«Процесс эмиграции не оказывает существенного влияния на демографические показатели народонаселения в Казахстане. В Казахстане нет угрозы депопуляции и старения нации», – отмечает социолог Ольга Симакова, специально для CABAR.asia, анализируя вопросы миграции в Казахстане.

В последние несколько лет тема эмиграции из Казахстана привлекает все большее внимание общественности. Первопричиной повышенного интереса к теме эмиграции из Казахстана стал устойчивый на протяжении последних шести лет рост отрицательного сальдо миграции. Так, в 2018 году сальдо миграции по сравнению с 2015 годом увеличилось в 2 раза, а по сравнению с 2012 годом – в 20 раз (см. Рис.1). Согласно данным Комитета по статистики МНЭ РК, начиная с 2012 года, страну безвозвратно покинули почти 230 тыс. человек, в том числе за 2018 год – почти 42 тыс. человек.

Рис.1. – Сальдо миграции в Казахстане 2010-2018 годы, тыс.чел.

Вызывает обеспокоенность и тот факт, что Казахстан оказался лидером в Евразийском союзе по миграционному оттоку населения. Второе место занимает Армения (сальдо миграции -18500 чел.), а третье – Кыргызстан (сальдо миграции -5390 чел.). В то время как Россия и Белоруссия, напротив, испытывают миграционный приток (см. Рис.2).

Опираясь на количественные показатели, конечно, можно сделать вывод о драматизме эмиграционной ситуации в стране, которая ежегодно теряет более 20 000 человек. Но объективно процесс эмиграции не оказывает сколько бы то ни было существенного влияния на демографические показатели народонаселения в Казахстане. В Казахстане нет угрозы депопуляции и старения нации, как, например, в Латвии, где по прогнозам демографов, к 2050 году доля жителей старше 65 лет достигнет 60%. Увеличение численности население в стране происходит за счет естественного прироста.

Сальдо миграции (-29 109 чел.) в Казахстане в 10 раз меньше естественного прироста населения страны (238 230 чел.). Более того, даже в годы, когда в Казахстане наблюдалось положительное сальдо миграции (2004-2011 гг.), миграционный отток сохранялся на уровне 20-30 тыс. человек ежегодно. В чем же тогда риск эмиграции для страны?

Рис.2. – Международная миграция населения в январе – декабре 2018 года, чел.

По мнению главного научного сотрудника КИСИ при Президенте РК Ирины Черных, следуя глобальным миграционным трендам, надо отказаться от понимания миграции с точки зрения негативной или позитивной окраски, и рассматривать ее как естественный (экономический) процесс, который не имеет ни негативной, ни позитивной окраски. В мировой практике сформировалось понимание миграции как «экспорта трудовых ресурсов» – мигранты рассматриваются как товар, основной характеристикой которого выступают его качественные показатели (профессиональные навыки и компетенции). Поэтому усиливается конкуренция за квалифицированные и высококвалифицированные человеческие ресурсы не только среди развитых стран, но и быстроразвивающихся стран.

В данном контексте большее значение приобретают два аспекта эмиграции: качественные характеристики эмигрантов из Казахстана и привлекательность (конкурентоспособность) Казахстан как страны-работодателя.

Качественные характеристики эмигрантов из Казахстана

Исследования показывают, что эмиграция из Казахстана имеет не только определенную (исторически сложившуюся) этничность, – согласно официальной статистике, чаще всего из страны выезжают представители трех этносов – русские, немцы и украинцы. В то же время эмиграция приобрела конкретный возраст. Можно смело утверждать, что из страны уезжают не просто европейцы и славяне, а уезжают экономически активные люди, и увозят с собой несовершеннолетних детей – 25% от общего числа эмигрантов (см. Рис.3). По результатам опроса населения, проведенного ОФ «ЦСПИ «Стратегия» в январе 2019 года, каждый второй из тех, кто высказывает намерение эмигрировать из страны, – в возрасте от 25 до 44 лет.

