В целом по итогам 2022 года ввод в эксплуатацию жилья в столице сократился на 26%.
Как сообщает портал wfin.kz , обеспечение населения жильём — одна из основных задач всех государств. В Казахстане этому вопросу также уделяют особое внимание. Актуальной проблема остаётся и для Астаны. Именно в этот регион мигрирует огромное число людей со всей страны; кроме того, здесь весьма высоки показатели рождаемости. В столице ожидаемо наблюдается существенный рост численности населения. Только за год жителей Астаны стало больше на 9,2%, а за пять лет численность увеличилась сразу на 31,2%, или на 322 тыс. человек. В общей сложности к концу 2022 года население города достигло 1,4 млн человек. В этих условиях обеспеченность жильём приобретает для региона колоссальную важность , данные предоставлены порталом energyprom.kz .
При этом за январь–декабрь 2022 года ввод в эксплуатацию жилья в Астане снизился сразу на 26,2%, всего до 2,4 млн кв. м. Для сравнения: в 2021-м и 2020 годах показатель составлял 3,2 млн и 3,1 млн кв. м соответственно. Это говорит о том, что жилищное строительство в столице развивается недостаточно быстро для покрытия потребностей населения, а временами и вовсе стагнирует.
Несмотря на это, власти страны планируют вводить ограничения на строительство. Так, аким Астаны Женис Касымбек на встрече с предпринимателями отметил, что с 1 января этого года введены новые правила и запрет на выдачу техусловий для проектирования жилья. Он связывает это с нагрузкой на инфраструктуру и быстрым ростом населения. «Если нет сетей, нет мощностей, и мы не видим перспективы на 3-4 года значительного увеличения, мы не имеем права давать разрешение на проектирование и строительство жилья», — подчеркнул аким.
Уже в марте текущего года в Астане в ходе проверок было выявлено 96 ЖК, которые строились без разрешительных документов. Как сообщает столичный акимат, сегодня 20 из них оформили всё надлежащим образом и продолжают работать. Остальные застройщики привлечены к административной ответственности, а строительство объектов приостановлено.
При этом открытым остаётся вопрос, как акимат города вообще мог допустить строительство 96 ЖК без разрешения. Это тысячи дольщиков и инвесторов. Подобные явления негативно сказываются на всех.
Заметим: сейчас уровень обеспеченности жильём в столице, по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, находится на уровне 30,5 кв. м на одного проживающего. Неплохой показатель. Определяется эта цифра, согласно методике БНС, как отношение общей площади жилых помещений к численности лиц, проживающих в них (без учёта площади жилищ по пустующим или бесхозным домам).
Однако далеко не все реально проживающие в столице (да и в любом другом регионе, к слову) корректно фиксируются в статистических данных. Можно провести самый простой, прямолинейный расчёт: взять общую площадь жилищного фонда столицы и разделить на численность жителей. Показатель выйдет разительно отличающимся от позитивных цифр БНС: всего 22,9 кв. м на человека. О том, какая цифра ближе к реальности, мы не станем судить, просто напомним, что по стандартам ООН параметр обеспеченности жильём должен составлять минимум 30 кв. м на одного жителя. К слову, во многих странах этот коэффициент заметно выше рекомендуемого минимума: в Германии — 39 кв. м, в США — 69,7 кв. м, в Великобритании — 70 кв. м.
Любопытно, кстати, что если считать методом деления площади жилищного фонда на численность населения, то показатели обеспеченности жильём в Астане не растут, а сокращаются. Так, в 2013–2015 годах они составляли 23,8–24 кв. м на человека. Это говорит о необходимости увеличения ввода жилья, однако и здесь наблюдается спад.
Ещё одним показателем потребности в жилье является численность столичных жителей, стоящих в очереди на недвижимость. На текущий момент их насчитывается уже 47 тыс. человек, это третье значение по стране.
При такой нехватке жилья в столице приостановка строительства вызывает самые разные вопросы. С одной стороны, аким Женис Касымбек совершенно прав: без инфраструктуры стройка невозможна, это простой факт. Но сейчас получается, что вместо того, чтобы расширять инженерные сооружения и строить новые сети, власти города ограничат возведение домов, что негативно скажется на и без того недостаточной обеспеченности жильём граждан. К слову, есть и ещё один момент: как быть с урбанизацией и развитием городов, о которых говорится в казахстанских программах развития и которые соответствуют ЦУР ООН?
Вместо ограничений необходимо решать проблемы, связанные с инфраструктурой. Однако, исходя из отчёта о реализации плана развития Астаны на 2021–2025 годы, в 2022-м были реализованы не все необходимые меры. Так, акимат города не выполнил следующие цели, касающиеся строительства и развития коммунальной инфраструктуры.
- Строительство, реконструкция жилья коммунального жилищного фонда: не освоено 1,354 млрд тг.
- Проектирование, развитие, и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилью: не освоено 394,1 млн тг.
Кажется, в эту реку власти будут входить раз за разом, пока кто-то не утонет: так, скажем, в РК уже пытались искусственно сдерживать цены на ГСМ и коммунальные услуги вместо того, чтобы повышать доходы населения. В итоге мы имеем дефицит топлива и постоянные опасные аварии на сетях, а благосостояние казахстанцев как было под вопросом, так и остаётся. Теперь с той же проблемой ограничений вместо развития и укрепления слабых мест сталкивается жилищный сектор. Велика опасность того, что и тут придется тушить пожары, раз вместо обеспечения пожарной безопасности вновь пытаются запретить спички.
Источник wfin.kz