Правительством сформирован проект республиканского бюджета на 2023-2025 годы. Охарактеризовать главный финансовый документ можно как «сдержанно оптимистичный» , сообщает  prodengi.kz.

Бюджет страны остается дефицитным – АФК | Inbusiness.kz

Перспективы развития экономики

Правительство ожидает, что реальный рост ВВП в 2023-2025 годах составит 4,0-4,1%, а среднегодовой темп роста экономики на предстоящий среднесрочный период составит 3,9%.

Номинальный ВВП вырастет с 120,7 трлн тенге в 2023 году до 176,6 трлн тенге в 2027 году. ВВП на душу населения составит $13,2 тыс. в 2023 году, с увеличением до $18,3 тыс. в 2027 году.

Среднегодовая цена на нефть определена по консервативной оценке - $85 за баррель.

В разрезе отраслей, ожидается, что обрабатывающая промышленность будет превалировать над добывающим секторам. Так, прогноз темпов роста обрабатывающей промышленности составляет 3,5% в год. Преимущественно за счет роста производства машиностроительной отрасли в среднем на 5,4%, неметаллических минеральных продуктов на 2,2%, продуктов питания на 4,7%, фармацевтической отрасли на 10,9%, металлургической промышленности на 1,9%, химической промышленности на 3%.

Рост в горнодобывающей промышленности скромнее - 2,9% в год, за счет развития Кашаганского, Тенгизского и Карачаганакского проектов, что позволит обеспечить рост нефтедобычи в среднем на уровне 3,2%. Объем добычи нефти вырастит с 92,6 млн тонн в 2023 году до 99,9 млн тонн в 2027 году.

Среднегодовой темп роста в сельском хозяйстве составит 3,9%, в строительстве – 3,8%, в торговле – 5,7%.

Объем экспорта составит $80,9 млрд в 2023 году с увеличением до $84,6 млрд в 2027 году, импорт вырастет с $45,7 млрд до $53,5 млрд в 2027-м.

Целевой коридор годовой инфляции определен в пределах 7,5-9,5% в 2023 году, 4,0-5,0% – в 2024 году с последующим снижением до 3,0-4,0% в 2025-2027 годах.

Расчетный курс на 2023 год определен 470 тенге за $1.

Из чего складываются доходы бюджета

В 2023 году доходы без учета трансфертов прогнозируются в сумме 13,8 трлн тенге. И - 3,2 трлн тенге из Нацфонда: правительство планирует привлечь в 2023 году два трансферта - гарантированный (2,2 трлн тенге) и целевой (1 трлн тенге). Целевой трансферт направят на финансирования антикризисных мероприятий, социально значимых проектов национального масштаба, стратегически важных инфраструктурных проектов.

97,5% доходной части бюджета формируется за счёт налоговых поступлений. Согласно прогнозу, 40,4% поступлений доходов - это поступления НДС, 35,3% - от корпоративного подоходного налога.

Так, прогноз по корпоративному подоходному налогу от ненефтяного сектора на 2023 год рассчитан в сумме 4 765 770 732 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 1 495 131 944 тыс. тенге или на 45,7 %.

Увеличение поступлений прогнозируется за счет роста ВДС ненефтяного сектора на 690 196 603 тыс. тенге, улучшения налогового администрирования на 289 557 724 тыс. тенге.

Прогноз по налогу на добавленную стоимость на 2023 год рассчитан в сумме 5 460 658 354 тыс. тенге с превышением оценки 2022 года на 1 286 289 044 тыс. тенге или на 30,8%.

Прогноз на 2023 год по налогу на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан рассчитан на базе прогнозируемого объема импорта с учетом политики валютного курса и средней эффективной ставки налога. Он определен в сумме 2 781 705 670 тыс. тенге, с ростом против оценки 2022 года на 455 093 827 тыс. тенге или на 19,6%. Увеличение поступлений прогнозируется на 141 365 207 тыс. тенге за счет увеличения прогнозируемого объема импорта и на 313 728 620 тыс. тенге за счет улучшения налогового администрирования.

