Государственный долг растет, равно как и расходы на его обслуживание. Доходы республиканского бюджета растут не так активно. В итоге на финансирование социальных статей остается все меньше денег.

Госдолг Казахстана составил почти 15 триллионов тенге | КТК

Пока общий баланс удается поддерживать за счет растущих трансфертов Национального фонда. Их объем приблизился к половине всей доходной части бюджета, пишет 365info.

Об этом пишет экономист Вячеслав Додонов в работе «Бюджетный процесс в Казахстане: тенденции, факторы, альтернативы».

Баланс доходов и затрат пока удается сохранить

В начале автор отметил, что с 2010 года в бюджетном процессе Казахстана слишком быстро растут расходы на обслуживание государственного долга. Их размер приближается к триллиону тенге и опережает большинство других статей затрат республиканского бюджета.

Из-за этого на другие статьи остается меньше средств,увеличивается дефицит и итоге требуются дополнительные средства из Национального фонда.

Эксперт считает, что назрели перемены в политике как государственных заимствований, так и управления ими

Автор озадачился вопросом: зачем наращивать госдолг, когда есть значительные ресурсы Нацфонда? При этом их доходность часто ниже процентных ставок по правительственным долговым обязательствам.

Однако автор упомянул, что в целом ситуация в области бюджетного процесса в последние годы стабильна. Несмотря на участившиеся с 2010 года внешние шоки, баланс доходов и затрат удавалось поддерживать.

— Дефицит республиканского бюджета в относительном выражении (в % к ВВП) имеет тенденцию к поступательному сокращению, снизившись с 3% в 2009 году до 1,9% в 2019.

Абсолютный размер этого показателя в последние годы отличается достаточно большим разбросом значений – от 718 млрд тенге в 2013 году до 1357 млрд в 2017. Средний уровень в период 2012-2019 гг. достаточно стабилен, составляя 970 млрд, а отклонения от него умеренны, несмотря на многочисленные факторы негативного характера (снижение цен на нефть, девальвация тенге и пр.), — пишет Додонов.

Стабильность поддерживают за счет средств Нацфонда

Однако автор отметил, что есть и ряд проблем.

В первую очередь стабильность бюджетного процесса достигается за счет постоянно возрастающего объема трансфертов из Нацфонда

В 2011 году это были 1200 млрд тенге и 22,3% общего объема доходов республиканского бюджета. С 2014 показатель не опускался ниже 32,7%, а в 2017 достиг почти половины доходной части (48,3%).

В среднем в 2014-2019 годах трансферты Нацфонда составляли 39% доходов республиканского бюджета

Проблемы также и в расходной части бюджета. Одна из наиболее значимых — быстрый рост объема расходов на обслуживание госдолга.

В результате растет удельный вес этих расходов в общих затратах. С 2,2% в 2010 он вырос до 6% в 2020.

— В отношении бюджета 2020 года также можно отметить, что корректировки, внесенные в него в апреле в связи со сложившейся ситуацией из-за пандемии, не стали фактором увеличения удельного веса расходов на обслуживание долга. Напротив, они обусловили снижение этого показателя из-за более значительного увеличения затрат в целом

До апрельских уточнений параметров бюджета доля расходов на обслуживание долга составляла 6,2%, то есть была выше, — пишет Додонов.

Каждый седьмой тенге уходит на обслуживание госдолга

Удельный вес расходов стабилизировался на отметке около 6% еще в 2018 году. Однако автор объясняет это как раз тем, что еще быстрее выросли бюджетные траты. Поэтому в процентах картина вроде выглядит вполне благообразно.

— Если же сопоставить расходы на обслуживание долга с доходами республиканского бюджета или с основной (помимо трансфертов) статьей этих доходов – налоговыми поступлениями – становится видно, что проблема обслуживания долга постоянно обостряется, — утверждает Додонов.

Постоянно растет соотношение расходов на обслуживание долга с объемами доходов бюджета. В 2010 году 2,4%, а по итогам 2019 — 7,1% (очередной максимум).

По сравнению с объемом налоговых поступлений соотношение выросло с 4,1% (2010 г.) до 13,3% (2019 г.). То есть в 3,2 раза.

— Это значит, что в 2019 году  почти каждый седьмой тенге налогов, полученных республиканским бюджетом, уходил на обслуживание государственного долга,— подчеркнул Додонов.

Если объем затрат республиканского бюджета в 2010-2020 годах увеличился в 3,6 раза, то объем расходов на обслуживание долга – почти в девять.

Эта статья расходов стала безусловным лидером, в разы опережая другие категории затрат, включая ведущие социальные статьи.

Чем плоха жизнь в долг?

В действующей версии республиканского бюджета на 2020 год на обслуживание долга приходится 834 млрд тенге. Эти расходы по объему занимают четвертое место из 13 основных статей затрат. В 2010 эта статья была только одиннадцатой.

Также растет и сам государственный долг. За десять лет он увеличился в 5,4 раза и сейчас составляет 17 286 млрд тенге (в 2010 всего 3 230 млрд). Средний темп роста превышал 21%.

— В то же время относительный размер долга (в % к ВВП) с 2017 года стабилизировался на уровне около 26%. Эта стабилизация выдвигается министерством финансов в качестве аргумента в пользу продолжения и увеличения заимствований,— пишет автор.

Государственный и гарантированный государством долг Казахстана состоит из нескольких основных компонентов.

Крупнейший и важнейший — долг правительства. На него приходится три четверти общего объема. На второй по размеру компонент (долг Нацбанка) — всего 20%,но обслуживание этой части не является обязательством государственного бюджета

— Таким образом, в контексте бюджетного процесса основное внимание должно быть уделено правительственному долгу как основной части госдолга, обслуживание которой требует постоянно возрастающих бюджетных затрат, — отметил эксперт.

Правительственный долг тоже растет опережающими темпами. С 2010 года они превышали аналогичные показатели и госдолга в целом, и долга Нацбанка.

— Опережающий рост правительственного долга относительно государственного долга в целом во многом обусловлен высоким удельным весом в нем внешней части, которая существенно выросла в 2015 году и после этого составляет немногим менее половины общего объема

У второго по размеру компонента казахстанского государственного долга — долга Национального банка – внешняя часть, напротив, отсутствует. Этим объясняются меньшие темпы роста госдолга в целом по сравнению с правительственным долгом, — пишет автор.

Автор Роман Иванов

Источник 365info.kz