Эксперт приводит «непреодолимый аргумент» в пользу CBDC , сообщает forbes.kz .
В своем последнем докладе «Перспективы развития мировой экономики» Международный валютный фонд приводит правдоподобный довод в пользу того, что после того, как инфляция будет вытеснена из системы, процентные ставки в странах с развитой экономикой (и во многих странах с формирующимся рынком) вернутся к своим крайне низким уровням, существовавшим до пандемии. Это соответствовало бы тенденции к снижению естественной реальной процентной ставки с начала 1980-х годов, что само по себе является результатом старения населения и неутешительного роста общей факторной производительности.
Естественная реальная процентная ставка отражает баланс запланированных сбережений и накопления капитала в теоретических условиях полной занятости и целевой инфляции. Правда, в реальном мире никогда ничего нельзя сказать наверняка. Чем больше становится дефицит государственного бюджета, тем большее давление будет оказываться на естественную ставку роста. В то время как стареющие общества, как правило, имеют тенденцию к большим сбережениям, по-настоящему старые общества экономят меньше. Кроме того, необходимо учитывать последствия возможного значительного «разделения» мировой экономики и усиления блоков, ориентированных на США и Китай. Это вполне может привести к сокращению притока капитала в страны с развитой экономикой, повышая их естественные ставки.
Вместе с тем в целом разумно предположить, что через два-три года мы вернемся к миру, в котором номинальные директивные ставки центральных банков развитых стран регулярно ограничиваются эффективной нижней границей (ELB). Нулевая номинальная процентная ставка по валюте (наличным деньгам) устанавливает практически нулевой порог ниже учетной ставки центрального банка. Очень низкая естественная реальная процентная ставка и низкая инфляция делают вероятным, что ELB станет обязательным ограничивающим фактором.
Несмотря на то что с 2020 года номинальные учетные ставки значительно выросли, а учетная ставка Федеральной резервной системы США сейчас составляет 4,75-5%, реальные (с поправкой на инфляцию) краткосрочные учетные ставки в Соединенных Штатах по-прежнему едва ли положительны, и в большинстве других стран с развитой экономикой они остаются существенно отрицательными. По данным Федерального резервного банка Кливленда, реальная процентная ставка в США за десятилетний период составляла лишь около 2%, и это был ее самый высокий уровень со времен финансового кризиса 2008 года.
Если ФРС снова столкнется с ситуацией, когда ставка по федеральным фондам будет ограничена ELB, она потеряет свой самый эффективный инструмент для стимулирования борьбы с инфляцией ниже целевого уровня или чрезмерной безработицей. Не имея возможности дальнейшего снижения ставок, единственными оставшимися инструментами для ФРС будут количественное смягчение (приобретение высококачественных активов), качественное смягчение (покупка финансовых требований более низкого класса), контроль кривой доходности (покупка облигаций с определенным сроком погашения в любых масштабах, необходимых для поддержания их доходности в определенном диапазоне) и перспективное руководство.
Плохая новость заключается в том, что ни один из этих вариантов не является столь же эффективным, как снижение процентных ставок, для стимулирования совокупного спроса. Хуже того, количественное и качественное смягчение потенциально может иметь серьезные негативные последствия для финансовой стабильности, а контроль над кривой доходности — это не то, что когда-либо делала ФРС.
Хорошая новость заключается в том, что у ФРС (и других центральных банков) есть еще один перспективный вариант: полностью отказаться от ELB путем отмены наличных денег и введения хорошо продуманной оптовой и розничной цифровой валюты, доступной для широкой общественности. С цифровой валютой центрального банка (CBDC) установить учетную ставку на уровне -5% можно так же просто, как и установить ее на уровне 5%.
В своей простейшей форме CBDC будет представлять собой обязательства центрального банка по цифровым чековым депозитам на основе счетов. Управление валютой может осуществляться через обычную централизованно контролируемую базу данных, а счета физических лиц могут по-прежнему управляться существующими банками, платежными службами и другими утвержденными посредниками. В качестве альтернативы CBDC может использовать технологию распределенного реестра, такую как блокчейн.
Независимо от выбранной схемы, ключом к устранению ELB является возможность выплаты процентов по любой отрицательной или положительной ставке на непогашенные остатки, что подразумевает, что эмитент (центральный банк) должен быть в состоянии идентифицировать уникальный цифровой кошелек, который содержит каждую единицу CBDC в любой момент времени. Хотя это означает, что CBDC не может быть инструментом на предъявителя - в качестве валюты, это не означает, что центральному банку нужна информация о бенефициарных владельцах этих кошельков. Учетные записи CBDC не могут быть анонимными, но, как и существующие биткоин-кошельки, они могут быть псевдонимными. И, как и биткойн, вся история транзакций CBDC на основе блокчейна может быть общедоступной, что потенциально позволит центральному банку (или любой другой заинтересованной третьей стороне) сделать вывод о бенефициарном владении кошелька.
Просто неизбежным является то, что CBDC, приносящая проценты, будет обеспечивать меньшую конфиденциальность, чем валюта, независимо от того, будет ли она реализована с использованием централизованной системы, основанной на счетах, или системы распределенных реестров с правом доступа. Для либертарианца, который считает любое правительство навязчивым, властным или откровенным злом, это будет негативной чертой. Но для тех, кто обеспокоен уклонением от уплаты налогов, отмыванием денег и другими незаконными действиями, отсутствие абсолютной анонимности будет хорошей новостью.
Если CBDC будет широко доступна и удобна для пользователя, даже самые технически отсталые люди смогут легко совершать транзакции как в режиме онлайн, так и офлайн, а это означает, что финансовая изоляция не будет представлять собой проблему. Да, успешная и эффективная CBDC, вероятно, вызовет некоторую дезинтермедиацию от посредничества банковской системы, поскольку домашние хозяйства и предприятия заменят банковские депозиты средствами CBDC. Но если центральный банк обеспокоен этим, он может ссудить средства, полученные от эмиссии CBDC обратно банковскому сектору.
ФРС отстает от графика. Согласно данным Атлантического совета по мониторингу CBDC по 119 стран или валютных союзов, 11 стран уже полностью запустили CBDC (Ямайка, Багамы, восемь стран Восточно-карибского валютного союза и Нигерия), а еще 18 стран вступили в пилотную стадию (включая Китай, Индию, Россию, Австралию, Таиланд и Южную Корею). Европейский центральный банк, вероятно, в этом году начнет пилотное тестирование цифровой валюты.
Между тем ФРС «не приняла решения» по этому вопросу. Она «привержена обеспечению постоянной безопасности и доступности наличных денег» и рассматривает CBDC «в качестве средства расширения возможностей безопасных платежей, а не их сокращения или замены».
Это не поможет в следующий раз, когда ELB помешает директивным органам обеспечить необходимые стимулы. ФРС нужно проснуться и выйти на передний план.
Автор Виллем Х. Буйтер
Источник forbes.kz