Причина введения дифференцированных цен на дизтопливо для транзитного транспорта и в приграничных районах Казахстана только одна, никто не хочет повторения событий 2021 года, когда сильный рост цен на дизельное топливо в сентябре, октябре и ноябре, привел к социальному недовольству и протестам, которые затем конвертировались в январские трагические события , сообщает prodengi.kz.
Сложившийся диспаритет цен на дизель в Казахстане и в соседних странах (Россия, Кыргызстан), по состоянию на 1 августа 2022 года в РК цены ниже в 1,7 раза, приводит к оттоку значительной части производимого в Казахстане дизельного топлива и других нефтепродуктов.
При годовом производстве дизеля в РК примерно в 5 млн. тонн диспаритет цен может отвлекать в соседние страны до 1,4 млн. тонн дизельного топлива в год. То есть почти 30% все объема производства дизеля может уходить из Казахстана, вызывая дефицит топлива. Мало того, получается что Правительство РК фактически субсидирует экономики других стран.
В обычной ситуации, это возможно было бы и не критично, потому что обеспечивало высокий спрос на продукцию казахстанского нефтеперерабатывающего сектора, который мог без оглядки наращивать выпуск. Но учитывая масштабы нынешнего оттока топлива из РК, а также приближение осеннего сезона высокого внутреннего спроса на дизель, выстраивание защитных торговых барьеров становится просто необходимо. Иначе, судя по уже имеющимся в ряде регионов Казахстана топливному дефициту, мы можем получить новый скачек цен на дизель уже этой осенью.
Срок действия дифференцированных цен на дизтопливо в Казахстане 180 дней с момента их введения. То есть если они вступят в силу 20 августа 2022 года, то продлятся они примерно до 20 февраля 2023 года.
Если этого срока будет достаточно для того чтобы сбить значительную часть оттока топлива через отлаженные схемы его вывоза из РК, то дифференцирование цен дизеля будет отменено как и запланировано. Однако, есть подозрения что так быстро решить проблему не удастся, потому что останутся другие виды топлива, на которые схемы вывозы сохранятся.
Поэтому скорее всего мы увидим не только пролонгацию механизма дифференцирования цен на дизтопливо в Казахстане и после февраля 2023 года, но и расширение видов топлива, на которые этот механизм будет распространяться.
Если механизм дифференцирования цен на дизельное топливо сработает как ожидает Правительство Казахстана, то ни граждане, ни бизнес не должны увидеть больших изменений на топливном рынке РК за исключением отсутствия дефицита. Напротив, этот механизм должен обеспечить сохранение стабильности и по ценам, и по достаточности топлива в Казахстане, даже в сезоны высокого спроса.
Автор Нурбек Искаков
Источник prodengi.kz