Учитывая налаженные связи между странами, негативная тенденция может перейти и на следующие годы , сообщает inbusiness.kz.
Монетарная политика Казахстана становится все более жесткой. Такие выводы делают эксперты АКРА. Причинами этого они называют как всплески потребительской инфляции в 2020-2022 годах и низкий таргет-коридор по инфляции с 2019 года, так и риск долларизации банковской системы и девальвационные ожидания.
Аналитики проанализировали период с конца 2019-го до середины 2022 года. То есть достаточно сложный период, в который и пандемия, и подъем экономики в 2021-м, и рост неопределенности в 2022-м.
"За анализируемый период уровень жесткости вырос с 2-3% до пиковых 7,3% в конце февраля 2022 года. После пика произошел некоторый отскок, но в целом за период монетарная политика оставалась жесткой. С апреля по май 2022-го оцениваемый показатель составлял 6-7%, что превышает, к примеру, уровень марта 2020 года, когда в стране был объявлен карантин из-за пандемии коронавируса, а Национальный банк Республики Казахстан существенно повысил базовую ставку на фоне ажиотажа на валютном рынке в условиях резкого падения цен на нефть", – отмечается в исследовании.
Экономика Казахстана за указанный период неоднократно подвергалась шокам. В пандемийный 2020-й это были, например, резкий спад мировых цен на нефть и усиление инфляции, ставшей результатом, отчасти, разрыва логистических цепочек и административных ограничений из-за введенных карантинных мер.
Эксперты указывают один важный нюанс: рост жесткости монетарной политики служил скорее предвестником инфляционного всплеска, нежели его итогом. В 2020-м и в начале 2022 года инфляция по своим темпам "догоняла" усиление жесткости монетарной политики, а не вызывала рост.
"Следствием решений монетарных властей могло стать снижение активности в экономике, что сделало важным поиск сбалансированного уровня жесткости политики, который не снижал бы экономическую активность, но был бы достаточным для стимулирования интереса к номинированным в тенге активам. В 2020 году – впервые с начала этого века – было зафиксировано сокращение ВВП Казахстана в реальном выражении (на 2,5%), а экономическая активность начала показывать признаки восстановления в годовом сопоставлении лишь весной 2021 года", – указывается в исследовании.
Так что же с восстановлением экономики?
В начале 2022 года процессы замедлились. Причины: динамика промышленного производства внутри страны и, конечно, усиление санкционных мер в отношении России. Последнее неудивительно, поскольку РФ – главный торговый партнер Казахстана. Только в 2021 году на северного соседа приходилось 12% экспорта РК и 42% импорта. Импортом в нашу страну из России пришла и инфляция.
"В результате девальвационные ожидания и всплески потребительской инфляции наложились на еще не до конца купированные эффекты 2020-2021 годов, не позволяя монетарным властям пересматривать свою политику", – считают в АКРА.
Какой будет монетарная политика в 2022-2023 годах?
Что касается ближайших перспектив. Прогноз по потребительской инфляции на текущий год (в среднем по году и на конец года) подразумевает диапазон 11-13%, а ее темпы даже при условии последующего "остывания" в первой половине 2023 года могут находиться в области двузначных значений. Также, уверены эксперты, высок потенциал переноса девальвационных тенденций с российского валютного рынка на рынок Казахстана в предстоящие годы.
Все эти факторы сохранят жесткость в монетарной политике, а может, даже станут причиной ее усиления.
Автор Петр Акутионов
Источник inbusiness.kz