Возврат долгов сулит большие неприятности и тяжелые хлопоты. Оказалось, что фирмешки, облепившие банки и кормящиеся чужими долгами, ни за что не отвечают , сообщает caravan.kz.
Как всегда, используем в качестве исследовательского объекта взятый мною десятилетия назад пустячный кредит. Опустим подробности по его возврату, нас интересует финал. Если мне не изменяет память, то в январе 2020 года мною был выплачен последний транш, проблемный ЧСИ – постоянный герой нашей рубрики того времени, выпустил последнее постановление о закрытии исполнительного производства в связи с полным исполнением, и мне думалось, что всё закончилось. Ан нет…
Должно, но… никто не обязан
Дело в том, что сегодня кредитная история – это не только предмет банковского интереса к гражданину. Для бизнес-структур – это репутация, которая либо безупречна, либо как получится. Мне известны случаи, когда кредитный отчет на руководство компании был частью условия для участия в тендере. Кредитный отчет могут потребовать при устройстве на работу, при повышении по должности, есть еще масса иных ситуаций. Кстати, сведения о непогашенном долге перед казахстанским банком в этом документе служат основанием для отказа в предоставлении права выезда на постоянное место жительство в другую страну. Одним словом, бумага – ценнейшая, и за информацией в ней нужно следить в оба.
Формирует базу данных по всем должникам – ТОО “Первое кредитное бюро”. Возникло оно не само по себе – на то было дано распоряжение первых лиц государства. Практика, в общем-то, обычная и в банковском деле нужная: не будешь же обзванивать коллег из других банков: есть у них кредит на сидящего напротив тебя заемщика или нет? А так – на сайт зашел, запрос направил и в течение нескольких минут получил простыню на 10 страниц, где вся подноготная голубчика прописана. Но, как сказано выше, интерес к этим страницам давно шагнул за пределы банковских стен. Отсюда вам должно быть понятно мое любопытство к своей кредитной истории: дело сделано, деньги выплачены – значит в моей финансовой биографии должно быть чисто. Должно, но… никто не обязан.
В первый раз мною был запрошен отчет летом 2020 года – думаю, дам время коллекторам внести корректировку в базу. Правда, мою щедрость они не оценили, и никаких перемен в моем статусе не произошло. Затем меня отвлекли какие-то дела, позже попытка была повторена – результат нулевой. По всему было видно, что обо мне все забыли: деньги взяли, а остальное…
Не знаю, была ли в наличии на сайте Первого кредитного бюро раньше или появилась только сейчас отдельная опция “Оспорить”, но она оказалась очень кстати. Суть услуги в том, что любая неточность может быть оспорена, – это касается не только сведений о погашении кредита, но и своевременности платежей и всего того, что является недостоверным. Смотрим, как бюро описывает механизм принятия им решений: “При подаче заявления в Первое кредитное бюро после проверки ваш запрос будет направлен тому банку/организации, который (которая) предоставил неверные сведения (то есть поставщику информации). Если поставщик информации действительно передал неверные данные, то он самостоятельно должен внести соответствующие корректировки в ранее предоставленную информацию…”. Мною неслучайно был выделен текст, потому что подобная “самостоятельность” банков выходит боком и мне, и всем остальным потерпевшим от разномастных разгильдяев.
Идите вы…
Итак, мною были оспорены сведения о том, что древний кредит перед ныне несуществующим Альянс банком мною не был погашен. В тексте, помимо этого, мною были указаны: дата последнего платежа, дата постановления ЧСИ о закрытии исполнительного производства и просьба эти сведения внести. Бюро берет себе 15 рабочих дней на рассмотрение жалоб, но мне ответили скоро – правда, это единственное, что могло порадовать: “В данном случае для подтверждения отсутствия задолженности перед ТОО вам необходимо обратиться в ТОО для получения справки об отсутствии задолженности (далее данная справка предоставляется потенциальным кредиторам как подтверждение отсутствия задолженности по данному договору)”.