Рис.3. – Международная миграция населения на 1 января 2019 года по возрастным группам, чел.

Результаты опроса населения, подтверждают данные статистики. ¾ казахстанцев, планирующих переехать из страны, имеют профессиональное образование: каждый третий (33%) – высшее образование, в почти каждый второй (44%) – среднее специальное образование.

Рис.4. – Социально-демографические характеристики казахстанцев, планирующих эмигрировать, % (по данным опроса населения, январь 2019г.)

Более того наметилась тенденция на отток из страны специалистов высокой квалификации. По оценкам директора рекрутинговой компании «Smart Solution Personal» Людмилы Беловой, в 2018 году они столкнулись с ситуацией, когда при поиске финансового директора для транснациональной компании из 15 кандидатур 40% заявили, что уже не в Казахстане или рассматривает вопрос выезда, поэтому рассматривать предложение о работе на территории Казахстана не готовы. Северные области Казахстана столкнулись с другой ситуацией, когда их бывшие специалисты после эмиграции занимают высокие позиции в региональных администрациях субъектов РФ или на российских предприятиях, тем самым подтверждая свой статус высококвалифицированного и конкурентоспособного работника.

В 2017 году лица с высшим образованием составили 29,9% (11 290 человек) из общего числа выехавших из Казахстана, то есть почти каждый третий эмигрант имел высшее образование. При этом, из общего числа въехавших в страну высшее образование имел только каждый шестой – 17,5%.

Серьезную проблему для Казахстана, по оценкам экспертов, представляет образовательная миграция. По разным данным в зарубежных вузах обучается от 70 до 85 тыс. казахстанских студентов. И это число с каждым годом увеличивается. При этом вопрос о возвращении после окончания учебы остается открытым. По данным молодежной организации AIESEC в 2018 году 42% выпускников поменяли статус студенческой визы на статус рабочей. По данным фокус-групповых исследований, среди тех, кто намерен уехать учиться за рубеж, как молодые люди, так и их родители, чаще всего придерживаются стратегии «учеба-ПМЖ».

По данным опроса, проведенного казахстанской исследовательской организации BRIF Research Group в рамках исследования молодежных трендов (лето 2017 года), около 42% казахстанцев в возрасте от 15 до 29 лет планируют либо уехать за рубеж на учебу, либо уехать на постоянное место жительства, либо и то, и другое одновременно. Среди тех, кто планирует уехать на учебу за рубеж, почти 70% хотели бы остаться жить в этой стране в последующем.

Наибольшему эмиграционному давлению подвергаются северные и промышленные регионы, такие как Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская области; в меньшей степени – южные регионы страны.

Но несмотря на наличие негативных тенденций в социально-демографической структуре эмигрантов, говорить о том, что они обрели массовый, валовый характер, будет неправильно. По данным опроса населения, на сегодняшний день только 10% на вопрос о том, хотели бы они переехать в другую страну, отвечают утвердительно. Для сравнения, в Латвии данный показатель в 2018 году составил 34%.

Привлекательность Казахстан как страны-работодателя

Тем не менее, именно рост показателя эмиграции заставил посмотреть на Казахстан с точки зрения привлекательности страны как места для учебы, работы и жизни. Опрос населения свидетельствует о том, что к эмиграции в большей степени склонны люди с низким уровнем оптимизма, чаще испытывающие беспокойство и неуверенность в отношении будущего своей семьи, своих детей.

