На этот вопрос отвечают экономист, аналитик, исследователь, банкир и министр.

Когда иностранные банки смогут открывать прямые филиалы в Казахстане |  Inbusiness 

В середине декабря заканчивается пятилетний запрет для иностранных банков открывать свои филиалы в Казахстане. В преддверии «открытия границ» редакция  задала экспертам несколько вопросов. Стоит ли ожидать очереди из представителей Barclays и Société Générale у дверей регулятора? Обострится ли конкуренция на финансовом рынке? Могут ли клиенты рассчитывать на снижение комиссий и процентных ставок по кредитам и депозитам? И вообще — что ждет финансовую систему после прихода иностранных игроков?

Важен источник фондирования

- Казахстан является привлекательным для иностранных банков тем, что это быстрорастущий рынок, который интересен международным компаниям, поэтому иностранные банки могут пойти за своими клиентами, - считают руководитель департамента прикладных исследований Applied Economics Research Centre (AERC) Диас Кумарбек и руководитель консалтинговых услуг AERC Асем Хусаинова. - Однако это не значит, что иностранные банки с 16 декабря ринутся открывать филиалы в Казахстане: помимо строгих требований по открытию филиалов иностранных банков от финансового регулятора, которые, по заявлению министра национальной экономики, будут аналогичны тем, что и для отечественных финансовых институтов, также не нужно упускать вопросы по ведению самого бизнеса в Казахстане, например налоговые аспекты. То есть существуют определенные условия, на которые не все согласятся. Поэтому сложно сейчас говорить, кто может прийти, откуда и в каком количестве.

Однако появление даже небольшого количества новых игроков на финансовом рынке страны, на взгляд коллег из AERC, должно повысить конкуренцию среди коммерческих банков в текущих реалиях, так как необходимо будет вести борьбу за клиентов.

- Иностранные банки могут привнести новую практику ведения бизнеса, новые предложения банковских продуктов, лучший сервис. Поэтому и отечественным банкам необходимо будет искать новые пути привлечения потребителей, совершенствовать и/или расширять продуктовую линейку, предлагать более выгодные условия, нежели у конкурентов, иначе у потребителя всегда есть выбор поменять банк, - предупредили они.

Что касается процентных ставок, то их значение рассчитывается в соответствии с размером базовой ставки, которую определяет Нацбанк, а он руководствуется макроэкономической ситуацией в стране.

- Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) утверждает максимально рекомендованные ставки по всем видам депозитов коммерческих банков. Далее БВУ определяют ставку по кредитам, которая должна как минимум перекрыть ставку по депозитам, чтобы осуществлять выплаты процентов вкладчикам, а также включать все операционные расходы и риск дефолта заемщика. Другими словами, размер ставок по депозитам не зависит от количества участников на банковском рынке, - объяснили эксперты.

Ставки по кредитам, помимо всего прочего, зависят от стоимости фондирования. Если филиал иностранного банка будет использовать местное фондирование (источник, откуда иностранные банки будут привлекать средства), то условия кредитования будут такими же, как и у отечественных банков.

- Если же фондирование будет обеспечено через материнскую компанию иностранного банка, то, скорее всего, ставки по кредитам в долларах США будут меньше, так как стоимость фондирования будет дешевле, - пообещали исследователи.

Ждем украинцев и грузин

- Рынок Казахстана достаточно маленький для больших игроков, поэтому стоимость входа достаточно высокая, - констатировал СЕО Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов. - Ведущие банки России уже представлены, западным банкам мы не будем интересны. Большинство западных банков вышли из Казахстана. У них был расчёт на корпоративный блок, но он не оправдал надежд, а розница очень конкурентна и высокозатратна с точки зрения инфраструктуры. Из возможных банков я вижу только, возможно, украинские и грузинские, которые технически более развиты, чем банки Казахстана.

В ближайший год руководитель БЦК конкурентов на рынке и вовсе не ждет: «сейчас пандемия, и в период пандемии заходить как технически, так и экономически сложно».

- Казахстан для финансовых игроков может быть интересен только с точки зрения кредитования горнорудного сектора, но чтобы кредитовать горнорудный сектор, для этого нет смысла заходить в Казахстан, - отметил он.

Что касается надежд на снижение процентов по кредитам, то глава банка и здесь ничем не порадовал.

- Процентные ставки в тенге не зависят от наличия иностранных игроков, так как источником тенгового фондирования являются резиденты Казахстана, которые ориентируются на рынок. Рыночные ставки в большей степени зависят от базовой ставки, которая зависит от уровня инфляции в стране. Чтобы были низкие ставки, нужно снижать инфляцию, - объяснил он.

