25 июля Росстат (Федеральная служба государственной статистики России) сообщил, что с 15 по 21 июня 2025 года в России впервые с начала года была зафиксирована недельная дефляция. То есть цены не росли, а падали,сообщает caravan.kz.
Фото:Caravan.kz
В целом по РФ инфляция в июне замедлилась до 0,2 %, годовая — до 9,4 %.
На днях Банк России опубликовал прогноз, по которому с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 6-7 % в 2025 году. Причем ожидается, что в следующем году годовая инфляция вернется к уровню 4 %.
В это же время в Казахстане цены выросли: в июне — на 0,8 %, за год – на 11,8 %. Почему так происходит?
В ноябре 2024 года председатель Нацбанка РК Тимур Сулейменов сказал, что комитет по денежно-кредитной политике НБ РК решил повысить базовую ставку с 14,25 % до 15,25 % годовых. Иначе говоря, он сделал деньги в стране дороже. С одной стороны, это подняло ставки на депозиты в банках, но с другой — высушило рынок кредитов.
Второе и было главной целью: не дать банкам производить деньги и заливать ими экономику, чтобы не разгонять инфляцию.
Тогда глава Нацбанка привел сразу три фактора, почему надо было повышать ставку рефинансирования: инфляционные ожидания населения, рост деловой активности и потребительского спроса – это все требует денег, которые можно взять у банков, которым нельзя позволить делать деньги из воздуха, и импорт инфляции из России.
В конце прошлого года всё это, может быть, звучало даже разумно, так как на самом деле Россия находится под санкциями. Это главный торговый партнер Казахстана, у них там инфляция. Надо как-то спасать ситуацию.
Годовая инфляция в России за декабрь 2023 – ноябрь 2024 года достигла 8,9 %. В Казахстане инфляция начинала тормозить и упала до 8,4 %.
Кого еще обвинять? Не Китай же, второго по значимости торгового партнера Казахстана! В КНР в это время годовая инфляция была всего 0,2 %. Монолит, а не экономика.
То есть как бы все логично. Россия виновата.
На самом деле, если показатели инфляции в двух странах свести на одном графике, видно, что наша страна упорно следует за Россией. Но только до марта 2025 года.
Вот уже три месяца подряд годовая инфляция в Казахстане держится выше по сравнению с Россией.
«А это естественным образом снимает с монетарной повестки дня давний тезис Нацбанка и правительства об импорте инфляции из соседней страны как факторе роста потребительских цен в Казахстане», — считает экономист Тулеген Аскаров.
Ну не может импортированная инфляция быть выше, чем «родная» в стране ее «происхождения».
Тогда за счет чего растет инфляция в Казахстане?
По данным Бюро национальной статистики (БНС) РК, больше всего выросли цены на платные услуги (+16,1 %), продовольственные товары (+10,6 %), непродовольственные товары (+9,4 %). Видно, что экономика страны переживает структурную перестройку: в общих расходах людей все больше трат за услуги, чем за продукты питания. В основном из-за роста тарифов на энергию: электроэнергию, газ, бензин. Расходы на топливо сидят во всех ценах, поэтому рост цен на энергию приводит к быстрому росту по всей экономике. И, пока реформы продолжаются, цены будут расти.
Важно: БНС считает инфляцию по 28 позициям. Причем очень грубым. Например, в списке по продовольствию указаны хлебобулочные изделия и крупы, мясо, молочные продукты, яйца, жиры, фрукты и овощи, сахар. Почему крупы и хлеб сидят в одной строке? Какие жиры? Какой сахар?
Непродовольственные товары: одежда, обувь, бензин, моющие средства, товары личного потребления. Снова вопросы: какая одежда? На рынке или магазине? Какая обувь? Модельная или нет?
И почему инфляция падает в России
Росстат считает немного по-другому. У него в состав еженедельной инфляции 2025 года входит 109 товаров и услуг, а ежемесячной — 556.
Вот так выглядит часть списка Росстата:
За счет этого Росстат обладает более точной информацией, чем БНС Казахстана.
Самые большие изменения в структуре экономике Россия пережила в прошлом 2024 году. В июле произошел рост цен на ЖКХ. Расходы бюджета выросли до 20 % от ВВП страны (36 трлн рублей).
Еще одна особенность российского бюджета: раньше главной статьей расходов была социальная политика, теперь — оборона. В 2024 году на нее направляли треть всех расходов.
Важное замечание:
Не все данные из России достоверны. Большую часть статистической и экономической информации Москва засекретила. Это часть политики по защите информации во время войны. Это надо учитывать.
Военные расходы не создают потребительский продукт. Но при этом они создают спрос, в том числе через зарплаты и социальные выплаты. Это при отсутствии предложения выливается в рост цен.
Одновременно экспорт из страны затруднен. Банки не могут пользоваться валютой. Валютные запасы в долларах и евро арестованы.
Иначе говоря, перед правительством России стоит более тяжелая задача — как развивать экономику без нормальных инструментов, какие есть у правительства Казахстана. Выход был найден в развитии внутреннего производства, обеспечении продовольственной безопасности и, главное, в согласованной политике правительства и Центробанка.
В основном Москва с этим справилась тоже в 2024 году, когда экономика страны превысила 200 трлн рублей.