По мнению казахстанского аналитика Марата Шибутова, еще в начале 2000-х годов в отношении миграции в Казахстане сложился устойчивый стереотип, что Казахстан является трудодефицитной страной и страной с высоким уровнем дохода Поэтому страна рассматривалась и продолжает рассматриваться как экономически благополучная страна и реципиент рабочей силы. Но, по оценкам экспертов, за последние несколько лет, экономическая ситуация в стране и, в частности, на рынке труда заметно изменилась. Соответственно, изменились трудовое и миграционное поведение и установки населения. Помимо безвозвратной эмиграции, набирает темпы трудовая миграция из Казахстана. Об этом свидетельствуют и этому способствуют несколько факторов:

Во-первых, по мнению председателя президиума Казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф» Петра Своика, Казахстан является периферией в глобальной экономике, и в силу этого вынужден снабжать метрополии лучшими своими кадрами. Это объективная закономерность. В свою очередь Казахстан выступает метрополией для менее развитых стран, и также становится центром притяжение для трудовых мигрантов оттуда.

Во-вторых, по оценкам декана Школы государственной и общественной политики и права AlmaU Аскара Нурши, идет структурная перестройка рынка труда – появляются новые профессии. Казахстанская система образования не всегда успевает отвечать нуждам рынка труда, что создает избыток трудовых ресурсов в одной отрасли и дефицит в другой. Наличие данной проблемы подтверждает и директор рекрутинговой компании «Smart Solution Personal» Людмила Белова, указывая на то, что Казахстан, с одной стороны, избыточно ресурсный, но в то же время в стране не хватает действительно качественного человеческого капитала, который в свое время заменяли экспатами.

В-третьих, такое понятие как «казахстанец – трудовой мигрант» приобретает устойчивость. По данным статистики Евразийской экономической комиссии, число казахстанцев, едущих на работу в страны ЕАЭС, с 2012 по 2018 год выросло втрое – с 34 374 человек до 111 874 человек. А после открытия безвизового въезда на 30 дней в Южную Корею, поток трудовых мигрантов двинулся в этом направлении. 15 октября 2018 года МИД Южной Кореи заявил об 11 561 нелегальном мигранте из Казахстана. Доля денежных переводов из этих стран демонстрирует тренд на увеличение.

В-четвертых, неработающие социальные лифты и наличие «стеклянного потолка» при продвижении по карьерной лестнице снижают ценность страны для профессионального и карьерного роста. По мнению президента ОФ «ЦСПИ «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, в Казахстане плоская неинтересная экономика, где люди достигают «потолка» уже в возрасте 35 лет, когда у человека наблюдается расцвет его профессиональных и креативных сил. Это – люди, которые ищут себя, которые хотят себя вложить, реализовать. Но возможности и условия, которые предоставляет им рынок труда в Казахстане не достаточны, чтобы раскрыть их творческий потенциал.

В частности, по данным опроса BRIF Research Group, для молодежи сегодня большей ценностью обладают впечатления и опыт, чем материальное благополучие. Образованные молодые люди ищут самореализацию, для них политическая составляющая не настолько важна. Если страна не может создать условий для самореализации и для свободы, то риск безвозвратной или трудовой миграции в поисках благоприятных условий для собственного развития будет нарастать.

В-пятых, в общественном мнении происходит негативизация образа страны, которая выступает дополнительным аргументом в пользу эмиграции. Устойчивость приобретают стереотипы о невысоком качестве жизни, социальной несправедливости в стране. Также психологический дискомфорт создает неопределенность развития внутриполитической ситуации на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Надо отметить, что отток из страны идет не только среди европейских и славянских этносов. На фоне проводимой государством политики по привлечению этнических казахов из других стран, в этнической структуре эмигрантов казахи занимают 4 место по численности – их доля составляет около 5%. Также обращает внимание тот факт, что миграция казахов из Китая и России в Казахстан, где, по разным данным, в общей сложности проживают от 2 до 3 миллионов казахов, за годы независимости составила не более 10 процентов от всей диаспоры.

В-шестых, 14 сентября 2012 года президент России Владимир Путин подписал указ, утвердивший новую редакцию госпрограммы переселения соотечественников в Российскую Федерацию, которая с 2013 года стала бессрочной. В новой редакции соотечественники могут выбирать территорию вселения, не ориентируясь на вакансии работодателей. Также было расширено понятие территории вселения, к которой в новой редакции могла быть отнесена вся территория субъекта, а не только его часть. А количество регионов, участвующих в программе, увеличилось до 48.

