Российская Федерация является основным деловым партнером Казахстана, и их торговые сделки чаще всего взаимовыгодны. Тем не менее, когда вопрос заходит о больших деньгах и геополитическом влиянии, добрососедские отношения уходят на второй план , сообщает caravan.kz.
Сектор газа
В феврале 2002 года австрийская компания ОMV разработала проект по строительству газопровода «Набукко». Его проектная мощность составляла 32 млрд кубометров газа в год. Это 10 % от потребностей всего Европейского Союза и ряда других стран. Так Казахстан мог бы реализовывать свое голубое топливо в обход России и, соответственно, продавать его дороже. В Венгрии и Румынии уже провели 47 км газовой магистрали, но тут в игру вступили политические интриги. Сначала некстати началась война в Южной Осетии, а затем обострилось противостояние в Нагорном Карабахе. Это поставило вопрос о безопасности газопровода. Как сообщил новостной портал «Регнум» 8 июня 2011 года, Россия резко выступила против строительства газопровода. В РФ стали требовать от поставщиков внести в проект кучу мелких корректив, в результате чего стоимость газопровода выросла вдвое: с 7 до 14 млрд евро.
Мы его слепили из того, что было
Сейчас вместо масштабного «Набукко» в эксплуатацию запущен более скромный Трансадриатический газопровод. Государства, уже построившие свою часть газовой инфраструктуры, решили, что негоже пропадать добру. До этого года такое положение дел, хоть со скрипом, но всех устраивало.
Казахстан понимал, что дружба с РФ важнее прибыли; ЕС было не особенно важно, каким путем газ идет в европейские дома; а остальные страны не волновало, кому продавать природные богатства. Проблема обострилась только сейчас, когда Россия стала использовать энергоносители как средство политического давления на «недружественные» страны. Правда, рассчитываться за российское геополитическое влияние приходится Казахстану. По данным Нью-Йорской фондовой биржи, до так называемой "спецоперации" мы продавали голубое топливо соседу по $166 за тонну, а уж РФ перепродавала его в Европу по 350-450 баксов. Сейчас ситуация стала еще хуже. России и свой газ девать некуда, так что продать мы его можем максимум за $90, да и то, если покупатель захочет решать логистические головоломки.
В поле каждый колосок
Казахстан богат не только газом и нефтью. Наши поля в урожайный год могут обеспечить полмира качественной пшеницей. В латвийском порту Вентспилс в 2008 году Казахстан купил зерновой терминал, способный вместить 1,5 млн тонн пшеницы. Но если верить сайту торгового терминала самого порта Ventspils Grain Terminal, в год туда поступает не больше 75 000 тонн зерновых. Дело в том, что за перевозку грузов по территории РФ КТЖ был выставлен счет втрое выше, чем вводят другие страны. В результате несколько лет подряд на казахстанских полях гибло около 1 млн тонн пшеницы, фермеры были вынуждены топить печи зерном, потому что на уголь денег не хватало, а на отправку пшеницы морским путем у нас не было ни налаженных связей, ни ресурсов. В прошлом году лето выдалось неурожайным, и о проблеме забыли. Какие дары нам готовит грядущая осень, еще неизвестно, но уже сейчас по фьючерсам за зерно предлагают немалые деньги. Из-за конфликта в Украине (европейской житнице) - к осени ожидается острая нехватка зерновых, и западные мукомолы готовы платить за пшеницу приличные суммы. Вот только обогатиться Казахстан на этом не сможет, даже при рекордном урожае. Привезти зерно покупателю нам не на чем.
Везти ширпотреб из Китая в Европу быстрее, выгоднее и удобнее через Иран и Турцию. Вот только железнодорожной ветки к каспийским портам Ирана не существует. В середине нулевых в Поднебесной решили исправить эту оплошность и проложить через Казахстан узкоколейку, способную пропустить через себя 20 % грузов. Как считают эксперты аналитического портала eurasia.expert, наша страна в этом случае получала бы как минимум $1 млрд ежегодно (и это в мирное время). Но Россия выразила недовольство грядущим строительством, потому что этот миллиард баксов ей нужен самой. Поэтому, чтобы не ссориться с северным соседом, проект быстро свернули.
Сейчас, когда прежний грузопоток через Россию, Украину и Беларусь нарушен, сумма прибыли Казахстана увеличилась бы втрое.
И на небе есть границы
Если сравнить стоимость билетов «Эйр Астаны» и российских авиакомпаний в Индию, Монголию, Китай и Южную Корею, то получится интересная картина. Из Москвы долететь в эти страны намного дешевле, хотя самолету нужно преодолеть на 2 000 км больше. Дело тут отнюдь не в алчности казахстанских авиаперевозчиков. Как сообщила в марте 2016 года пресс-служба авиакомпании «Эйр Астана», Россия установила роялти за полеты над своей территорией. То есть за каждую милю в российском небе платить надо приличную сумму. Любопытно, что казахстанскому судну, чтобы попасть в эти страны, нужно преодолеть всего 300 км над Россией.
А вот Казахстан, как щедрая душа, позволил россиянам летать в своем небе бесплатно, даже гордо объявив, что это называется «чистым небом». Единственная выгода наших аэропортов лишь в том, что парочка рейсов может приземлиться и у нас и, возможно, возьмет на борт несколько пассажиров. Если, конечно, в салоне будут пустые места.
Однако казахстанцы предпочли делать крюк через Шереметьево, так что никакой выгоды от своей щедрости мы не получили.
За время пандемии проблема стихла, но сейчас, когда почти вся Восточная Европа закрыта для перелетов, вопрос вновь становится очень остро.
Еще одна проблема, когда двоим в небе стало тесно, - космодром Байконур. Для покорения космоса со своей территории Россия использует экологически чистые виды топлива, а пускать ракеты от нас можно и на токсичном гептиле. Именно это топливо, по мнению большинства независимых экспертов, включая британского профессора Милнера-Гуллан РОБИНА, стало причиной гибели популяции сайгаков в 2015 году.
Автор Владислав Кожухарь
Источник caravan.kz