Зависимость от Центрального банка в обеспечении долгов правительств еврозоны делает Экономический и валютный союз ЕС невероятно хрупким , сообщает psm7.com.
В 2022 году развитые и развивающиеся страны постигла серьезная инфляция. Из-за этого, центральные банки стран и регионов начали активно повышать ключевую ставку, пытаясь справится с нарастающей денежной массой, которая появилась за время низких процентных ставок. В скором будущем, это может привести к глобальной долговой катастрофе и вот почему.
Еврозона вступает в очередной кризис суверенного долга
Имеющая долг Италия должна платить на 1,9 процентных пункта больше, чем Германия, чтобы получить кредит на десять лет, что почти вдвое превышает спред в начале 2021 года. Стоимость заимствований Испании, Португалии и даже Франции также резко выросла, а спреды были еще выше до того, как Европейский Центробанк пообещал 15 и 16 июня переломить ситуацию. Как и в экономических кошмарах 2010-2012 годов, Центральный банк работает над планом покупки облигаций, чтобы предотвратить скатывание слабых стран к дефолту.
Потратив 2 триллиона долларов на поддержку своей экономики во время пандемии, Европа задолжала больше, чем десять лет назад. Все предыдущие годы, когда ключевые ставки были на нуле или около того, развитые страны активно набирали кредиты, чтобы поддерживать высокий темп развития и не отставать от других государств. Позже эти же страны начали занимать, чтобы отдать предыдущие проценты, надеясь на ускоренное развития благодаря технологиям. В итоге текущая ситуация такова, что абсолютное большинство стран Европы должны больше, чем их страна производит за год (ВВП).
Италия, третья по величине экономика блока, имеет долги в размере почти 140% ее ВВП по сравнению со 108% в начале предыдущего еврокризиса в 2010 году. Высокая инфляция несколько облегчит нагрузку в этом году. Но по мере того, как ЕЦБ поднимает процентные ставки, чтобы снизить инфляцию, стоимость обслуживания долгов будет расти. Высоким процентным ставкам требуется время, чтобы они дали о себе знать в бюджетах стран: средний срок погашения существующего долга Италии составляет почти восемь лет.
Более того, любое повышение ставки увеличивает нагрузку на экономики стран, даже недавние 0,5% серьезно усилили долговое бремя многих государств еврозоны. И каждое последующее повышение все сильнее будет бить по долгам стран Европы. В какой-то момент случится кризис и начнется череда дефолтов. Для этого достаточно, чтобы хотя бы одна страна еврозоны не справилась с долгами. Самыми вероятными кандидатами сейчас являются Испания и Греция.
После объявления дефолта этих стран, могут посыпаться и остальные – страны ЕС зачастую являются крупными держателями долгов друг друга. В такой круговой поруке, любая проблема – общая проблема. В попытке разорвать этот замкнутый круг, ЕЦБ может «стерилизовать» влияние покупки облигаций на банковскую систему. Однако стерилизация — это лишь частичное решение. Более высокие спреды для более слабых заемщиков являются естественным следствием денежно-кредитной политики, поэтому их подавление притупляет эффект повышения процентных ставок.
Самая большая угроза заключается в том, что сдерживания спредов будет недостаточно для защиты уязвимых экономик. Инвесторы ожидают, что ЕЦБ поднимет процентные ставки до 2% к концу года. В результате даже солидная Германия, которая по определению платит с нулевым спредом, теперь берет 1,8% за кредит на десять лет, по сравнению с -0,5% меньше, чем год назад. Если ставки будут расти дальше, еврозона опасно ослабнет. Единственный способ ей себя обезопасить — фискальная и финансовая интеграция, которая снимает нагрузку с ЕЦБ.
Одна из частей этого процесса заключается в том, чтобы разорвать «гибельную петлю» между задолжавшими суверенами и местными банками, которым принадлежит их долг, — проект, в котором наблюдается некоторый прогресс. Тем не менее, даже если бы итальянские банки смогли выдержать дефолт в Италии, европейские политики никогда бы не позволили бросить рынок облигаций на 2 триллиона евро на съедение волкам. Следовательно, противоречие между валютным союзом и фискальной фрагментацией останется неразрешенным.
Остается единственное решение — увеличение доли коллективных расходов стран еврозоны. Фонд «Next Generation» стоимостью 750 млрд евро, созданный во время пандемии и финансируемый за счет совместных займов, уже распределяет наличные, что должно снизить нагрузку на национальные бюджеты. Многим в Европе это решение пришлось не по душе. Но недостатки валютного союза таковы, что оставшиеся альтернатива — слабость и инфляция — еще хуже.
Источник psm7.com