В связи с отсутствием ясной позиции о продлении или прекращении режима ЧП в Казахстане в соцсетях распространяется много слухов. Многие путают при этом режим чрезвычайной ситуации, чрезвычайное положение и карантин.
Чем же отличаются режимы ЧС и ЧП, почему последний более серьёзный, могут ли власти продлить уже введённый карантин после отмена чрезвычайного положения? Доктор юридических наук Роман Подопригора разъяснил эти вопросы в серии публикаций в собственном Telegram-канале Roman.Law.
По словам юриста, и режим чрезвычайных ситуаций, и режим чрезвычайного положения, это одни из так называемых чрезвычайных режимов. Но отличия между ними существенны.
С разрешения Романа Анатольевича мы обработали эти комментарии и свели в один материал.
Режим чрезвычайной ситуации
Режимы чрезвычайных ситуаций бывают двух видов:
1. Правовой режим ЧС социального характера. Он связан с реакцией на поведение людей (массовые беспорядки, межнациональные конфликты и др.). С пониманием, кто его вводит, есть некоторые проблемы. Очевидно, что это может делать акимат по согласованию с КНБ. Режим вводится в отдельных местностях. Режим, кажется, появился в законе после событий в Жанаозене.
2. Правовой режим ЧС природного и техногенного характера. Это когда аварии, пожары, наводнения, эпидемии и др., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей. Этот режим объявляется либо премьер-министром (глобальный или региональный масштаб) либо акимом (местный масштаб).
Оба вводятся до устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧС. Создаются оперативные штабы, применяются меры, частично похожие на то, что делается при ЧП (приостановление деятельности организаций, торговые запреты).
Когда в результате вышеуказанных ЧС под серьезную и непосредственную угрозу попадают демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность, безопасность граждан и нарушается нормальное функционирование конституционных органов государства, тогда вводится чрезвычайное положение.
Режим чрезвычайного положения
Это более серьезный режим, также связанный с ЧС, но это не одно и то же. Режим ЧП вводится президентом на срок до 30 суток (на всей территории) или до 60 (на части территории). Создаются спецорганы: Госкомиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при президенте и комендатура местности. Оперативные штабы прямо в законе не указаны (применительно к ЧП).
Роман Подопригора указывает, что, возможно, эти штабы могут быть созданы в рамках выполнения задач Госкомиссии, однако ставит под сомнение, имеют ли право эти штабы сами издавать ограничивающие акты.
В списке мер при режиме ЧП закон указывает в том числе комендантский час, мобилизацию населения и транспортных средств, временное выселение.
Сколько может длиться режим ЧП и карантин?
Режим ЧП
Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РК не может превышать 30 суток. При неустранении обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, Президент вправе продлить его действие снова на 30 суток или на меньший срок. Количество продлений неограниченно.
Президент вправе отменить ЧП полностью или частично до истечения срока, на который оно введено, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его введения.
Карантин
Поскольку конкретные карантинные мероприятия Президентом не были объявлены, то вопрос о сроке карантинных ограничений решается отдельно.
Какие-то карантинные ограничения могут действовать в течение всего срока ЧП, какие-то могут прекращаться раньше истечения срока ЧП. Это зависит от Госкомиссии и главных санитарных врачей, которые вводят ограничительные меры. С учётом эпидобстановки госсанврачи могут снимать одни ограничения и оставлять другие.
Применительно к тем ограничениям, которые существуют сейчас, в законодательстве нет четкого указания о сроках. В подзаконных актах упоминается срок инкубационного периода со дня регистрации последнего случая заболевания, но он зафиксирован по отношению к другим случаям. Поэтому действует общее правило, что при стабилизации эпидемиологической ситуации на территории населенного пункта главсанврачи территорий отменяют ограничительные мероприятия.
Кроме того, из общих положений о правовых актах следует, что орган принявший акт, может признать его утратившим силу даже до истечения срока.
В случае прекращения режима ЧП карантин может оставаться. Тот, что введен в связи с ЧП, должен быть тоже отменен (все решения оперативных штабов и санврачей утрачивают силу).
Но, как уже не раз отмечалось, карантинные мероприятия могут быть и вне режима ЧП. Причём, с одной стороны, существует перечень ограничительных мероприятий, включающий в себя изоляцию и лечение больных, медицинское наблюдение, обязательную вакцинацию и др. С другой стороны, на этот перечень внимания особенно не обращают, а упирают на то, что в соответствии с законодательством о здравоохранении санэпидеморганы имеют право вводить ограничительные мероприятия, в том числе карантин, с особыми условиями предпринимательской или иной деятельности и жизни населения.
Автор Сергей Ким