Новая волна ослабления уже вот-вот начнется , сообщает 365info.
Удерживать текущий курс тенге на отметке 460-480 власти Казахстана скорее всего уже не станут, утверждает Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio. Он прогнозирует, что риски снижения тенге начнут быстро увеличиваться уже со второй половины сентября 2022, а в ноябре-декабре достигнут максимального уровня. В начале 2023 года новый курс уже более-менее закрепится на отметках 510-520 тенге за доллар США и 560-580 за евро.
Появляются новые факторы
Вы упомянули очередную волну ослабления тенге. Насколько она будет сильной и почему вообще случится?
— В качестве базового сценария будем рассматривать снижение обменного курса тенге до конца 2022 года к мартовским минимумам. Тогда доллар США стоил 510-520 тенге, а евро 560-580.Причины пессимистичного взгляда на тенге никак не связаны с плохой оценкой перспектив экономики. Напротив, именно в Казахстане вероятный экономический спад в 2022-2023 годах может оказаться наименьшим .Что касается триггеров снижения тенге, в основном они будут носить внешнеэкономический характер.
Из-за геополитического кризиса на Украине, который привел к введению жесточайших санкций в отношении России, этой весной уже была запущена кризисная модель снижения тенге. В ее рамках прошел первичный этап шокового падения к 510-520 за доллар США в феврале-марте, а потом второй этап экстремального отката к 410-420 в апреле и в мае. В июне и в июле завершился третий этап, возвратившись к средним в районе 480-485 за доллар США.
Санкции породили валютную панику, но Казахстан готов ей противостоять — экономист
А с августа для тенге начался четвертый и заключительный этап весенней кризисной модели, в рамках которого нацвалюта на три-пять месяцев, то есть примерно до конца 2022 года должна была стабилизироваться в диапазоне 460-485. Собственно, это мы и наблюдали весь август, за последний летний месяц тенге укрепился на 3% — до 460-465
То есть можно сказать, что последствия санкционного кризиса в России в тенге уже учтены и при стандартном развитии событий его курс остался бы стабильным в диапазоне 460-485 за доллар США как минимум до конца 2022 года, а возможно и до середины 2023.
Почему тогда сейчас ожидаете ослабления нашей валюты?
— Есть высокая вероятность добавления к уже завершающейся весенней кризисной модели снижения тенге уже новой. Весенняя была запущена внешними геополитическими факторами, а новая может появиться уже из-за внешней макроэкономической ситуации. То есть за санкционным кризисом этой осенью может прийти глобальный макроэкономический или циклический кризис, схожий по параметрам с «Великой рецессией» 2008 года. В этом заключается нестандартность текущего кейса и даже его уникальность.
Мировой кризис ударит и по нам
Что на это указывает?
— На самом деле проще сказать, что на это не указывает, потому что сигналов о приближающемся циклическом спаде мировой экономики так много, что дискуссия в профессиональных кругах сместилась с его возможности на обсуждение сроков и параметров.
Консенсусным можно назвать сценарий, где первичная фаза циклического спада, то есть обвал цен на финансовых рынках, должна прийтись на позднюю осень 2022 года. Что касается его параметров, для их понимания можно посмотреть на ориентировочные результаты аналитических сравнений.
Во время последнего циклического кризиса в 2007-2008 году американские фондовые индексы потеряли около 55-57%. Плюс мы можем взять для сравнения данные о корреляции между сокращением баланса Федеральной резервной системы (ФРС) и динамикой фондового рынка. В 2018 и в 2019 годах ФРС продавал со своего баланса бумаг на 35-40 млрд долларов в месяц, что в обоих случаях привело к последующему падению американского фондового рынка на 20% и 35% соответственно
Логично, что если ФРС в соответствии с собственным планом увеличит объем продаж в сентябре 2022 года до 95 млрд долларов в месяц, падение фондового рынка США, которое с начала 2022 года и так уже достигало 25%, увеличится в два раза. То есть эта мера вкупе с циклическим замедлением мировой экономики может привести к спаду американского фондового рынка к концу 2022 года на 50-60%. Для фондового индекса Казахстана KASE этот сценарий сулит падение в 2022 с текущего уровня 3 120 пунктов до 1 500-1 700, то есть еще на 45-47%,что конечно же спровоцирует существенный всплеск оттока капитала из страны и запустит новую кризисную модель падения курса тенге.
Другого выхода у руководства может не оказаться
— Однако самое опасное не это. Весна 2022 года показала, что с подобными шоками на валютном рынке можно и нужно справляться. Опасно здесь другое: в рассматриваемом сценарии дефляционного шока обязательно резкое ухудшение конъюнктуры сырьевого рынка, то есть обвал цен на нефть и сокращение спроса на нее.
Именно эти два параметра являются ключевыми для экономики Казахстана, определяя возможности государства по сохранению стабильности в экономике и курса тенге на валютном рынке.
Энергетический кризис в мире дает основания полагать, что спад цен и спроса на энергоносители в 2022-2023 годах будет меньше и короче, чем в 2008-2009 годах. Тем не менее в конце 2022 и начале 2023 годов у руководства страны, скорее всего, не останется другого выбора, кроме как позволить курсу тенге закрепиться на более низких уровнях, чтобы компенсировать сократившиеся государственные доходы и обеспечить стабильность республиканского бюджета.
В рамках рассмотренного сценария ожидается, что уже со второй половины сентября риски снижения курса тенге начнут быстро увеличиваться и в ноябре-декабре достигнут максимального уровня. Реализация новой кризисной модели падения тенге спровоцирует ее ослабление к концу года еще на 10% к доллару США — к отметкам 510-520, и на 17-20% к евро — к отметкам 560-580. Учитывая, что «апсайд» европейской валюты больше американской, именно еврововый акцент при формировании валютной корзины представляется сейчас наиболее перспективным.
Автор Ренат Кадыров
Источник 365info.kz