По акцизам на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан прогноз на 2023 год определен в сумме 168 870 629 тыс. тенге - с ростом против оценки 2022 года на 28 048 164 тыс. тенге или на 19,9%. Увеличение на 15 892 719 тыс. тенге прогнозируется за счет повышения ставок акцизов на табачные изделия на 27,0% (с 11 100 тенге/тыс. штук до 14 100 тенге/тыс. штук) и на 12 155 445 тыс. тенге за счет увеличения прогнозируемого объема импорта.

На 2024 год прогноз определен в сумме 186 912 052 тыс. тенге. На 2025 год прогноз определен в сумме 194 949 270 тыс. тенге.

По поступлениям за использование природных и других ресурсов прогноз на 2023 год определен в сумме 922 435 946 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 289 746 841 тыс. тенге или на 45,8%.

Поступления по недропользователям ненефтяного сектора на 2023 год прогнозируются в сумме 890 996 851 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 281 428 312 тыс. тенге, в том числе за счет роста ВДС горнодобывающей промышленности на 36 865 101 тыс. тенге и увеличения ставок НДПИ для горнорудного сектора на 260 000 000 тыс. тенге.

По поступлениям плат от других плательщиков прогноз определен в сумме 31 439 095 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 973 936 тыс. тенге за счет прогнозируемого уровня инфляции и 9 000 000 тыс. тенге за счет дифференциации ставок на цифровой майнинг.

Прогноз по налогу на игорный бизнес на 2023 год определен в сумме 12 589 597 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 986 282 тыс. тенге за счет прогнозируемого уровня инфляции и с уменьшением на 16 000 000 тыс. тенге за счет разовых поступлений по итогу налоговых проверок (ТОО «Alpha-bet», ТОО Олимп kz и ТОО «Onlibet»).

Прогноз по налогам на международную торговлю и внешние операции на 2023 год определен в сумме 2 167 624 788 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2022 года на 8 471 776 тыс. тенге. В расчетах приняты прогнозируемые объемы импорта и экспорта, курс тенге к доллару США, учтено действие прогрессивной шкалы ставок экспортной таможенной пошлины с привязкой к мировой цене на нефть и действие механизма распределения таможенных платежей в условиях Договора о Евразийском экономическом союзе.

По неналоговым поступлениям прогноз на 2023 год определен в сумме 351 081 214 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2022 года на 51 166 528 тыс. тенге.

Наибольший удельный вес в структуре неналоговых поступлений прогноза 2023 года приходится на: дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в государственной собственности – 60,4%; поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» – 15,4%; другие неналоговые поступления в республиканский бюджет, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора – 7,1%.

Прогноз поступлений части чистого дохода республиканских государственных организаций на 2023 год определен в сумме 600 255 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2022 года на 2 673 892 тыс. тенге.

Поступления дивидендов на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности, прогнозируются на 2023 год в сумме 211 993 590 тыс. тенге с увеличением против оценки 2022 года на 4 342 571 тыс. тенге на основании данных уполномоченных государственных органов, осуществляющих право владения и пользования государственными пакетами акций.

Прогноз по доходам на доли участия в юридических лицах, находящиеся в государственной собственности на 2023 год определен в сумме 8 018 720 тыс. тенге с ростом против оценки 2022 года на 3 468 281 тыс. тенге.

Прогноз на 2023 год по доходам от аренды имущества, находящегося в государственной собственности определен в сумме 64 798 951 тыс. тенге, в том числе: поступления доходов от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности в сумме 1 330 621 тыс. тенге с уменьшением против оценки 2022 года на 621 753 тыс. тенге; поступления арендной платы за пользование военными полигонами в сумме 9 418 330 тыс. тенге, рассчитанные исходя из ежегодной арендной платы за пользование Российской Федерацией военными полигонами и прогнозируемого курса тенге к доллару США; поступления арендной платы за пользование комплексом «Байконур» в сумме 54 050 000 тыс. тенге, определены согласно Договору аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации и прогнозируемого курса тенге к доллару США.

