Сможет ли пенсионная система Казахстана обойтись без взносов работодателей?
Фото: архив пресс-службы АФК
Правительство Казахстана предлагает отменить уплату работодателями обязательных пенсионных взносов (ОПВР), введенных с 2024 года. С 2025 года ставка составляет 2,5% от фонда заработной платы. Взамен предпринимателям предложат повышенную ставку НДС. Председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова рассказала, как отказ от ОПВР затронет пенсионную систему,сообщает forbes.kz.
Елена Леонидовна, насколько целесообразны обязательные взносы работодателя в рамках условно-накопительной пенсионной системы?
— Так называемая условно-накопительная система была принята в 2015 году и, на мой взгляд, не решает проблем пенсионной системы, в основе которых лежит уклонение от уплаты обязательных пенсионных взносов и низкое качество администрирования их обязательности. Структура занятости сейчас такова, что значительная часть населения занимается индивидуальной трудовой деятельностью, либо они являются самозанятыми, с отсутствием работодателя. Как правило, именно эти категории граждан не имеют достаточного уровня пенсионных накоплений в силу разных причин. Введение обязательных взносов со стороны ответственных работодателей за своих наемных работников никак не решает проблему самозанятых граждан.
Условно-накопительная система подразумевает, что перечисления по ОПВР не являются собственностью вкладчиков. По сути, это перераспределение средств в квазисолидарной системе, когда при достижении пенсионного возраста можно рассчитывать на определенную выплату, рассчитанную по специальной формуле. ИП и самозанятые, не имея работодателей, не платят ОПВР и фактически не имеют права на получение денег по ОПВР. Условно-накопительная система изначально не была рассчитана на решение возникших проблем. Созданная в нынешнем формате, она нецелесообразна, и ее необходимо ликвидировать. Для бизнеса с наемными работниками отмена ОПВР снизит расходы.
Звучали предложения откорректировать ОПВР и сделать их собственностью вкладчиков. Почему в итоге не получилось?
— Действительно, были предложения экспертов, в число которых входила и я, переформатировать взносы по ОПВР, сделав их по типу обязательных взносов — собственностью вкладчиков. Но, как я поняла, социальный блок правительства с этой позицией не согласился. Более того, звучали предложения задействовать эти взносы для создания некой солидарной системы на базе ГФСС. Но такой шаг имеет множество негативных аспектов, в числе которых увеличение обязательств бюджета в перспективе, что точно не следует делать.
Повлияет на отказ от уплаты ОПВР на устойчивость пенсионной системы?
— Эти взносы не имеют никакого отношения к устойчивости ЕНПФ. Активы фонда зависят от качества его инвестиционного портфеля и результатов инвестирования. Пенсионная система носит прямой накопительный характер. Поэтому у ЕНПФ нет обязательств по выплатам каких-либо фиксированных сумм. Сколько вкладчик накопил, столько и получит.
Вкладчика интересует принцип сохранности пенсионных активов и их реальная доходность по формуле: инфляция +2% доходности как минимум. Эти условия будут соблюдаться, если активы фонда будут вкладываться в надежные финансовые инструменты. Поэтому у ЕНПФ не может быть в принципе кассового разрыва. В фонд постоянно поступают взносы и есть назначенные выплаты, по которым определены долгосрочные горизонты.
Что будет с уже накопленными взносами ОПВР в случае отказа от них?
— С момента принятия нового Налогового кодекса, скорее всего с января 2026 года, работодатель перестанет перечислять ОПВР. Пока никто не говорил, что произойдет с уже накопленными суммами. Правила по ОПВР до конца не определены — тратить накопления планировалось после 2028 года. Честно говоря, правильней было бы эти деньги перечислить в бюджет, так как они собственностью вкладчика не являются.
Если вернуться к самозанятым и ИП, что, помимо поднятия культуры уплаты взносов, следует сделать для их роста?
— На мой взгляд, следует поменять администрирование их взносов. Я не согласна с тем, что сейчас начинают считать платформенную занятость чем-то вроде «работодателя». Это лишь техническое решение, на котором встречаются покупатели и продавцы товаров и услуг. И пытаться признать некую платформу «работодателем» и возложить на нее дополнительные обязанности — это не решение проблемы. Оказать помощь в уплате необходимых налогов и социальных отчислений такие платформы могут, что как раз позволит им привлечь больше участников.
Сейчас в рамках специальных налоговых режимов допускается уплата налогов от дохода по упрощенной формуле в 4%, из которых 2% идут в ЕНПФ, а 2% — в ГФСС и ФСМС.
Скажите, как ставка в 2% может заменить обязательные пенсионные взносы в размере 10%? А потом мы удивляемся, почему у значительного количества вкладчиков низкие суммы пенсионных накоплений. Людям надо постоянно объяснять, что 10% от дохода — это минимум для будущих пенсионных выплат. А попытки оптимизировать взносы сегодня приведут лишь к бедности в старости.
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz