Бизнесмены и эксперты дали оценки потерь в случае повторного локдауна и предложили свои ответы на самые сложные вопросы о второй волне коронавируса.
Вторая волна коронавируса из предположения стала реальностью. Израиль уже закрыл все не жизненно важные предприятия. Пожилых москвичей призывают вновь не выходить из квартир. Карантинные меры ужесточают Великобритания, Франция, Финляндия, хотя о полном локдауне речи не идет. В Казахстане кривая заболеваемости коронавирусом пока идет вниз, но, похоже, рост числе зараженных — лишь вопрос времени и погоды.
Готовится ли казахстанский бизнес ко второй волне ковида? Что ждет МСБ, если до конца года введут ещё один двухмесячный карантин? Сколько времени займет восстановление после второй волны? На эти другие вопросы Forbes.kz ответили предприниматели и эксперты.
Пора научиться жить с коронавирусом
- Как показал период пандемии, наша сеть полностью готова к любым вызовам карантинного или пандемийного характера. Мы строго выполняем все санитарные нормы, обеспечиваем сотрудников и посетителей всеми необходимыми материалами, - сказала Чинара Бугимбаева, основатель и владелец сети столовых Qaganat. - Запасы на черный день мы не делаем, потому что все доходы, 100%, уходят на операционные расходы, на оплату налогов, от которых, кстати, нас никто не освобождал - ни от НДС, ни от других налогов, нулевая ставка была только на платежи с фонда оплаты труда (ФОТ).
Многие предприятия МСБ, сферы услуг до сих пор не могут вернуться к тем объемам выручки, которые были до 19 марта, констатировала Бугимбаева. Дело в том, что эта сфера зависит от множества факторов, таких как стоимость продуктов питания, рабочей силы, аренды — многие арендодатели не снижают ставку, растут цены на продукты, на оборудование и т. д.
- Поэтому очень рано говорить о том, что предприятия смогут восстановиться даже в нынешних условиях, когда, например, нам разрешили обслуживать 50 человек и не круглосуточно, а до определенного времени. Некоторым видам бизнеса до сих пор не разрешено работать в полную силу. Ещё одна остановка будет убийством для МСБ, - уверена предприниматель. - Если же говорить о том, сколько понадобится времени на восстановление, если будет двухмесячный карантин, то могу сразу сказать: больше половины предприятий не смогут восстановиться и скорее всего закроются.
По мнению основателя сети Qaganat, лучшим вариантом было взять пример со Швеции и не закрывать предприятия полностью.
- Нам надо научиться жить с вирусами и не губить свою экономику, - подчеркнула она.
«Из «черных дней» мы еще не вышли»
Ресторатор Юрий Негодюк надеется, что вторая волна пройдёт без жёсткого локдауна: и ВОЗ не рекомендует полный карантин, правительство страны уже более подготовлено к эпидемии, чем в марте.
- Во время первого локдауна мы неплохо развили доставку, которой у нас до этого не было, поэтому если всё-таки будет второй, мы уже к нему готовы и будем активно работать на доставку, - добавил совладелец и управляющий сетей Pinta, BAO, Tomato, Paul Café, Banka bar и других заведений. - Но второй карантин, конечно же, будет означать для нас, как и в первый раз, огромные потери - как минимум 70-80% от существующего товарооборота. Но самые главные для нас потери - это потеря человеческих ресурсов. В первый локдаун мы потеряли 50% персонала, и сейчас мы его восполняем ускоренными темпами. Если будет новый карантин, после него будет гораздо сложнее восполнять команду, чем в первый раз.
Как считает Негодюк, если до конца года введут двухмесячный карантин, это губительно повлияет не только на ресторанный бизнес, но и на весь МСБ в Казахстане, и восстановления можно будет ждать уже не раньше 2022.
- Если же всё останется, как сейчас, то есть шанс восстановиться к лету - осени следующего года, - обнадежил он.
Более пессимистично настроена руководитель частного детского сада Ольга Бутко.
- Если нас закроют на второй карантин, мы уже не откроемся. Арендодатель предупредил нас, что больше ждать не будет, а сотрудники просто уйдут в другую сферу. Многие педагоги уже открыли дома продленки и подпольные квартирные садики. Детсады просто не выживут, - заявила она и добавила: - Если нас закроют на карантин, я закрою компанию и уеду из страны при первой же возможности. Больше в этом государстве я ничего создавать и спасать не буду.
Предприниматели больше всего опасаются карантина в декабре — самом прибыльном месяце для многих отраслей, в том числе HoReCa, бьюти-индустрии, туризма.
- Если карантин придётся на декабрь, для нас это будет очередной большой финансовой потерей. Как мы все знаем, декабрь - один из самых доходных месяцев в году практически для всего ретейла, - отметил Негодюк.