ТОО, о котором ведет речь бюро, – это коллекторская фирмешка, любящая часто менять свои названия и неизвестно где находящаяся. Она умудрилась даже в договоре с частным судебным исполнителем не указать свое местонахождение. Ну и смысл самого текста бодрит: для того, чтобы эта фирма подтвердила факт погашения задолженности перед ней, нужно обратиться в эту фирмешку, чтобы она дала справку, что долг погашен. Можно, конечно, спросить: а почему после получения в январе 2020 года денег и постановления о прекращении исполнительного производства в связи с полным исполнением они не передали сведения в банк, чтобы те внесли данные в свою базу и базу кредитного бюро? Спросить можно – только пока некого: адреса нет, их еще искать и искать… Но спрошу обязательно и их, и банк – вам мы обо всем, конечно, расскажем.
Правда, это не единственные неприятности и долгие хлопоты, которые нас всех могут ожидать. Выяснилось, что один из казахстанских банков в обход меня дважды запрашивал мой кредитный отчет. Для знающих людей эта информация – тревожная, банки имеют право запрашивать в Первом кредитном бюро отчеты в том случае, если некто обратился к ним за кредитом. В моем случае никаких обращений за займом не было, значит, возникла угроза, что по моим документам кто-то решил оформить кредит на меня. Единственный быстрый вариант ответа – есть на мне кредит или нет – звонок в кол-центр банка. Отрицательная сторона – ни вы, ни я не видим банковской базы, да и отвечают устно, а не письменно, потом спросить будет не с кого и к делу не пришьешь. Хотя вариантик так себе, но вечером в пятницу он единственный, если нужно двигаться дальше, – писать заявления в полицию и Национальный банк. В моем случае ответ был отрицательным: кредитов погашенных нет и новых тоже никто не взял. Но, судя по тому, как вела себя незнакомка из банка, – я не первая, кто задает подобные вопросы.
Похоже, грешки за ними водятся или водились…
Но проблема масштабная, если учесть, что на сайте Первого кредитного бюро предлагается услуга “Стоп кредит”, стоимость – 6 тысяч тенге в год. Смотрим, что предлагается: “Стоп кредит (Stop credit) – сервис, позволяющий физическому лицу ограничить доступ к своему кредитному отчету для финансовых организаций. Подписка на сервис дополнительно гарантирует оповещение финансовых организаций о добровольном нежелании субъекта оформлять кредит”. Но это еще не всё, всегда важно дочитать до конца: “Сервис максимально ограничивает возможность получения кредита, но полностью не гарантирует невыдачу кредита. “Стоп кредит” гарантирует непредоставление кредитного отчета от ПКБ (Первое кредитное бюро) финансовым организациям, в которых на момент подписки у субъекта нет действующего кредита”.
Возвращаясь, к разговору с телефонной барышней – она не смогла дать мне ответ, по какой причине без моего согласия запрашивался мой кредитный отчет. Очевидно, что эти вопросы необходимо задавать руководству Алматинского филиала банка и Национальному банку. Пока будет идти переписка, важно обратить внимание депутатов и главного финансового органа страны – необходимо срочно менять законодательство, дающее право банкам самостоятельно запрашивать сведения в Первом кредитном бюро. Похоже, цифровизация банков дала побочный эффект. Если государством дано право получать кредит через мобильный телефон, то необходимо законодательно защитить от мошенников добропорядочных граждан этой страны. Звучит пафосно, конечно, но точно. Услуга “Стоп кредит” должна быть прописана в соответствую-щем законе, а не являться платной услугой товарищества с ограниченными возможностями. Логика проста: если Первое кредитное бюро имеет право не давать кредитный отчет финансовым организациям, за исключением того, где имеется кредит, то почему это не сделать нормой.
К слову, особенно в этой истории мне непонятны основания, по которым эти господа из банков шарятся в личных вещах хозяев во время их отсутствия, вроде Закон “О персональных данных и их защите” никто не отменял. Одним словом, тема нами будет обязательно продолжена, а от депутатов ждем скорых решений.
Автор Светлана Британова
Источник caravan.kz