Прогноз на 2023 год по вознаграждениям за размещение бюджетных средств на банковских счетах определен в сумме 2 200 000 тыс. тенге. Данная сумма предусмотрена по вознаграждениям по депозитам Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, исходя из предполагаемого объема размещения временно свободных бюджетных денег с Единого казначейского счета в краткосрочные депозиты в Национальном Банке Республики Казахстан.

Прогноз на 2023 год по поступлениям прочих доходов от республиканской собственности составил 10 214 962 тыс. тенге, в том числе: поступления от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства в сумме 3 282 818 тыс. тенге; доходы от продажи вооружения и военной техники в сумме 2 400 000 тыс. тенге; поступления от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в республиканскую собственность, в том числе товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном режиме отказа в пользу государства в сумме 4 512 351 тыс. тенге.

Какие планируются расходы

Общий объем расходов республиканского бюджета в 2023 году запланирован в размере 21 трлн тенге.

Традиционно самая большая статья расходов - социальная сфера. В 2023 году на нее направят 8,13 трлн тенге.

В 2023 году пенсионными выплатами будут обеспечены 2,29 млн человек. А средний размер пенсии с 1 января 2023 года с учетом среднего размера базовой пенсии составит 119 460 тенге с ростом на 11 145 тенге к уровню 2022 года.

Социальными пособиями будут обеспечены семьи, имеющие детей, получатели государственного социального пособия и специального государственного пособия, ветераны Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, лица с инвалидностью, лица, работающие на вредных и опасных условиях труда, пострадавшие впоследствии ядерных испытаний. Всего в 2023 году пособия получат 2,06 млн человек, при этом размеры пособий будут повышены на 8,5%.

Базовые расчетные показатели на следующий год правительство определило так:

  •  минимальный размер государственной базовой пенсионной
выплаты – 21 907 тенге;
  •  минимальный размер пенсии – 53 076 тенге;
  •  месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 3 450 тенге;
  •  величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 40 567 тенге.

Образование и здравоохранение

Два этих направления тоже входят в социальную сферу, и на них ежегодно выделяется немало бюджетных тенге. С 2023 года начнется реализация Национального проекта «Комфортная школа», в рамках которого планируется строительство 504 школ на общую сумму 2,6 трлн тенге (в 2023 год – почти 500 млрд, в 2024 году – 1,03 трлн, в 2025 году – 1,06 трлн).

На выплату стипендий студентам направят 430 млрд тенге. Предусмотрено повышение для студентов на 20% ежегодно, магистрантов и докторантов на 15% ежегодно. Средний размер стипендии студентов в 2023 году составит 41 898 тенге, в 2024 году – 47 135 тенге, в 2025 году – 52 372 тенге.

На оказание медицинской помощи населению в 2023-2025 годах будет направлено 5,9 трлн тенге, в том числе в 2023 году – 1,8 трлн тенге. В частности, на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи выделяется 1,4 трлн, на взносы государства в Фонд социального медицинского страхования за лиц, освобожденных от уплаты взносов в количестве 11,5 млн человек, а также затраты на оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов – 399,8 млрд.

На пропаганду здорового образа жизни, реализации мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД будет потрачено 333,2 млн.

Для обеспечения доступности медицинских услуг в трехлетнем периоде на строительство объектов здравоохранения будет направлено 58,3 млрд, из них на 2023 год – 33,1 млрд.

Поддержка экономики - особая статья

Без государственной поддержки пока в Казахстане не обходится ни одна отрасль экономики, поэтому ежегодно в бюджете значительная часть расходов предусматривается на поддержку реального сектора экономики. В 2023 году на это направление выделяется 2,07 трлн тенге.

В частности, на льготное финансирование АО «НУХ «Байтерек» выделят 149,4 млрд - для финансирования проектов обрабатывающей промышленности – 135 млрд, лизингового финансирования юридических лиц на приобретение специального автотранспорта – 14,4 млрд, на реализацию проекта совместно с ПАО «КАМАЗ» по увеличению уровня локализации балок ведущих мостов грузовой техники в Индустриальной зоне в г. Костанай – 10 млрд тенге; на содействие развитию отраслей промышленности – 8,2 млрд (АО «Qazindustry» – 6,2 млрд, СЭЗ «Павлодар» - 1,2 млрд, СЭЗ «Turkistan» - 745,8 млн).