Декабрь давал возможность салонам красоты спокойно существовать в январе, когда резко снижается активность клиентов, напомнил глава Ассоциации индустрии красоты РК Махмуджан Турсун. Что будет без этих доходов — неизвестно.
Говоря о поддержке государства, все предприниматели отмечают, что освобождение от платежей с ФОТ не особо и помогло: предприятия не работали, и большая часть персонала ушла в неоплачиваемые отпуска.
- Нас освободили от налогов по зарплатам до августа - этой помощью мы смогли воспользоваться ровно 1 месяц, до августа у нас и не было зарплат, так как работать мы начали только в середине июля, - объяснила Ольга Бутко.
Вопрос о подготовке ко второй волне и запасах на черный день тоже не вызвал энтузиазма.
- Честно говоря, те запасы, которые у нас были, мы уже использовали во время первого карантина, а скопить на второй пока не получается, так как до сих пор мы работаем с очень большими ограничениями и с огромным количеством дополнительных санитарных требований, которые в свою очередь требуют больших дополнительных расходов, - сказал Негодюк.
Детсадам тоже запасы делать не с чего.
- Мы пока зарабатываем на отдачу долгов и влезаем в новые долги. Из «черных дней» мы еще не вылезли и долго еще не вылезем, - уверена Бутко. - Восстановления еще не произошло. Садики работают с частичной загрузкой. На открытие было затрачено от 300 до 500 тысяч тенге. Стоимость продуктов и коммунальных платежей выросла. Денег поступает от клиентов меньше, а расходы возросли. Если даже предположить, что кто-то решится возобновить деятельность, то потребуется больше года стабильной беспрерывной работы на полной загрузке, чтобы только вылезти из долгов. Но стабильной работы на полную мощность еще не предвидится.
Руководитель туристического бренда PROTOUR Бахтиёр Искаков не верит, что будет введен второй локдаун, но готовится к худшему.
- Мы создали фонд заработной платы для поддержки сотрудников. Остановили до мая 2021 все наши инвестпроекты и до сих пор держим операционные расходы в режиме экономии. Некоторую надежду нам дал внутренний туризм, через него мы имели первый контакт с потребителем после длительного застоя. Но это около 3% от прежнего объёма бизнеса, - подсчитал он. - Если введут локдаун осенью, то мы переживём его так же, как и первый. Временно приостановим деятельность и будем поддерживать своих сотрудников, выделив им пособие. В таком режиме можем прожить 6 месяцев.
Половину жилья могут не достроить
Сфера девелопмента также направила фокус внимания на перестройку бизнес-процессов для повышения эффективности бизнеса в меняющейся среде: цифровизацию процессов, оптимизациюоперационных затрат, анализ функционала сотрудников и корректировку их KPI, перечислил Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании Tetin.
- Все это дает возможность перезагрузки бизнеса и подготовки к новой реальности. Например, уже в августе была успешно проведена первая сделка купли-продажи недвижимости по безналичному расчету с использованием депозита нотариуса, а это первый шаг к цифровой недвижимости, - напомнил он.
Новый карантин, по мнению Тетина, приведет к повторному снижению спроса на 50-60% и повлияет на ряд участников рынка.
- В первую очередь уже пострадали застройщики, которые работают по схеме ЖСК (жилищно-строительных кооперативов), ведь у них нет собственных средств для стройки, они вынуждены привлекать их с рынка. По итогам августа в Нур-Султане насчитывается 58 застройщиков, у 20 нет разрешения на привлечение дольщиков, еще 27 работают через ЖСК, т.е. находятся в зоне риска. В итоге 50% всего объема столичной стройки могут быть не достроены, - «порадовал» он.
Государственные программы, направленные на стимулирование и развитие строительной отрасли в виде ипотечных программ, обеспечения жильем уязвимых слоев населения и пр., на бизнесе застройщиков отражаются косвенно, отметил эксперт.
- Вся строительная отрасль находится в серьезнейшем кризисе. К середине 2021 года мы только достигнем дна этого кризиса. А для последующего восстановления потребуется еще пара лет, - подвел он итог.
Не надо расходовать все патроны сейчас
Вопрос о второй волне — это вопрос скорее не о том, будет ли вторая волна или нет, а о том, какой силы она будет и чем будет отличаться от предыдущей, рассуждает экономист Алмас Чукин.
- Опасность второй волны связана с наступлением холодного времени года, когда увеличивается количество обычных простуд и приходит обычный грипп. И если они наложатся на Covid-19, это может вызвать дополнительную нагрузку и, потенциально, коллапс системы здравоохранения, - предупредил он. - Кроме того, вирус мутирует, и есть опасения, что вакцинироваться от него придется не один раз, а несколько. В этом плане ситуация с прививками сложная, и, как я и раньше говорил, для нас она продлится ближайшие пару лет. То есть нам надо готовиться как минимум к двухлетнему периоду коронавирусной эпидемии и необходимости принимать карантинные меры.
