Поскольку цены на энергоносители продолжают снижаться, и начинает сказываться эффект базы прошлого года, когда инфляция стала расти, ожидается, что во многих странах западного мира темпы инфляции упадут , сообщает forbes.kz.
Но, тем не менее, в обозримом будущем цены, скорее всего, будут оставаться неприемлемо высокими, что делает установление подлинной ценовой стабильности отдалённой перспективой.
Кроме того, из-за повышения зарплат и сохраняющейся геополитической напряжённости, а также из-за долгосрочных структурных факторов (в их числе демографические тенденции и деглобализация) предполагается, что инфляционные ожидания будут оставаться выше установленного центральными банками целевого уровня, что станет тяжёлым бременем для западных обществ и экономики в долгосрочной перспективе.
Для центральных банков настало время предпринять решительные действия и улучшить свои стратегии общественных коммуникаций. Власти должны срочно объяснить причины нынешней высокой инфляции, её последствия, а также предпринимаемые в этой связи меры. Эти сообщения не должны ограничиваться участниками рынка, поскольку коммуникации с гражданами являются столь же – или даже более – важными. Ведь граждане являются самыми важными партнёрами центральных банков в деле борьбы с инфляцией и защите их собственной независимости.
Эффективные коммуникации требуют значительной проницательности, самокритики и скромности. В прошлом центральные банки допускали ошибки, например, периоду ценовой стабильности был поставлен неправильный диагноз: «неприемлемо низкая инфляция». Асимметричная монетарная политика, проводившаяся центральными банками в минувшие десятилетия, привела к прогрессирующему снижению процентных ставок, что сузило их потенциальное пространство для манёвра и вызвало значительные рыночные искажения. Однако несмотря на появившиеся доказательства вреда, наносимого излишне экспансионистской политикой низких процентных ставок и наращивания огромных балансов, центральные банки постоянно откладывали решение о её сворачивании.
Монетарные власти слишком медленно осознавали роль инфляционных сил, появившихся в результате сбоев в производственно-сбытовых цепочках из-за Covid-19, а также войны в Украине. Игнорируя, в том числе сознательно, важнейшие экономические и монетарные индикаторы, они считали всплеск цен «временным» явлением, которое не требовало немедленных действий. Между тем рынки и общество получали вводящие в заблуждение сигналы, будто процентные ставки сохранятся на низком уровне до 2024 года. Из-за этих ошибочных диагнозов и задержки с принятием мер борьбы с инфляцией у центральных банков не осталось иного выбора, кроме как начать агрессивно повышать процентные ставки, что стало неожиданностью для участников рынков и привело к искажениям.
Отклонившись от своего главного мандата – обеспечение ценовой стабильности – ради достижения других, не связанных с этим мандатом целей, руководители центральных банков, которых когда-то хвалили как героев, серьёзно подорвали свой авторитет. В особенности в странах еврозоны допущенные ими аналитические провалы и ошибки в профессиональных суждениях поставили под сомнение надёжность и эффективность их решений, а также рекомендаций правительствам.
Для восстановления доверия общества центральные банки обязаны покинуть свою монетарную башню из слоновой кости. Лекции в университетах или научных институтах могут быть очень интересными, но их главной задачей является подтверждение собственной важности руководства центробанков. Переполненный профессиональным жаргоном академический дискурс не поможет центральным банкам завоевать доверие широкого общества. Пересматривая свою стратегию в 2021 году, Европейский центральный банк (ЕЦБ) заявил о необходимости использовать более доступный язык в будущих сообщениях, помогая просвещать общество в сложных вопросах, но не допуская излишнего упрощения. К сожалению, с тех пор ЕЦБ так и не обновил свой язык и не стал более дружественным для граждан.
ЕЦБ, ответственный за обеспечение ценовой стабильности в 20 странах Европы, стал слишком далёк от общества, которому он служит, и он просто обязан предпринимать намного более активные усилия для устранения этого недостатка. Поскольку его сообщения, как правило, делаются по-английски, каждое устное или письменное заявление должно переводиться на национальные языки, при этом задача взаимодействия с обществом в основном ложится на плечи национальных центральных банков, хотя эта роль не имеет чёткого определения. В эпоху до евро центральные банки коммуницировали с гражданами намного эффективней, поддерживая такой уровень доверия, которого у ЕЦБ сейчас нет.
Однако после введения евро почти 25 лет назад отчуждение национальных центробанков от общества усилилось. Национальные монетарные власти не сумели сыграть роль эффективных информационных посредников, что отчасти объясняется внутренними разногласиями внутри Совета управляющих ЕЦБ. На первых этапах существования ЕЦБ использование этих разногласий для организации общественной поддержки оппозиционных мнений выглядело проблематичным, но сейчас, когда ЕЦБ является уже вполне зрелым учреждением, это, скорее всего, уже не будет проблемой.
В периоды высокой инфляции критически важно восстановить связи между национальными центральными банками и обществом. Для достижения этого результата банки обязаны отложить в сторону ненужные задачи, высвободить мощности, сфокусироваться исключительно на своём ключевом мандате и запустить всесторонние кампании, адресованные населению. Впрочем, центральные банки не смогут восстановить свой авторитет и вернуть себе доверие общества, если они не возьмут на себя ответственность за совершённые в прошлом ошибки и не сделают из них надлежащие выводы.
К сожалению, центральные банки, судя по всему, не желают заниматься необходимым процессом самоанализа. На сегодня лишь Резервный банк Австралии признал свои прежние ошибки и предпринимает шаги для улучшения взаимодействия с гражданами. Другие центробанки должны последовать австралийскому примеру в надежде, что вред, причинённый их прошлыми ошибками, поправим.
Автор Юрген Штарк
Источник forbes.kz