Экономика России росла очень быстро. В основном за счет перераспределения бюджетов, развития ВПК, вложения денег в инфраструктуру и использования Фонда национального благосостояния (ФНБ), то есть из сбережений прошлых периодов.
2024 год стал для российской экономики экстремальным. ВВР сильно вырос, во многом из-за выполнения крупных госзаказов.
2019 год | 13,4 % |
2020 год | — 2,7 % |
2021 год | 22,4 % |
2022 год | 15,3 % |
2023 год | 13,2 % |
2024 год | 17 % |
2025 год (прогноз) | 2,5 % |
Все это отразилось на росте инфляции: в 2024 году страна переживала достаточно высокую инфляцию – 9,2 %.
Поэтому Центробанк три раза поднимал ключевую ставку – с 16 % в начале года до 21 %.
Но за счет роста экономики и перераспределения бюджета правительство России сумело свести дефицит бюджета 2024 года до 1,7% от ВВП. В 2025-м дефицит снова должен быть на уровне 1,7 %.
На 2025 год перед Москвой стоит уже другая задача: остудить экономику. При этом инфляция снижается. В основном за счет контроля роста денежной массы.
Это позволило Центробанку снизить базовую ставку уже два раза в этом году: в июне — до 20 %, в июле – до 19%. При этом никто особенно не ждал, что Центробанк пойдет на это, так как внутренний спрос на товары растет, а своего производства и импорта еще не хватает.
25 июля ЦБ РФ понизил прогноз по инфляции на 2025 год с 7-8 % до 6-7 %. Банк по-прежнему считает, что годовая инфляция вернется к цели в 4 % в 2026 году и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.
В это время Казахстан переживает бюджетный кризис
Главная причина инфляции в Казахстане – рассогласованность политики Нацбанка и правительства. Поэтому, когда один орган делает что-то правильно и получает нужный результат, другой с удовольствием этот результат обнуляет.
Дефицит бюджета в 2025 году составит 2,7 %. Для выхода из кризиса был разработан и принят новый Налоговый кодекс.
Нацбанк РК пользуется тем же инструментом, что и ЦБ России – инфляционное таргетирование. Но как-то по-своему.
Так, в 2024 году Нацбанк сначала снизил базовую ставку с 15,25 % до 14,25 %. Но в конце года снова поднял до 15,25 %. Причины уже стандартные: инфляционные ожидания населения, рост деловой активности и потребительского спроса, внешнее инфляционное давление из России.
Глава Нацбанка Тимур Сулейменов был тогда настолько уверен в своих силах, что дал прогноз на рост инфляции в 2025 году до 8,5 %. Как видим, не сбылось.
Уже в марте 2025 года НБ РК поднял ставку до 16,5 % годовых. Судя по релизу, руководство банка не знало, что правительство будет поднимать цены на услуги так быстро.
В июне Тимур Сулейменов снова вспомнил, что инфляция в России высокая – 10,2 %. И «в силу значительного импорта из России это влияет на инфляционные процессы» в Казахстане. При этом уже тогда было видно, что инфляция в Казахстане выше, чем у соседей. Потому причину роста надо искать в другом месте.
Денежная масса в Казахстане растет постоянно. На графике хорошо видно, что денег в стране меньше не становится. Значит, деньги будут постоянно обесцениваться.
Нацбанк не хочет или не может применять жесткие регуляторные меры к рынку. Его действия мягкие, половинчатые, которые потом приводят к обесцениванию денег. Эльвира Набиуллина, глава Центробанка России, действует более жестко и решительно.
Несмотря на высокую ставку, сумма кредитов банков экономике постоянно растет. Ладно, если бы эти деньги шли бизнесу. Но нет, для предприятий кредиты слишком дороги: от 19 % годовых – это слишком много.
А вот розничные кредиты для населения – это очень удобно. И выгодно — больше 22-23 %.
Усугубляет ситуацию то, что потребительские кредиты в основном идут на покупку импортных товаров. А это уже влияет на курс тенге.
Скорость роста денежной массы тоже очень большая – 1,5-2 % каждый месяц! В апреле денег стало больше на 700 млрд, в мае – на 458 млрд, в июне – больше 800 млрд тенге. В стране нет такого количества товаров, чтобы использовать всю эту массу денег.
Одновременно правительство находит деньги на помощь бизнесу. С начала 2025 года в Казахстане на развитие предпринимательства направили более 586 млрд тенге, которые тоже давят на рынок. Это снова показывает, что Нацбанк и правительство друг друга не слышат. Или не видят.
Экономика может производить все нужные населению и предприятиям товары и услуги. Но для этого надо проводить рыночные реформы, позволять частному бизнесу инициативу. Но пока в Казахстане более 40 % экономики принадлежит государству через предприятия национальных холдингов, которые уже не могут нормально работать без вливаний из бюджета. Правительству приходится постоянно поддерживать квазигоссектор и заливать экономику деньгами. И так по кругу. И эти деньги будут дальше разгонять инфляцию.
Есть другое мнение, оно заключается в том, что у нас никто не борется с инфляцией, потому что это невыгодно. Чем выше цены, тем больше казна получает налогов, тем больше номинальный рост экономики.
Тем более у нас сложилась классическая сырьевая модель, с вывозом нефти и металлов. Их добывают за тенге, но продают за доллары. Чем выше инфляция, тем ниже курс тенге, тем меньше затрат на производство бочки нефти и тонны руды.
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz