К настоящему моменту строительство нового терминала завершено на 93% , сообщает forbes.kz .
Фото: архив пресс-службы
В 2021 году управление аэропортом Алматы перешло к турецкой компании TAV Airports Holding. Новый владелец практически сразу начал работу по строительству международного терминала площадью 55 тыс. кв. метров, что в 2,5 раза больше действующего здания аэропорта. Глава воздушной гавани Алматы Альп Эр Тунга Эрсой рассказал о перспективах развития аэропорта и планах TAV на ближайшее будущее.
Г-н Эрсой, в январе 2024 года заявлялось, что международный терминал аэропорта Алматы готов на 87%. Расскажите, на какой стадии реализации находится проект в настоящее время.
– На сегодняшний день строительство нового международного терминала завершено на 93%. Основная часть строительно-монтажных работ завершена и сейчас ведется установка необходимого оборудования и его тестирование. Активную работу в этом направлении ведет подразделение ORAT (Operational Readiness and Airport Transfer), которое включает полную проверку систем, оборудования и процессоров аэропорта, а также операций с пассажирами и багажом. Последняя стадия перед официальным введением в эксплуатацию – очень важный период для нас, так как требует большой согласованности и координации действий всех пользователей аэропорта и заинтересованных сторон: сотрудников оператора аэропорта, авиаперевозчиков, поставщиков аэропортовых услуг, аэронавигации и государственных органов. Официальное открытие нового терминала аэропорта Алматы запланировано на начало июня 2024 года.
Рендер нового терминала Фото: архив пресс-службы
Международный аэропорт Алматы ежегодно обслуживает несколько миллионов пассажиров, с потоком которых не справляется старый терминал. Поможет ли справиться строящийся?
– В 2019 году воздушная гавань южной столицы обслужила около 6,4 млн пассажиров. В 2023 году объем пассажиропотока составил 9,5 млн человек. В 2024 году, согласной актуальной оценке, воздушная гавань примет больше 11 млн пассажиров. Более того, в ближайшие пару лет пассажиропоток увеличится еще в два раза. И всё это при том, что действующий терминал изначально рассчитан лишь на 2,7 млн пассажиров в год: аэропорт уже много лет работает на пике возможностей.
Новый терминал сможет принимать порядка 7 млн пассажиров в год, а с учетом реновации действующего терминала, который будет использоваться для внутренних рейсов, общая пропускная способность международного аэропорта Алматы увеличится до 14 млн. Новое помещение обеспечит пассажирам легкий доступ для пересадки с внутренних и международных рейсов без выхода за пределы здания: новый и старый терминалы соединятся через надземный переход.
На сегодняшний день имеется семь парковочных площадок и в скором времени планируем запустить еще пять дополнительных грузовых, а в течение ближайших двух лет будет построено еще 12 парковочных мест.
Телескопические трапы нового терминала смогут принимать одновременно до семи самолетов в зависимости от размера борта.
Каким будет новый терминал по дизайн-проекту?
– Каждый раз, как только лимит пропускной способности будет исчерпан, новый терминал будет расширяться – именно поэтому мы строили мультимодальное сооружение, которое с легкостью можно трансформировать и увеличивать. В новом терминале, помимо стандартного набора удобств для пассажиров, будут предусмотрены и дополнительные: комнаты отдыха, сo-working- зоны, VR-комната, туалет для домашних животных.
Пассажиров ждет 50 новых стоек регистрации, а также стойки для самостоятельной регистрации и сдачи багажа. Также откроют 20 окон паспортного контроля для вылетающих пассажиров и 32 – для прилетающих. Как для нового, так и для действующего терминала, было закуплено новейшее аэропортовое оборудование: система обработки багажа, пассажирские трапы, лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры, рэковые шкафы, системы хранения и транспортировки багажа и т. д.
Актуальной на сегодняшний день для города Алматы остается тема сейсмоустойчивости зданий. Сколько баллов сможет выдержать здание нового терминал в случае разрушительного землетрясения?
– Новый терминал был спроектирован и построен согласно всем стандартам сейсмической и пожарной безопасности и сможет выдержать землетрясение силой до 10 баллов.
Фото: архив пресс-службы
В ходе встречи в январе 2024 года главы холдинга TAV Airports Серкана Каптана с премьер-министром РК глава кабмина подчеркнул, что аэропорт Алматы должен развиваться как полноценный мультимодальный транспортно-логистический хаб с включением железнодорожных и автодорожных перевозок. Инвестор должен будет учесть это в дальнейших планах. Расскажите об этом подробнее.
– В допандемийный период и в самый разгар коронавируса было очень много грузовых рейсов, и аэропорт Алматы стал технической остановкой для многих международных рейсов. В настоящее время аэропорт соединен с автомобильной и железнодорожной сетками перевозок, которые активно используются. Безусловно, мы учитываем развитие аэропорта Алматы как единого мультимодального транспортно-логистического хаба и планируем в скором времени стать крупнейшим грузовым хабом в Центральной Азии.
В 2022 году строительство нового терминала было заморожено из-за недовольства активистов проектом строительства VIP-терминала. Как на данный момент обстоят дела с мнением общественности? Удалось ли в полной мере прийти к пониманию?
– Для нас и наших банков-партнеров огромную роль играет сохранение культурного наследия Казахстана. Было приглашено два независимых международных эксперта, которые рассказали, что старое здание, к сожалению, не соответствует стандартам сейсмической и пожарной безопасности. В итоге было проведено несколько общественных слушаний, в ходе которых нам удалось прийти к верному решению [переносу здания в другое место – F].
Фото: архив пресс-службы
Расскажите о планах TAV Airports на ближайшее будущее.
– Казахстанцы стали больше путешествовать, также как и возросло число туристов, которые приезжают, в частности в Алматы. Соответственно, наблюдается большое количество предложений со стороны международных авиалиний. Однако у всех есть определенные требования, которые мы сможем удовлетворить только при запуске нового терминала. Аэропорт Алматы стал первым в портфеле TAV, которым компания будет управлять на праве собственности, а не на основе временного договора концессии. Поэтому можно смело говорить, что аэропорт Алматы – это лицо компании TAV и мы будем прилагать все усилия для развития этой воздушной гавани.
Источник forbes.kz