Наверняка, нет родителей, кто бы не мечтал о блестящем будущем ребенка. Но мечты мало – над ее воплощением нужно работать, так что без накоплений не обойтись.

Однако всегда хочется не просто скопить капитал, но и быть уверенным, что ребенок сумеет им грамотно распорядиться, да и вообще будет идти по жизни уверенно. Хорошая новость в том, что вы можете сочетать накопление капитала ребенку и его финансовую грамотность, если будете посвящать его в этот процесс.

Я думаю, вводить ребенка в финансовые дела идеально со школы, т.к. школа – это, плюс-минус, первый этап в жизни, который похож на будущую деятельность человека: регулярные походы в офис/бизнес и т.д. Перед первым классом можно сказать ребенку, что теперь он уже взрослый, его впереди ждет блестящее будущее, он сам к 18 годам определится, кем бы хотел стать, но это все не бесплатно, так что они (ребенок и родители) уже сейчас начнут создавать ему вполне взрослый капитал. И, поскольку деньги – его, то ребенок тоже будет активно участвовать в управлении. 

Конечно, проще до 18 лет все оформить на родителей, чтобы иметь свободу распоряжения и изменения портфеля, все равно дарение близким родственникам у нас в РФ не будет облагаться налогом, так что потом весь капитал вполне можно будет подарить ребенку.

Я думаю, что ребенку нужно сразу рассказать весь процесс создания портфеля. Сперва нужно проговорить срок, сразу приучая к долгосрочному планированию.Далее – проговорить, что это будет не обычный брокерский счет, а ИИС, чтобы сделать акцент на необходимости налогового планирования и использования льгот для частных инвесторов в рамках закона. Затем определиться, готов ли ребенок к риску. Если ребенку это будет трудно понять, то можно начать с самых простых ОФЗ, сказав, что пока на первое время выберем самые консервативные инструменты – это долг страны.

 Если ребенок сможет осознать понятие риска, то тогда уже подбирать сочетание облигаций и акций, ETF. Портфель желательно не делать однобоким, то есть состоящим только из 1-2 инструментов, так как, во-первых, для устойчивости нужна диверсификация, а, во-вторых, лучше ребенка познакомить с разными инструментами. 

В моем понимании идеальный портфель бы включал облигации государства (ОФЗи, если позволяет капитал, суверенные евробонды малыми лотами), акции крупнейших российских и американских компаний, чтобы они были знакомы ребенку (скажем, Сбербанк и Apple), а также ETF акций других стран, например, Китая, германии и Британии, чтобы показать необходимость глобальной диверсификации, но одновременно продемонстрировать ребенку, что все это доступно и от весьма небольших сумм. Так ребенок познакомиться и с рынком долга, и с акциями, и с фондами, и изучит понятие диверсификации по классам активов и странам, плюс поймет, что портфель можно создавать и с небольших сумм.

Далее нужно завести привычку с ребенком привычку раз в квартал смотреть за портфелем, проводить ребалансировку, чтобы поддерживать диверсификацию и комфортный уровень риска, обсуждать интересные инвестиционные идеи. Возможно, уже лет с 11-12 можно брать ребенка на семинары по инвестициям, которые проводят брокеры, чтобы прививать также идею самостоятельного обучения финансовой грамотности.

А самое главное – это на своем примере демонстрировать ребенку грамотное управление личными финансами и заботу о собственном будущем и пассивном доходе на пенсии, чтобы ребенок также понимал, что твое будущее – это твоя ответственность, а родители дают лишь первый точек к самостоятельной жизни.

 

Источник: https://fomag.ru