Если сопоставить временные рамки утверждения новой редакции программы и динамику эмиграции из Казахстана, начиная с 2013 года (см. Рис.1), заметна положительная корреляция. Это позволяет сделать вывод о том, что Программа в определенной степени стимулирует эмиграционные настроения, особенно русских, в Казахстане. В то же время, по заявлениям российских официальных лиц, эффект от действия Программы в разы ниже ожидаемого.

Основные выводы

Какие меры должен принять Казахстан, чтобы остановить эмиграцию? Эксперты высказывают скорее пессимистичные прогнозы в отношении эмиграционных процессов в Казахстане. С учетом глобальных миграционных трендов и барьеров рынка труда, существующих внутри страны, остановить эмиграцию из страны не представляется возможным. Казахстан, как развивающаяся страна, будет оставаться донором трудовых ресурсов в пользу более развитых стран.

Экспертный дискурс, как и результаты социологических исследований, также показывают, что привлекательность Казахстана как страны для жизни и работы неоднозначна, особенно для молодежных групп. А замещение населения трудоспособного возраста, которое происходит, в том числе за счет трудовых мигрантов более низкой квалификации, с учетом демографической ямы середины 1990-х годов, повышает риски для казахстанского рынка труда как на долгосрочную, так и среднесрочную перспективу. Объективно, Казахстан в настоящий момент проигрывает борьбу за высококвалифицированные трудовые ресурсы, но сохраняет привлекательность для трудовых мигрантов с более низкой квалификацией из развивающихся стран.

При этом отток человеческого капитала из Казахстана на текущий момент некорректно оценивать, как критический и невосполнимый.

Эксперты сходятся во мнении, что точка невозврата еще не пройдена, и при грамотном выстраивании коммуникаций внутри общества, и проведении адекватной социально-экономической и образовательной политики в стране, эмиграционные риски могут быть минимизированы.

Рекомендации

  1. Необходимо пересмотреть подходы для изучения вопросов миграции. Во-первых, принять его как естественный экономический процесс. Во-вторых, использовать экономический и социально-психологический подходы к изучению человеческого поведения при анализе миграционных процессов.
  2. По оценкам экспертов, вопросы эмиграции не требуют проведения специальной государственной политики. Изменения в миграционной политике не будут иметь должного эффекта, так как проблема имеет системный характер. Основное внимание государства должно быть направлено на решение вопросов, связанных с улучшением экономического и финансового климата в стране, развитием человеческого капитала и улучшением образа страны для внутренней аудитории.
  3. Большое значение приобретает создание у граждан Казахстана позитивного образа страны для жизни, учебы и работы, и закрепление этого образа на уровне социально-психологических установок.
  4. Необходимо привести в порядок систему статистического учета миграционных процессов. В условиях отсутствия данных официальной статистики или недоверия им, возникает риск разных толкований, дискуссий, спекуляций и манипуляций со статистическими показателями. Статистические данные должны быть в открытом доступе, что позволит экспертам и ученым проводить анализ данных и строить прогнозы для принятия решений.
  5. Также, по мнению экспертов, необходимо провести оценку регуляторного воздействия мер, предпринятых государством ранее по вопросам миграции и развитию общества в социальной и экономической сферах.
  6. Если говорить, о так называемой конкурентной борьбе за людей, то, по мнению экспертов, государству не нужно распыляться на все возрастные группы, а сконцентрировать свои усилия на молодёжном сегменте. Наиболее перспективным направлением рассматривается работа с молодым поколением до 15 лет. Среди молодежи старше 15 лет поддержка должна быть оказана тем, кто аккумулировал определенный опыт, талант, амбиции и т.д., – их доля, как правило, не превышает10-15%. Т.е. это те, кого сейчас относят к креативному классу и которые могут создавать высокую добавочную стоимость.

Источник: Analytics.cabar.asia