало июля 2022 года в 70 странах из 83 реальные ставки были отрицательными. Международный опыт показывает, что регуляторы, достигшие наибольших успехов в таргетировании инфляции, действуют гибко и оперативно. Они повышают, но непременно "откатывают" уровень ставки вниз при изменении ситуации.

Автор Александр Голованов

Источник informburo.kz