В конце года принято подводить итоги. На этот раз есть смысл оценить предварительные результаты внешнеторговой деятельности Казахстана, поскольку она как в зеркале отражает доминирующие тенденции в экономике. И надо сказать, что эти результаты не радуют. Вопреки двукратному росту цен на нефть с конца января, объемы внешней торговли продолжали демонстрировать падение на протяжении большей части этого года. В свою очередь пике внешнеторгового оборота республики отрицательно сказывается на платежном балансе. В результате дефицит счета по текущим операциям не позволяет более существенно укрепиться нацвалюте.

 

А профицит все меньше

 

На то, что внешняя торговля Казахстана находится в глубоком кризисе, указывают выкладки статистического агентства министерства национальной экономики по этому показателю. Согласно данным статкома за девять месяцев этого года, внешнеторговый оборот Казахстана упал еще на $15,5 млрд или на 26,2% до $43,8 млрд с $59,4 млрд за аналогичный период 2015-го.

 

За рассматриваемый промежуток времени казахстанский экспорт сократился на 27% или на $9,7 млрд до $26,2 млрд с $35,9 млрд годом ранее. Однако импорт также продемонстрировал падение, но оно оказалось меньше, чем по экспортным поставкам. Ввоз товаров и услуг в Казахстан снизился на 24,9% или на $5,8 млрд до $17,6 млрд с $23,4 млрд. В результате положительное сальдо внешней торговли за январь-сентябрь этого года по сравнению с тем же периодом 2015-го сократилось еще на $3,8 млрд до $8,6 млрд c $12,4 млрд.

 

На серьезность нынешнего внешнеторгового кризиса указывает то, что он стал самым глубоким и продолжительным с начала 2000-ых: спад внешней торговли Казахстана идет уже третий год подряд. В 2014-ом по сравнению с 2013-ым этот показатель снизился с $133,5 млрд до $119,5 млрд или на 10,5%.

 

В 2015-ом ситуация стала только хуже. Падение объемов внешнеторговых операций за этот год по сравнению с 2014-ым оказалось одним из самых сильных с начала XX века и достигло 37,1%. В итоге внешняя торговля республики сократилась сразу на $43,6 млрд с $119,5 млрд до $75,9 млрд. Тем самым только за 2014-2015 годы объемы по внешнеторговым операциям «похудели» на впечатляющие $57,6 млрд или почти в 2 раза. Не сложно подсчитать, что с учетом сохраняющихся негативных тенденций, общий спад внешнеторгового оборота за последние три года по итогам 2016-го может превысить $70 млрд.

 

Интересно, что на начало 2016-го объемы внешнеторговой деятельности республики оказались сопоставимы в абсолютном выражении с этим показателем кризисного 2009-го. Согласно информации Нацбанка, тогда он составил $72,8 млрд, снизившись на $37,5 млрд со $110,3 млрд в 2008-ом.

 

Но самое тревожное заключается в том, что падение внешнеторгового оборота продолжается. Причем происходит это вопреки тому, что начиная с 2014 года по двадцатые числа 2016-го, в Казахстане произошло четыре обвальных девальваций. Как известно, их успешность с позиции макроэкономики измеряется в том числе, наличием положительных изменений во внешней торговле в пользу экспорта. Однако если судить, в частности, по итогам первых девяти месяцев этого года, то есть основания сомневаться в их эффективности. 

 

От спада к спаду

 

Пожалуй, единственный положительный момент проведенных девальваций для экономики заключается лишь в том, что в первые три квартала 2016-го внешнеторговое сальдо оставалось по-прежнему в положительной зоне.

 

В тоже время снижение этого показателя по глубине падения за последние два года било рекорд за рекордом. По данным Национального банка, в I квартале 2014-го профицит во внешней торговле товарами достигал $14,3 млрд, в I квартале 2015-го - уже более чем в 3 раза меньше - $4,2 млрд и в I квартале 2016-го – всего $2,7 млрд. Тем самым этот показатель стал меньше почти в 5,5 раза по сравнению с первыми тремя месяцами позапрошлого года.

 

Аналогичная картина складывается и по другим кварталам 2014-2016 годов. Во II квартале позапрошлого года торговый баланс составил $8,4 млрд против $14,3 млрд - в I, в III еще меньше - $7,8 млрд и в IV - уже $6,1 млрд. В 2015-ом негативная тенденция только усилилась: во II квартале торговый баланс упал до $3,3 млрд против $4,2 млрд - в I, в III уже было $2,8 млрд, а в IV – и вовсе $2,2 млрд.

 

Но наибольший квартальный отрицательный рекорд по этому показателю был установлен в апреле-июне этого года. В этот период торговый баланс уменьшился до $1,9 млрд, что стало одним из самых минимальных показателей за квартал, начиная с 2000 года.

