Цены на автомобили растут не так быстро, как на продукты, но все же вопрос стоит не менее остро. С учетом огромных расстояний между городами Казахстана и состояния общественного транспорта, которое оставляет желать лучшего, многие казахстанцы вынуждены приобретать «железного коня», чтобы иметь возможность работать, навещать семью и т.д , сообщает caravan.kz .
Недавно один наш соотечественник пожаловался на гигантские наценки на машины. Редакция решила сравнить, как меняются цены на базовые комплектации популярных моделей, если покупать их в кредит.
История автокредитования в Казахстане в целом не слишком длинная и довольно печальная. Если вкратце, раньше получить автокредит можно было в большинстве крупных банков. Однако потом множество заемщиков перестало вносить платежи. Когда же банки начали забирать взятые в кредит автомобили, выяснилось, что многие из этих транспортных средств уже нельзя реализовать по первоначальной или хотя бы относительно близкой к ней стоимости по причине плачевного состояния. Когда стало ясно, что автокредиты несут в себе большой риск, многие банки полностью отказались от них, а оставшиеся взвинтили ставки, чтобы обезопасить себя хотя бы частично. Таким образом, недобросовестные заемщики умудрились нанести серьезный ущерб всем остальным автолюбителям.
Теперь многие казахстанцы могут надеяться только на льготное автокредитование, но желающих столько, а мест в данной программе так мало, что она закрывается за считанные секунды после запуска, потому что в систему одновременно поступают тысячи заявок.
Однако специальный кредит все равно остается популярным способом приобрести машину.
Ассоциация казахстанского автобизнеса назвала модели автомобилей, которые стали лидерами продаж в Казахстане за первые 6 месяцев этого года. В топ попали:
- Chevrolet Cobalt (14 851);
- Hyundai Tucson (6868);
- KIA Sportage (5398);
- Chevrolet Nexia (3697);
- Hyundai Elantra (3547);
- Hyundai Santa Fe (3262);
- Hyundai Sonata (2784);
- Chery Tiggo 7 Pro (2173);
- Hyundai Bayon (2137);
- Kia Sorento (2034).
Большинство этих моделей можно приобрести в кредит, однако чтобы узнать точный размере переплаты в большинстве банков, нужно будет обратиться в конкретный филиал в своем городе. Корреспонденту, пытавшемуся узнать данную информацию онлайн, операторы банков отказались что-либо сообщать и настойчиво порекомендовали проконсультироваться у менеджера. Дозвониться в два филиала не получилось, в другом предложили приехать для личной консультации.
Однако желающие заранее знать, сколько они переплатят, могут воспользоваться специальным онлайн-калькулятором, чтобы прикинуть сумму хотя бы примерно.
Важно отметить, что при оформлении кредита учитывается средний доход заемщика за последние полгода – ежемесячный платеж должен составлять не более половины этой суммы. То есть если за последние полгода заемщик получал заработную плату размером 400 тысяч тенге, кредит будет рассчитан на платеж в 200 тысяч тенге в месяц.
Отметим, что размер медианной зарплаты по стране в августе этого года составил 240 779 тенге, средней – 365 502 тенге. Было бы логично оттолкнуться от этих показателей, однако они слишком низкие, так что банк не одобрит кредит. Поэтому мы дополнительно укажем минимальный доход, необходимый для одобрения рассрочки.
Процент годовой эффективной ставки вознаграждения в разных системах автокредитования различается, средний составил примерно 26 %. Его и возьмем за основу при расчетах.
Представим, что некий пагражданин рень решил взять автомобиль в кредит на стандартных условиях без первоначального взноса. При каких условиях банк одобрит рассрочку?
Базовая модель лидера рейтинга, Chevrolet Cobalt Optimum MT, обойдется в 6 миллионов 490 тысяч тенге. Потребуется зарплата минимум в 337 тысяч тенге. Выплаты в данном случае займут 7 лет, общая сумма, которую нужно будет вернуть банку, составит 14 миллионов 150 тысяч тенге, из них переплаты - 7 659 355 тенге.
Самый дешевый внедорожник Hyundai Tucson в салоне стоит 12 миллионов 690 тысяч тенге. Кредит на него нашему воображаемому автолюбителю не одобрят, потому что даже для рассрочки на 7 лет с самым маленьким размером ежемесячного платежа нужен будет доход минимум в 659 тысяч тенге в месяц. Предположим, что в предыдущие полгода парень официально получал эту сумму. Переплата в данном случае составит больше стоимости самого автомобиля – 14 977 тысяч тенге. То есть за машину, которая сейчас стоит меньше 13 миллионов, придется вернуть банку почти 28
За KIA Sportage в базовой комплектации нужно будет выплатить 13 190 000. Если же брать эту модель в рассрочку, минимальная необходимая зарплата составит 684 680 тенге в месяц. За 7 лет переплата набежит внушительная – почти 15,6 миллиона, а если точнее 15 566 547 тенге.
Chevrolet Nexia пока что самый доступный вариант – в салоне базовая модель будет стоить всего 5 миллионов 890 тысяч тенге. Для одобрения заявки нужен доход на сумму хотя бы 306 тысяч тенге в месяц. Тогда можно будет получить рассрочку на 7 лет с переплатой в 7 миллионов (6 951 248) тенге.
На пятом месте - Hyundai Elantra с минимальной стоимостью 10 990 000 тенге, почти 11 миллионов. Чтобы оформить такое авто в кредит хотя бы на 7 лет, нужен минимальный ежемесячный доход не менее 570 тысяч тенге. И в этом случае переплата также составит сумму больше первоначальной стоимости авто – почти 13 миллионов тенге.
Кроссовер Hyundai Santa Fe занимает шестое место по популярности и второе место по цене – самый простой вариант этой модели стоит 17 590 000 тенге, если брать ее новой в салоне. При рассрочке на 7 лет минимальный платеж составит 456 540 тенге в месяц, то есть нужна будет зарплата минимум 913 тысяч. На таких условиях переплата составит почти 20,8 миллиона тенге.
Номер семь в рейтинге популярности – это классика марки, Hyundai Sonata. Чтобы приобрести ее, придется выложить минимум 13 990 000 тенге. Представим, что у воображаемого казахстанца с медианной зарплатой такой суммы на руках нет, но очень хочется купить именно такую машину. Тогда сначала ему придется найти новую работу, с окладом минимум в 726 тысяч тенге, и только после этого брать кредит на 7 лет и смириться с переплатой в размере 16,5 миллиона тенге.
Далее идет Chery Tiggo 7 Pro по цене 10 400 000 за самую дешевую комплектацию. Он стоит меньше и потому, чтобы заполучить его полностью за 7 лет, понадобится зарплата в 540 тысяч. Переплата составит 12 миллионов 274 тысячи тенге.
На предпоследнем месте рейтинга популярности находится Hyundai Bayon, один из самых доступных вариантов во всем списке - 9 990 000 тенге. При зарплате в 514 тысяч тенге погашение кредита займет все те же 7 лет. Процент, который придется дополнительно выплатить банку, будет не мене внушительным, чем в предыдущих случаях, общая сумма переплаты составит 11 миллионов 684 тысячи тенге.
На нижней строчке рейтинга находится Kia Sorento, самый дорогой автомобиль в списке – даже базовая комплектация обойдется в 17 990 000 тенге. При зарплате менее 934 тысяч тенге в сторону этого авто можно даже не смотреть. Но даже при таком официальном доходе выплаты продлятся 7 лет. В данном случае переплата составит 21 миллион 231 тысячу тенге.
Автор Алма Абишева
Источник caravan.kz