Всемирный экономический форум сделал прогнозы.
The Global Risks Report 2021 – отчет о самых вероятных глобальных рисках, которые могут реализоваться как в ближайшие годы, так и через 5–10 лет, опубликовал Всемирный экономический форум (ВЭФ).
Все риски ближайшего десятилетия эксперты ВЭФ разделили на три группы. Первая – это краткосрочные угрозы, которые могут реализоваться уже в ближайшие пару лет. Вторая – риски 3–5-летнего временного горизонта. Третья группа – риски, возникновение которых вероятно через 5–10 лет. Прогнозы составлены на основе ответов почти тысячи респондентов из деловых кругов, правительств, представителей гражданского общества и различных международных организаций по всему миру.
Первый план
Опасность инфекционных заболеваний сейчас на первом месте – эта угроза входит в первую пятерку рисков как по степени вероятности, так и по воздействию. По данным на конец января 2021 года, вирусом COVID-19 заразились около 100 млн человек, погибли свыше двух миллионов больных.
В отчете отмечается, что до сих пор неясны долгосрочные последствия COVID-19 для здоровья. Проведенное в Южной Корее исследование показало, что 90% выздоровевших продолжают страдать от физических или психологических побочных явлений заболевания: агевзии, аносмии, снижения концентрации внимания или утомляемости.
Нехватка мощностей системы здравоохранения, по оценке авторов отчета, уже привела в США к смертности населения, на 6% превышающей ожидаемую. Среди причин этого – отсроченное из-за ограничений и карантинов лечение хронических болезней, неотложных состояний и психологический стресс.
Главными глобальными рисками десятилетия – как по вероятности возникновения, так и по влиянию на жизнь населения, – названы экологические проблемы планеты. 52% респондентов озабочены изменением климата – по их мнению, это одна из первостепенных угроз.
Авторы отчета констатируют, что мировой объем выбросов CO2 в атмосферу в первой половине 2020 года уменьшился на 9%.
Но для того чтобы ограничить глобальное потепление на уровне 1,5 °C (а именно на столько повысилась среднемировая температура по сравнению с доиндустриальным уровнем), снижение выбросов СО2 должно продолжаться 10 лет подряд. Опыт же кризиса 2007–2008 годов показал, что вместе с восстановлением экономики увеличиваются и объемы выбросов углекислого газа.
Предотвратить аналогичную ситуацию при восстановлении после пандемии, по мнению экспертов ВЭФ, может только ускоренный переход на низкоуглеродную экономику, что позволит разорвать зависимость между экономическим ростом и объемом выбросов.
Экономический удар
По мнению участников опроса ВЭФ, основная экономическая ударная волна пандемии придется на ближайшие три-пять лет. Исключение составляет такой риск, как нехватка средств к существованию, вероятность наступления которого возросла на фоне пандемии. 55% опрошенных считают, что в 2021–2023 годах гражданам многих стран будет не хватать денег, чтобы сохранить привычный уровень жизни.
«Влияние пандемии на дефицит средств к существованию было катастрофическим. Особенно для тех, кто не имеет сбережений, потерял работу или столкнулся с сокращением доходов. Во втором квартале 2020 года 14% всей рабочей силы в мире простаивала. Больше других пострадали работающие женщины, чья карьера замедлилась из-за пандемии (так считают 70% респондентов из девяти крупнейших стран мира), и молодежь (половина опрошенных говорят, что их образование из-за COVID-19 отстает)», – говорится в отчете ВЭФ.
По данным Международного валютного фонда, падение мирового объема производства в 2020 году прогнозировалось на уровне 4,4% (во время экономического кризиса 2008–2009 годов ВВП упал на 0,1%).
Экономические последствия в различных регионах следует рассматривать по-разному. Например, Китаю уже по итогам II квартала 2020 года удалось выйти в плюс по объему производства (+3,2%), а вот в странах с уровнем доходов ниже среднего долгосрочные последствия могут усугубиться. В США, Германии, Франции, Японии, Великобритании и других развитых государствах в 2020 году фиксировались отрицательные значения динамики ВВП.
Аналитики ВЭФ прогнозируют, что при отсутствии социальной защиты и плохих условиях труда более двух миллиардов работников в мире могут ощутить на себе все негативные экономические последствия пандемии.
Больше половины респондентов считают, что в ближайшие пять лет будут высоки риски турбулентности на рынках, долговых кризисов, товарных шоков. 53% опрошенных считают, что в пятилетней перспективе лопнет так называемый экономический «мыльный пузырь», то есть активы получат свою справедливую, а не завышенную цену. Это относится как к ценам на недвижимость, так и к инвестиционным фондам, акциям и другим активам.
Барьеры цифровизации
Из экономических сложностей государств в общем и потере доходов граждан в частности вытекает проблема усиления социального неравенства, обострившаяся во многих странах. Это относится не только к здравоохранению, но и к образованию, доступности цифровых технологий.
Цифровое неравенство, занимающее седьмую строчку рейтинга рисков по степени вероятности, будет разбивать людей на две категории: тех, кто сможет, и тех, кто не сможет зарабатывать на цифровых рынках в будущем. Возможно появление так называемого цифрового низшего класса работников.
«Уровень использования интернета в настоящее время колеблется от 17% населения в странах с низким уровнем доходов до 87% граждан в государствах с более высокими заработками. Внутри более развитых государств также есть стратификация. Например, в Великобритании семьи, относящиеся к более уязвимым слоям населения, во время пандемии вынуждены были выбирать между расходами на основные потребительские цели и оплатой за интернет», – пишут авторы отчета.
Самое большое достижение пандемии – развитие цифровизации – может обернуться угрозами для рынка труда. Автоматизация техпроцессов на производствах в течение пяти лет грозит привести к сокращению 85 млн и появлению 97 млн новых рабочих мест, в которых будут обязательны цифровые навыки.
Быстрый переход к удаленной работе в развитых государствах хотя и приведет к повышению производительности, но увеличит разрыв между работниками умственного и физического труда. Оказать влияние на эти пагубные последствия цифровизации правительства стран смогут только с помощью масштабных программ рескиллинга.
В долгосрочной перспективе среди наиболее вероятных экзистенциальных угроз респонденты опроса указали проблемы межгосударственных конфликтов, геополитизацию ресурсов, возможное появление нового оружия массового поражения.
Полярными противоположностями на мировой арене остаются США и Китай, но особая роль в международных отношениях отводится так называемым средним державам, которые будут стараться поддерживать мировой баланс сил. ВЭФ относит к ним группу развитых и развивающихся стран, которые по объему ВВП превосходят Америку и КНР.
Когда риски сбываются
В самом начале The Global Risks Report 2021, уже 16-го по счету обзора глобальных рисков, исполнительный председатель организации Клаус Шваб напомнил, что в отчете 2006 года ВЭФ предупреждал об угрозе появления в мире «смертельного гриппа», распространение которого ухудшит ситуацию в глобальной торговле, туризме, потребительском спросе и перегрузит системы здравоохранения.
В 2007 году прогноз был дополнен рисками усиления инфодемии. В последующих изданиях подчеркивалась необходимость глобального сотрудничества для противостояния биологическим угрозам и предупреждалось о рисках перегрузки системы здравоохранения.
Автор Ирина Осипова
Источник kursiv.kz