Аналитики Standard & Poor's Financial Services LLC (S&P) в своём октябрьском обзоре «Прорывные технологии в розничном банкинге: банки в Центральной Азии и на Кавказе спешат занять свою долю рынка цифровых банковских услуг» отметили, что банки в РК быстро адаптируются к новым технологиям и имеют явные преимущества как первые, кто начали их внедрять. Быстрое развитие технологий, повышение доступности и расширение сетей мобильной и интернет-связи в Казахстане, Армении, Азербайджане, Грузии и Узбекистане способствуют дальнейшему значительному росту цифровизации финансовых услуг, говорится в отчёте.
Как сообщает портал wfin.kz,в РК лидерами рынка в области банковских инноваций и инвестиций в цифровую трансформацию названы Kaspi Bank и Halyk Bank. Сильное положение банков поддерживается длительной историей деятельности на рынке Казахстана и прочными отношениями с клиентами, отметили S&P. При этом аналитики агентства «большой тройки» ожидают, что лидеры в области цифровых технологий укрепят свои позиции на рынке, в то время как отставание других банков будет усиливаться, данные предоставлены порталом ranking.kz.
Примечательно, что ранее в этом году S&P уже отмечали ведущую позицию Kaspi в сегменте цифровых платежей, повысив рейтинг Kaspi Bank. Аналитики тогда подчеркнули, что группа Kaspi диверсифицирует свой бизнес, активно расширяя присутствие в сегменте платежей и торговых онлайн-площадок, и это поддерживает лояльность клиентов и обеспечивает перспективную синергию.
Kaspi.kz действительно стабильно расширяет функционал. К примеру, недавно появилась новая цифровая услуга — «Сертификаты». Подарочный сертификат можно отправить в качестве подарка получателю прямо в приложении Kaspi.kz. Срок действия сертификата не ограничен, сумма — от 10 тыс. до 500 тыс. тг. Получатель может сам выбрать подарок из около 8 млн товаров в Kaspi Магазине: книги, музыкальные инструменты, автомобильные товары, ювелирные украшения, одежда, обувь, аксессуары, спортивные товары, детские игрушки, товары для дома и прочее.
Примечательно, что в отчёте S&P видно: в Казахстане использование различных финансовых услуг у населения в возрасте от 15 лет заметно более развито, чем в прочих рассматриваемых странах региона. В графике выше можно пронаблюдать, что доля вовлечённого в финтехуслуги населения в РК превышает результаты как в среднем по миру, так и у соседей, причём это показатель за 2021 год, который с тех пор значительно увеличился.
Население Казахстана, как справедливо отмечают аналитики, готово применять новые финансовые технологии, адаптированные под их повседневные финансовые потребности. Около 88% хорошо разбираются в технологиях, используют банковские карты вместо наличных платежей, а также пользуются услугами интернет- и мобильного банкинга. Причём именно эти граждане являются основными потребителями розничных банковских услуг.
Также S&P отметили, что, согласно Индексу цифрового доступа Глобальной инициативы в области устойчивого развития (Digital Access Index), Казахстан занимает 10-е место по финансовой доступности (Affordability DAI) и 62-е место в целом по уровню доступа к использованию новых информационно-коммуникационных технологий среди 157 стран. Это весьма сильные показатели. Мы изучили данные индекса. Для сравнения, места остальных стран, попавших в обзор, распределились в рейтинге так: Грузия — на 54-м месте, Армения — сразу за РК, на 63-м месте, Азербайджан — на 87-м, Узбекистан — на 100-м.
При этом по финансовой доступности цифровой индустрии к Казахстану не приблизилась ни одна страна региона. Так, Узбекистан расположился на 29-м месте, Грузия — на 54-м, Азербайджан — на 64-м, Армения — на 85-м. В целом такую доступность обеспечивают, в числе прочего, флагманы цифровизации — ведущие казахстанские банки.
Ещё один важный момент: банки региона стремятся к экспансии. Так, например, S&P упомянули консолидацию узбекской системы Payme грузинским банком ТВС Ваnk, ранее уже зашедшим на рынок Узбекистана, а также интерес со стороны финтех-группы Kaspi.kz к приватизации одной из ведущих платёжных систем Узбекистана Humo. Мы же можем назвать и другой пример — выход Kaspi.kz на рынок Турции через покупку около 65% акций турецкого маркетплейса Hepsiburada.
Внутри страны цифровые инструменты банков также получают всё больший охват. Так, по итогам третьего квартала 2024 года количество активных пользователей онлайн-сервисов банков РК достигло уже 24,8 млн — на 2,3% больше, чем кварталом ранее, и сразу на 12,4% больше, чем год назад. С учётом того, что население Казахстана в возрасте от 14 лет составляет 14,5 млн человек, можно сказать, что ориентировочно у двух из трёх казахстанцев установлены и активно используются мобильные приложения двух БВУ. Впрочем, в РК интернет-сервисами банков пользуются и дети.
И, судя по тенденциям, популярность цифровых банковских решений будет только расти.
Источник wfin.kz