Валютное же фондирование зависит от стоимости привлечения банками ресурсов в валюте.

- Так как внутри страны у нас имеются законодательные ограничения по ставкам в валюте на депозиты, то база фондирования в Казахстане достаточно низкая, и, учитывая страновой рейтинг, из-за рубежа мы дешевле не привлечём деньги, даже если зайдёт в Казахстан иностранный банк. Поэтому в валюте мы так же конкурентоспособны по ставкам, - продолжил Галим Хусаинов. - Если же у нас экономическим субъекты ориентируются на валютные ставки и пытаются их сравнивать с тенговыми ставками, то это абсолютно неверно, так как к валютной ставке нужно прибавить еще стоимость валютного свопа, который закроет валютный риск. Валютный своп нынче приближен к базовой ставке, при этом сам рынок валютных свопов неразвит, что не позволяет закрывать риски в долгосрочном аспекте.

Скорее уйдут, чем придут

- Исторически рынок в первую очередь был интересен для игроков из России и Китая. Иностранные банки за последние 10 лет чаще уходили из Казахстана, - напомнил старший аналитик Moody’s Семен Исаков.

Смягчение регулирования серьезным образом не повлияет на желание иностранных банков заново войти в Казахстан, считает Исаков, называя несколько причин:

- Главная - уровень кредитования по сравнению с ростом экономики в последние годы снижался, а основные банковские сектора, которые росли, – это потребительское кредитование и малый бизнес. Кредитование в данных секторах финансируется за счет национальной валюты – тенге, но иностранные банки не всегда могут это осуществлять. То есть с точки зрения конкуренции им сложно что-либо предложить по сравнению с казахстанскими банками. К тому же и банковский сектор сам по себе является не очень большим для прихода глобальных игроков.

Как считает аналитик, «вероятно, что какие-то нишевые истории мы сможем увидеть, но глобального прихода иностранных игроков в банковский сектор Казахстана мы не ожидаем».

- Не думаю, что местным банкам стоит сильно опасаться прихода иностранцев, - сделал он вывод.

Для прихода на рынок нужен прежде всего сам рынок

По мнению экономиста Алмаса Чукина, «долгожданное открытие филиалов иностранных банков в Казахстане вряд ли состоится, потому что для вхождения в новый рынок должны быть положительные ответы на три вопроса».

- Первый вопрос — это наличие самого рынка, и, можно сказать, что в Казахстане на него ответ отрицательный. Банковская система обладает избыточной ликвидностью, и недостатка в кредитных финансовых ресурсах на данный момент нет. Банки жалуются, что им некому давать деньги - недостаточно хороших, качественных заемщиков, - отметил эксперт.

Вторая проблема — это... Kaspi bank и его успехи.

- Заходить на такой рынок, конкурировать, где есть — и это вторая сторона рынка — высококонкурентная среда и уникальный, один из лучших в мире игроков — интереса особого нет. С одной оговоркой: я говорю про розницу, по корпоративному сектору есть рыночные возможности, но там другая проблема - опять же качество заемщиков, - назвал ещё один аспект Чукин.

По словам экономиста, «кредитная территория, кредитный рельеф Казахстана, образно говоря, искажен до неузнаваемости государственными программами субсидирования кредитования, льготного кредитования и т. п. И плюс огромный квазигосударственный сектор — то, что под крылом «Самрук-Казына».

- То есть если иностранный игрок придет, 70% экономики ему не очень интересны, точнее, не очень доступны, потому что там игроки типа Казтрансгаза или КТЖ, к которым просто так не подойдешь. Малый и средний бизнес в тяжком положении, розница - население перекредитовано, и в итоге, собственно говоря, - зачем идти-то? - задался спикер риторическим вопросом, а затем подвел черту: - И последний, третий гвоздь в гроб этой идеи, - это то, что сейчас мы присутствуем при начале конца традиционного банкинга. В мире банки уходят от розницы, всё большую роль начинает играть финтех, краудфандинг, краудсорсинг и пр., так что в таком виде этот этап развития финансового сектора завершен.

В заключение добавим, что министр национальной экономики Руслан Даленов ещё месяц назад, выступая в мажилисе, прямо заявил:

- Роста присутствия в будущем филиалов иностранных банков не предвидится... Если филиал иностранного банка будет открывать здесь филиал, нужно соблюдать те требования, которые установлены к отечественным финансовым организациям. (…) На наш взгляд, присутствие иностранных филиалов будет ограниченным. Наверное, будет ограничено внутрихолдинговым финансированием. Поэтому влияния на общий рынок, на ставку не окажется.

 Автор  Татьяна Панченко

Источник  forbes.kz