Финансовые эксперты считают, что лучше всего потребительские привычки людей в последнее время описывает термин «фанфляция». Корень этого слова — fun, что переводится с английского как развлечение, пишет журнал Psychologies, сообщает prodengi.kz.

Молодежь на вечеринке — стоковое фото

Фото: depositphotos.com

Если под «инфляцией» традиционно понимается обесценивание денег и устойчивый рост цен на товары и услуги, то под «фанфляцией» — рост потребительских расходов на развлечения, несмотря на то, что они дорожают с каждым днем. Это могут быть походы по ресторанам, концерты, отпуска, круизные путешествия, яхтинг — в общем, что угодно. 

«Даже если билет на концерт слишком дорогой и не вписывается в ваш бюджет, вы все равно покупаете его, потому что знаете, что это принесет вам много радости и оставит прекрасные воспоминания», — объясняет Кимберли Палмер, эксперт по личным финансам. 

Бола Сокунби, основатель Clever Girl Finance, отмечает, что стоимость хорошего времяпровождения в последнее время растет быстрее, чем любых других услуг. Люди жаждут приключений — тренд на это сохраняется уже несколько лет. «Все стремятся наверстать упущенное после пандемии, мы наблюдаем всплеск трат на путешествия, концерты, фестивали и ужины вне дома. Люди готовы тратить все больше», — говорит Сокунби. 

Летом траты людей, конечно, растут, но и в другое время года желание повеселиться как следует никуда не исчезает.

 Оцените все риски 

Психологи отмечают, что тратиться на дорогостоящие развлечения можно, если эти расходы действительно соответствуют вашим ценностям. Если вы обожаете музыку и путешествия, понимаете, что вернетесь домой невероятно счастливым и наполненным, важно расставлять приоритеты так, чтобы на эти цели оставались деньги и время. 

В то же время, если бюджет ограничен, стоит подумать, какие статьи расходов у вас пойдут «под нож» — возможно, это ремонт в квартире или обновление гардероба. 

«Важно помнить, что избыточные траты могут привести к долгам — и в конечном счете никакой пользы вашему ментальному здоровью развлечения не принесут, хотя и доставили вам немало радости», — отмечает эксперт. 

Также нужно уметь вовремя ограничить себя и помнить о других жизненных целях — возможно, вы давно хотели взять ипотеку, но бесконечные развлечения не дают накопить на первый взнос. 

А еще эксперты советуют отслеживать, сколько вы раньше на это тратили и сколько теперь — важно трезво оценивать рост цен и, возможно, пересматривать, виды досуга, отдавая предпочтение более бюджетным. 

В аскетизм ударяться не стоит 

В эпоху «фанфляции» финансовые аналитики советуют найти баланс между тем, чтобы тратить все средства на развлечения, и вкладывать их в другие важные сферы своей жизни. 

Тот, кто полностью отказывается от досуга, который приносит ему радость, вскоре почувствует себя перегоревшим — откладывать каждую копейку на квартиру или ремонт очень тяжело, и в конце концов могут появиться вопросы: а зачем все это нужно, если удовольствия от жизни и работы нет? 

Хорошим лайфхаком будет изучить все программы лояльности — например, у авиаперевозчиков, посмотреть скидки у туроператоров, ресторанов и горнолыжных курортов, подписаться на выгодные предложения и горящие путевки. 

Лучше всего трезво оценить свой бюджет, расставить приоритеты (что нам важнее — каждую неделю устраивать бархоппинг или сделать шенгенскую визу?) и решить, сколько вы готовы тратить на развлечения каждый месяц. Вам будет проще получить удовольствие, если вы знаете, что остаетесь в рамках, которые сами себе задали, все контролируете, а не «кутите на все». 

Еще один лайфхак — подождите 24 или 48 часов, прежде чем совершить покупку. Это время поможет вам понять, точно ли она вам нужна. 

Также стоит подумать вот о чем: не все развлечения должны быть дорогими или вообще стоить денег. Можно устроить вечер настолок с друзьями или сходить на пикник. Почитать книгу в парке, покататься на велосипеде — иногда дофамин реально получить почти бесплатно.

Источник prodengi.kz