 

Для полноты картины следует отметить, что за июль-сентябрь ситуация несколько улучшилась: за этот период, по предварительной оценке Нацбанка, торговый баланс составил $2,5 млрд. В результате положительное сальдо внешней торговли Казахстана товарами сократилось с $36,7 млрд в 2014-ом до $12,6 млрд в 2015-ом или почти на 66%.

 

Еще хуже обстоят дела, если оценивать внешнеторговую деятельность республики не только по товарам, но и по услугам, где традиционно у Казахстана отрицательные результаты. Если по итогам 2014 года этот показатель составлял $30,4 млрд, то по итогам 2015-го – всего $7,2 млрд.

 

Снижался профицит торговли товарами и услугами и по квартально. В I квартале 2014-го этот показатель достигал $13 млрд, во II – $6,8 млрд, в III – $6 млрд и в IV – $4,4 млрд. В 2015-ом динамика оказалась еще хуже. В I квартале торговый баланс и баланс услуг сократились и в совокупности составили $3,2 млрд, во II – $2,2 млрд, в III – $1,3 млрд и в IV – всего $680 млн.

 

Уже в этом году ситуация и вовсе выглядит драматичной, особенно если учитывать поквартальные показатели внешнего баланса торговли Казахстана товарами и услугами в предыдущие два года. В I квартале 2016-го этот показатель составил $1,7 млрд, во II - $982 млн и в III, согласно предварительной оценке регулятора - $ 926 млн. При этом не следует ожидать, что этот индикатор существенно улучшится в IV квартале, поскольку цены на нефть даже после достижения соглашения между странами-членами ОПЕК о снижении нефтедобычи по-прежнему более, чем в два раза меньше исторических максимумов.

 

Куда цены на нефть, туда и тенге


Поэтому неудивительно, что счет платежного баланса по текущим операциям из плюса в 2014-ом ушел далеко в красную зону в 2015-ом и в 2016-ом. Если в позапрошлом году этот показатель достигал $6,4 млрд, то в прошлом – уже $5,8 млрд со знаком «-», а за первые девять месяцев этого, по предварительной оценке Нацбанка, – минус $5,2 млрд или 3,9% от ВВП против минус $3,8 млрд за аналогичный период 2015-го. Тем самым дефицит текущего счета за рассматриваемый промежуток времени вырос более чем на 20%.

 

Эти данные хорошо объясняют, почему тенге по-прежнему находится под давлением и не может существенно укрепиться к доллару. При этом серьезную поддержку нацвалюте от дальнейшего ослабления оказывает финансовый счет платежного баланса, особенно по статьям прямые капиталовложения и средне- и долгосрочные инвестиции.

 

Согласно информации Нацбанка, за первые три квартала этого года чистый приток ПИИ составил $12,1 млрд, а общий - $14,6 млрд против $5 млрд в аналогичном периоде прошлого года. Это стало следствием увеличения межфирменных заимствований и средне- и долгосрочных займов государственного и корпоративного секторов. Причем в июле-сентябре этого года зафиксирован рекордный за последние несколько лет квартальный показатель вложений в Казахстан прямых иностранных инвестиций - $6,4 млрд, в первую очередь, за счет реализации крупных нефтяных проектов на Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке.

 

В этой ситуации на фоне отскока нефтяных цен от исторических минимумов, накопленная за последние три года девальвация нацвалюты уменьшилась. По данным Национального банка, с начала 2014-ого по конец сентября 2016-го укрепление реального курса доллара к тенге составило 43,5%. При этом за январь-сентябрь тенге ослаб к американской валюте на 1,5%.

 

Слабел тенге и в паре с евро и российским рублем: с начала 2014-го по конец сентября 2016-го темпы девальвации составили 29,8% и 9,3%, а за первые девять месяцев этого года - 4,3% и 7,5%, соответственно.

 

«По официальным данным по внешней торговле и при текущих ценах на нефть $50 +/-$5 за баррель, можно сделать вывод, что курс нацвалюты, по-прежнему испытывая негативное влияние со стороны дефицита платежного баланса по текущему счету, все же пока находит поддержку в диапазоне от 330 до 350 тенге за $1», - считает экономист Слям Ахметов.

 

Поэтому вывести из этого коридора пару доллар/тенге способны сильные изменения в счете платежного баланса по текущим операциям. Однако они возможны в случае существенного роста или, напротив, значительного падения нефтяных цен. 

 

Как ожидают в инвестиционной компании Халык Финанс, в 2016 году дефицит счета платежного баланса по текущим операциям вырастит до 4,1% ВВП против 3% в 2015-ом. «Улучшение баланса текущего счета по нашим ожиданиям будет идти медленно, в первую очередь из-за медленного восстановления цен на нефть (70% в экспорте), тогда как потенциал дальнейшего сокращения импорта выглядит ограниченным в связи с необходимостью использования импортных инвестиционных товаров», - говорится в аналитической заметке инвесткомпании.

 

Так что остается только надеяться, что год петуха окажется лучше для внешнеторговой деятельности Казахстана, чем уходящий год обезьяны.  

 

 

Источник: КазТАГ