Стабилизация рынка, борьба с теневой экономикой и «доллар» на карантине.
В периоды кризисов возрастает вероятность ограничений в обращении с деньгами, в том числе с валютой. Этими мерами воспользовался и Нацбанк Казахстана. Сначала, 24 марта, он установил для юридических лиц порог при покупке безналичной иностранной валюты. Как пояснили в Нацбанке, эти меры в комплексе направлены на ограничение необоснованного спекулятивного спроса на безналичную иностранную валюту, а также на защиту прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства. Чуть позже были закрыты обменные пункты в большинстве городов Казахстана, что было связано с карантином и чрезвычайным положением.
21 апреля Нацбанк сообщил, что с 1 июня 2020 года вводится лимит на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц: для малого бизнеса 20 млн тенге в календарный месяц, для среднего бизнеса – 120 млн тенге, для крупного бизнеса – 150 млн тенге.
До закрытия обменных пунктов (в марте) казахстанцы успели купить иностранной валюты на 236,4 млрд тенге, 178,5 млрд тенге из которых ушли на покупку американской валюты.
Уровень долларизации депозитов в банках вырос до 46,7%. За март население и компании увеличили свои депозиты в инвалюте сразу на 1,7 трлн тенге.
Карантинный апрель, вероятно, стал периодом передышки для валютного рынка – за это время тенге укрепился на 4%. Насколько ограничительные меры Нацбанка оказались полезными и принесут ли они эффект в будущем, рассказали эксперты.
Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что нужно разделять те меры, которые были связаны с ЧП и карантином (закрытие обменных пунктов), меры по стабилизации валютного рынка (ограничение на покупки иностранной валюты) и долгосрочные системные меры по легализации оборотов и борьбы с теневой экономикой (ограничение снятия наличных). Каждая из мер, по его мнению, оправданна и верна, это показывает, что Нацбанк работает довольно эффективно и в оперативном, и в стратегическом режиме.
«Сейчас высказывается много мнений, что текущий курс валют искусственный, поскольку обменники не работают и Нацбанк устанавливает тот курс, какой пожелает. Однако это нет так, т.к. торги на бирже проходят, заявки банков и брокерских компаний на покупку и продажи валюты удовлетворяются, поэтому курс корректный и отражает равновесное состояние рынка», - подчеркнул Мурат Кастаев.
«Как показывает текущий кризис, регуляторы предпочитают перестраховаться и держать ситуацию полностью под своим контролем, о чем помимо закрытия обменников свидетельствует и повышение процентной ставки 10 марта, с последующим ее снижением всего лишь через месяц», - подчеркнул аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов.
«Не уверен, что подобные действия могли привести к ощутимому эффекту на валютном рынке. Если мы посмотрим на динамику валют других стран СНГ, например рубля, также сильно коррелирующего с нефтяными ценами, и гривны, то отметим аналогичную динамику курса: резкий взлет по итогам марта и начало восстановительных процессов в апреле. Между тем, на Украине наблюдалась серьезная нехватка наличных долларов из-за активных обменных операций населения и перекрытия границ в связи с карантином. Конечно, гривна смогла восстановиться лишь на треть от недавних минимумов, но здесь дело не в открытых обменниках, а скорее в финансовых проблемах страны в целом и задержки транша МВФ», - отметил он.
Любое ограничение на движение валюты — это риск спровоцировать позже резкие колебания, полагает Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари». Однако, раз Нацбанк РК пошел на такую меру, значит, польза от нее выглядит весомее возможного ущерба. Краткосрочно эффект действительно получен: амплитуда колебаний курса за счет отсутствия физического влияния на тенге сократилась.
С этим не согласен эксперт инвестиционного дома «Астана-Инвест» Серик Козыбаев. По его словам, не ограничения позволили стабилизировать курс тенге/доллар, а прежде всего валютные интервенции Центрального Банка России в курс рубль/доллар. Если бы рубль существенно девальвировал к доллару, то тенге бы пошел вслед за ним. «Действия нашего регулятора были направлены скорее на контроль паники. В краткосрочном плане это работает. Но в долгосрочном плане эти меры не будут эффективными. Думаю, после того как обменные пункты заработают, люди, как и прежде будут на большую часть сбережений покупать валюту. Но вспомните курс поднимался до 460 тенге за доллар, сейчас курс ниже и есть некая стабильность нефтяных котировок, пусть даже и низких», - пояснил эксперт.
«Ограничительные меры в отношении покупки-продажи валюты и снятия денежных средств создают лишнюю нервозность и, как правило, не способствуют стабилизации ситуации на денежном рынке в долгосрочной перспективе», - считает аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Дроздов. Кроме того, такие действия, по его словам, стимулируют подъем «черного» рынка. И нет никаких сомнений, что, когда ограничения будут сняты, граждане будут реализовывать отложенный спрос, опасаясь повторения ситуации в будущем.
Автор Ольга Фоминских
Источник banker.kz