Однако локдаун - это экстремальная форма карантина, и Чукин не рекомендует его больше вводить.
- Конечно, локдаун - вещь эффективная: если все изолируются, понятно, что вирус остановится. Но мы не можем позволить совсем остановить экономику. Здесь есть обратная связь: останавливая экономику, мы лишаем себя ресурсов бороться с вирусом, финансировать здравоохранение и т.д. Надо, чтобы лекарство было не страшнее самой болезни, - подчеркнул он. - Поэтому карантинная политика должна быть более гибкой, более умной, более диверсифицированной по регионам и по индустриям. Например, сельское хозяйство и строительство показали, что они естественным образом не самая лучшая среда для распространения вируса, в то же время степень заражения в банках и магазинах очень высокая. Нам нужно научиться жить с этим вирусом, научиться грамотному локдауну.
На вопрос, какое воздействие на экономику будет иметь повторный карантин, эксперт ответил так:
- В случае с Казахстаном цена вопроса — это минус 4% для всей экономики, как сейчас ожидается по итогам года. Но эти 4% по-разному разошлись. На добывающих отраслях ситуация не так сильно сказалась, к примеру, Казатомпром освоился, работает длинными вахтами, хотя у них тоже были случаи заболевания. Но для определенных отраслей это имеет серьезные или катастрофические последствия. Самое очевидное — это киноиндустрия, которая «приплывает» окончательно и бесповоротно, поскольку они просто закрыты. В общепите, по разным оценкам, минус 30-60%. Но тоже — городские кафе с летними площадками выживают, а наш «той-бизнес» тоже «приплывает» полностью. Эти отрасли, конечно, не ключевые, но эффект разойдется в виде безработицы, в виде дефолтов по банковским займам, в виде недополученной выручки торговых центров, недвижимости и остальных отраслей.
Что касается помощи бизнесу от государства, то Алмас Чукин рекомендует сместить фокус.
- Я бы на месте правительства, так как ресурсов на помощь отраслям или бизнесменам не остается, лучше направил бы их на непосредственную помощь людям. Речь идет о том, чтобы увеличить размер выплачиваемых пособий в случае ужесточения карантинных мер, - предложил он. - Одно я могу сказать: масштабы помощи, которая была оказана в этом году, повторить не удастся, иначе мы растеряем Нацфонд, который уже приближается к критическому уровню: по закону - 30% от ВВП, и дальше в копилку лезть нельзя. Но у меня мало сомнений, что ввиду этих обстоятельств, видимо, закон придется менять через год-два, когда мы подойдем к критической черте.
Заканчивая разговор, Чукин ещё раз подчеркнул, что надо настраиваться на долгую борьбу:
- Хотелось бы, чтобы мы понимали: не надо все патроны расходовать сегодня — война ещё не закончилась. Вполне может оказаться, что и в 2022 год мы придем с этой карантинной экономикой.
Так будет или нет второй карантин?
На это вопрос ответил эксперт в сфере здравоохранения Али Нургожаев.
- Я бы сказал, что карантин не прекращался с марта, изменялась лишь его жёсткость, - напомнил он. - Поэтому в случае выраженной второй волны нас наверняка ожидает ужесточение карантинных мер. Что касается почти полного, жёсткого карантина, подобного мартовскому-апрельскому, то этот сценарий маловероятен как останавливающий экономику и при этом всё равно не позволяющий избежать пика заболеваемости.
Готовность системы здравоохранения в целом оценить трудно, продолжил эксперт, однако невооружённым взглядом в последние месяцы можно заметить стабилизацию работы по закупу необходимого оборудования и лекарств, сдвиг с мертвой точки вопроса медицинского кислорода, запуск отечественных производств средств индивидуальной защиты (полностью ранее проваленный момент). Основное узкое место нас ожидает вновь в части количества и качества медицинских кадров.
- В целом могу предположить, что в вероятную вторую волну мы войдём намного более подготовленными и развитие ситуации будет определяться в первую очередь самой спецификой вируса и осознанием группами интересов сложности ситуации, - обнадежил Нургожаев, однако прогнозы по вероятному числу заболевших во вторую волну строить не стал.
Имеющиеся попытки прогнозирования числа заболевших показали свою несостоятельность, напомнил он.
- Это обусловлено рядом факторов: ограниченные возможности тестирования, большое количество бессимптомных и переносящих заболевание в легкой форме, действие разнообразных карантинных мер, с трудом поддающихся калькуляции, наличие нескольких типов вируса, неоднозначные сведения о формировании и устойчивости иммунитета и так далее. Поэтому, на мой взгляд, следует ограничиться общей оценкой числа уже переболевших, основанной на тестировании случайных репрезентативных выборок на антитела, с вытекающими предположениями о минимальном и максимальном числе новых случаев во время второй волны. Министерству здравоохранения необходимо уже сейчас скоординировать соответствующее исследование, - порекомендовал спикер.
Источник forbes.kz