Дефолт рубля 1998 года может повториться, за ним последует и тенге. Но сегодня экономическая ситуация гораздо хуже, чем 24 года назад, даже при дорогой нефти , сообщает  365info.

Дойдет ли доллар до 400 тенге, и как это отразится на Казахстане

На валютном рынке в Казахстане хаос и паника. После падения тенге ниже отметки в 500 за доллар население активно пытается скупать доллары. Правда, их мало где продают. Схожая ситуация наблюдается и в России. Из-за войны, санкций и ослабления рубля спрос на наличные, в том числе доллары и евро, вырос.

В Казахстане многие высказывают мнение, что надо перестать поддерживать паритет казахстанской валюты к рублю на уровне около 5 тенге. Сторонники такого шага уверены, что в результате «отвязки» казахстанской экономике будет легче пережить образовавшийся валютный кризис.

«Отвязать» реально

Однако, по словам экономиста Андрея Чеботарева, понятие «привязка к рублю» не означает, что где-то в недрах Нацбанка сидят злые специалисты, которые стальными канатами берут тенге и привязывают его к валюте «соседа».

Эта привязка появилась из-за предпринимателей, которые возят из России товар и платят за него в рублях

— Возят много, доля российского импорта в Казахстане более 40%. И за две трети этого импорта мы платим рублями.

Чтобы убрать привязку к российскому рублю, надо перестать покупать российские товары

Сейчас она более-менее нивелируется, потому что в самой России сейчас нехватка товаров, и она запретила экспорт части товаров. Так что часть «рублевой ловушки» сейчас уйдет сама собой. Что касается курса тенге, его сейчас сдерживают валютными интервенциями. Но населению надо понимать, что девальвация зависит не только от воли Нацбанка или биржи.

Панические настроения

— Паническая скупка валюты напрямую влияет на ее цену. Базовый закон экономики гласит: при росте спроса и ограниченном предложении, как сейчас, очень сильно повышается цена.

У нас сейчас курс доллара доходит до 550 в банковских приложениях. А на черном рынке, на площадках объявлений курсы доходят до 800 за доллар. И это не значит, что курс официальный. Просто на паническом спросе может быть все что угодно

Как это ни странно, но активное участие в обвале тенге принимают сами люди. Насколько в ближайшее время может снизиться курс тенге, сейчас никто не скажет — он сейчас «продукт» политики, но не экономики.

Кредитная отсрочка – это не кредитные каникулы: экономист Чеботарев

Андрей Чеботарев

Каким он будет, напрямую зависит от того, насколько быстро в Украине перестанут летать ракеты и умирать люди от российской агрессии. А граждане, остановив паническую скупку валюты, смогут поспособствовать некоторой стабилизации курса. Проблемы возможны, если в России будет реальный дефолт, но пока до него далеко. Однако пока продолжается война, риски растут, — утверждает он.

Реальный кросс-курс

Экономист Ерлан Ибрагим предполагает, что Нацбанк сейчас осуществляет интервенции для поддержки кросс-курса тенге к рублю.

Соотношение 4,63 сейчас, на мой взгляд, далеко от рыночного. Я предполагаю, что рыночный кросс-курс заметно ниже. И я не исключаю, что есть определенные рычаги давления на наши денежные власти со стороны России. Но могу ошибаться.

Возможно, сейчас спрос в Казахстане на рубль высок в связи с тем, что наша страна активно покупает зерно, хотя сама его выращивает и экспортирует. Возможно, в России закупаются определенные сорта, каких нет у нас. И подобная ситуация может быть по многим видам товаров. Но для большей достоверности надо смотреть статистику по торговому балансу, — говорит Ибрагим.

Признаки дефолта

Он считает, что паритет рубля к тенге должен формироваться на основе спроса и предложения.

Сейчас рыночного курса по рублю нет — биржа закрыта, и сложно понять, каков реальный курс.Дефолт, который сегодня предсказывают некоторые аналитики, можно сказать, уже состоявшийся факт — об этом говорит отказ от рыночного курса рубля

Так как белый рынок продажи рублей сейчас закрыт, начал формироваться черный рынок. Есть информация, что на нем рубль торгуется на уровне 170-180-200 рублей за доллар. А по официальному курсу, который объявили, люди не могут купить доллары, — подмечает он.

Вопрос нового «расширения коридора» встанет в конце сентября — Forbes  Kazakhstan

Ерлан Ибрагим

По его словам, стоит вспомнить ситуацию 1998 года, когда рубль примерно с 6 рублей за доллар упал почти втрое, до 16. Это было в августе. Потом за месяц он ослаб до 18, а к концу года вышел на уровень в 24 рубля. В течение двух лет он еще опустился до отметки в 30 рублей за доллар. Тенге тогда девальвировался в том же коридоре, только более плавно и с небольшой задержкой.

 

Падение рубля и тенге в конце 90-х: рубль — темно синяя линия.

Дорогая нефть не спасет

Понятно, что и в 1998 году, и сейчас мы были и продолжаем оставаться интегрированными с РФ. Но сегодня добавился серьезный фактор — развязывание Россией полномасштабной войны в Украине, которую они называют спецоперацией. Из-за этих действий на Россию наложены жесточайшие санкции, которые усугубляют ситуацию и у нас.

Вероятно, сейчас власти Казахстана надеются также плавно девальвировать тенге вслед за рублем. Но надо понимать, что в этот раз на рубль будет куда более серьезное давление, чем в 1998 году. Тогда ситуация для российской экономики не была такой тяжелой, которая складывается сейчас.

В то период основной причиной кризиса было существенное падение цены на нефть с 24 до 8,8 долларов за баррель. Сегодня нефть торгуется на уровне 100 долларов. Есть мнение, что доходы от ее продажи позволят удержать экономику в стабильном состоянии. Но самый большой вопрос для Казахстана заключается еще и в том, чтобы не оказаться в санкционном списке наряду с Россией и Беларусью. Потому что эти страны сейчас активно начали использовать нашу страну как окно для торговли. И хотя пока нас заверили, что санкции на нас накладывать не будут, трудно предположить, что будет дальше.

Чего ждать?

Пока на завершение политического кризиса надежд очень мало — Россия и Украина не могут найти общие точки соприкосновения для прекращения военных действий. А значит, говорить о стабильности тенге не приходится, — считает Ибрагим.

По его мнению, рыночное формирование курса национальной валюты лучше, нежели искусственный курс, как сейчас.

Мне кажется, Нацбанк не должен сейчас производить большие интервенции, чтобы пытаться искусственно удержать тенге. Понятно, что если его опустить, вероятность падения до 1000 тенге за доллар, условно, высокая. Зато мы будем понимать, каков рыночный курс. Зная ситуацию, проще формировать экономическую политику и принимать решения, — заключает он.

Автор Татьяна Киселёва

Источник 365info.kz