Жесткая монетарная политика соседней страны будет иметь разнонаправленный эффект, сообщает forbes.kz.
О том, что Центробанк России повысил базовую ставку, было объявлено в пятницу, 11 февраля: ее подняли на 1 п.п. – до 9,5% годовых. Ранее, 17 декабря 2021 базовую ставку уже повышали, и тоже на 1 п.п. Таким образом, за последние 3 месяца она выросла на 2 п.п. с 7,5%. Останавливаться на достигнутом в ЦБ России не собираются: как отметила его глава Эльвира Набиуллина, повышение базовой ставки продолжится и на следующих заседаниях главного банка РФ. По ее прогнозам, повышение может достичь 11%.
Повышение ставки обусловлено высокой инфляцией. И за счет повышения базовой ставки в Банке России надеются подавить ее рост. Такое решение, безусловно, отразится на российской экономике, но также не обойдет стороной и казахстанскую.
Эксперты уверены: в первую очередь жесткая монетарная политика соседней страны будет иметь разнонаправленный эффект и отразится на экспорте, импорте и обменном курсе.
Более крепкий рубль с более крепкими ставками по рублю сейчас может вызвать отток денег с рынка Казахстана, в основном из облигаций: иностранцы будут покупать рублевые бумаги - так называемые ОФЗ (облигации федерального займа), потому они смогут дать более высокую доходность с меньшими рисками обменного курса, – объясняет экономист Алмас Чукин.
Изменение курса в паре рубль/тенге сможет сыграть на руку казахстанским производителям, которые экспортируют свою продукцию в Россию: чем слабее тенге к рублю, тем выгоднее сделки.
Когда у нас высокая инфляция, слабый тенге, а ты продаешь на экспорт, то один и тот же доллар или рубль дает в тенге большую выручку. Зарплатный фонд и многие расходы на производство идут в тенге. То есть за экспорт вы получаете больше, а расходы остаются на прежнем уровне. Поэтому экспортерам выгодно ослабление национальной валюты, которое потенциально может произойти сейчас, - говорит Алмас Чукин.
Выгода для экспортеров напрямую зависит от себестоимости сырья для производимой продукции.
- С одной стороны, мы действительно можем продать в России больше товара, потому что он будет дешевле по сравнению с аналогами российского производства. Для экспортеров это отлично. Но другая сторона медали — это импортные составляющие для производства товара, который экспортируют в Россию: при ослаблении тенге цены на них тоже вырастут, и поэтому в долгосрочной перспективе эта разница нивелируется, - объясняет экономист, генеральный директор Applied Economics Research Centre (AERC) Жаныбек Айгазин.
Что же касается импортеров, то здесь получается все ровно наоборот, так как для них, напротив, вырастет стоимость товаров. Следовательно, платить за товар нужно будет больше и самим импортерам, и потребителям. А так как доля импорта у нас значительно превышает долю экспорта, то влияние на казахстанский рынок может быть внушительным.
В целом влияние ключевой ставки на рынок Казахстана вызвано тем, что мы завязаны на едином экономическом пространстве, а в рамках ЕАЭС экономика России – лидирующая. 75-80% общей экономики принадлежит России. И так как многие операции мы осуществляем в основном с Россией (из общего товарооборота Казахстана 40% приходится на РФ), то большая доля российского импорта оказывает давление на курс тенге через обменный канал и влияет на наши цены и в целом на нашу инфляцию. И чтобы снизить это давление на рынок, нам нужно будет либо проводить рублевые интервенции, либо тоже повышать процентную ставку, - резюмировал Жаныбек Айгазин.
Как считает эксперт, влияние роста ставки в России может быть ограниченным из-за повышения ставки в Казахстане в январе с 9,75% до 10,25%.
Уровень реальной ставки (номинальная ставка за вычетом инфляции) в экономике России составляет 0,8%, в Казахстане – 1,75%. Наличие такой разницы между реальными ставками в пользу Казахстана тоже является положительным обстоятельством для тенговых активов по сравнению с рублевыми активами, - считает Жаныбек Айгазин.
Экономист допускает, что недавнее повышение базовой ставки Нацбанка Казахстана на 0,5 п.п. могло быть опережающим решением к ожидаемому росту ключевой ставки Банка России, который проводит довольно жесткую денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции.
В свою очередь Алмас Чукин на вопрос о том, отреагирует ли Нацбанк РК на повышение ставки у соседей, говорит, что реакция должна быть уже на следующем заседании НБ в марте. Но будет ли повышена базовая ставка - вопрос спорный. Во-первых, это уже произошло в начале 2022-го. Во-вторых, главный финансовый регулятор страны не может ориентироваться только на курс рубля при принятии решений.
Реакция необходима, но мы не можем ориентироваться только на рубль. У нас большой объем транзакций и в долларах, а рубль с долларом иногда идут в разные стороны. И непонятно, за кем бежать. С точки зрения простой экономики, Россия - наш крупнейший партнер для потребительского сектора, и для народа эти колебания очень чувствительны. С точки зрения основной нашей экспортной деятельности (нефть, металлы и прочее) - Россия не так важна: нас больше интересует, в каком состоянии находятся западный и китайский рынки, – резюмирует Алмас Чукин.
Автор Дарья Андреева
Источник forbes.kz