На поддержку предпринимательства, а также на финансирование инструментов государственной поддержки в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства предусмотрено 185,7 млрд тенге. В том числе, на финансирование инструментов нефинансовой поддержки в 2023 году выделят 2,9 млрд тенге.

Из этой суммы 2,2 млрд получит НПП «Атамекен» - на оказание сервисной поддержки ведения предпринимательской деятельности (количество предпринимателей, которым будут оказаны сервисные услуги – 17 625 единиц) информационно-аналитическое обеспечение предпринимателей (количество консультационных услуг, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса – 120 000 единиц), обучение эффективному ведению предпринимательской деятельности «Мен кәсіпкер» (количество лиц с предпринимательской инициативой и субъектов МСП, которым будут оказаны услуги– не менее 16 015 единиц).

700,6 млн выделят на оплату услуг финансовому агенту АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (обслуживание проектов по субсидированию и гарантированию).

На субсидирование и гарантирование по кредитам МСБ выделяется 172,5 млрд тенге, из которых на субсидирование ставки вознаграждения по принятым обязательствам порядка 24 230 проекта – 100,5 млрд; на принятие новых обязательств порядка 21 070 проекта – 52,4 млрд; на гарантирование по кредитам МСБ порядка 3 868 проекта – 19,5 млрд.

На подведение недостающей инфраструктуры к объектам МБС и индустриальным зонам выделят 10,2 млрд, при этом расходы направлены на подведение недостающей инфраструктуры к 12 проектам малого и среднего бизнеса (8 новых и 4 продолжающихся).

На развитие транспортной инфраструктуры в 2023 году запланирована расходы в сумме 475,6 млрд тенге (из них за счет республиканского бюджета – 380,6 млрд, за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан – 95,08 млрд). В частности, на развитие автомобильных дорог республиканского значения – 80,3 млрд; на строительство и реконструкция автодорог за счет займов, привлекаемых АО «НК «КазАвтожол» - 129,4 млрд (на реализацию 9 проектов); на целевые трансферты на развитие местной сети автодорог – 76,7 млрд; на капитальный, средний, текущий ремонт и содержание республиканских автодорог – 130,5 млрд; на строительно-монтажные работы 20 пограничных застав – 22,2 млрд (Актюбинская область – 2 159 502 тыс. тенге, Костанайская область – 4 710 930 тыс. тенге, Павлодарская область – 2 091 486 тыс. тенге, Северо-Казахстанская область – 13 315 009 тыс. тенге); на обеспечение качества выполнения и организации работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог – 5,05 млрд (АО «Казавтожол» - 2,5 млрд, РГП «Республиканский центр качества дорожных активов» - 2,5 млрд); на развитие, содержание водного транспорта и водной инфраструктуры – 19,5 млрд (обеспечение судоходных участков внутренних водных путей Иртышского, Урало-Каспийского и Или-Балхашского бассейнов в судоходном состоянии); на строительство третьего пускового комплекса (ст.Калкаман) второй очереди метрополитена г. Алматы – 11,7 млрд.

Сколько денег бюджету не хватит

Отдельная статья - дефицит бюджета. На 2023 год он определен в размере 3,2 трлн тенге, на 2024 год – 3,4 трлн, на 2025 год – 3,6 трлн.

Для исключения валютных рисков правительство планирует максимально использовать ликвидность внутреннего рынка для финансирования дефицита бюджета - через выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ). Основными источниками привлечения станут средства ЕНПФ и других фондов под управлением Нацбанка, а также коммерческие банки и финансовые организации.

В качестве дополнительного источника финансирования дефицита бюджета рассматриваются и программные займы международных финансовых организаций. В настоящее время прорабатывается вопрос привлечения программных займов МБРР и АБР, привлекаемых в качестве бюджетной поддержки для финансирования дефицита республиканского бюджета. Не исключается также и возможность выпуска облигаций на внешних рынках капитала с учетом благоприятной конъюнктуры.

Арина Горбунова

Источник  prodengi.kz