Казахстанские предприниматели могут отправлять пользователям мобильного банкинга счета на оплату. Как отличить их в потоке платежей и не перепутать подставные счета с настоящими, сообщает nur.kz.

Как лучше получать сообщения от банка: через СМС или push-уведомления? |  Личные деньги | Деньги | Аргументы и Факты

Ранее мы рассказывали о том, что казахстанцы стали получать счета на оплату от мошенников, маскирующихся под государственные органы или коммунальные службы.

Получив Push-уведомление от банковского мобильного приложения, некоторые жертвы не задумываясь оплачивали выставленные платежи, приняв их за налог или оплату "коммуналки".

Узнав о такой схеме, некоторые казахстанцы предполагали, что мобильный банкинг был взломан или пользователей обманули сами банковские сотрудники.

В связи с этим мы решили узнать, кто может отправлять счета на оплату, изучив официальные сайты нескольких казахстанских банков.

Как и кем отправляются счета для оплаты

Как оказалось, выставить счет на удаленную оплату могут пользователи банковских приложений для бизнеса. Для этого им нужно знать только номер телефона физического лица, кому этот платеж будет направлен.

Авторизоваться в данном приложении между тем может индивидуальный предприниматель (ИП), товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и другие юридические лица.

В банковском мобильном приложении для бизнес-представителей в разделе, предназначенном для приема платежей, компании указывают сумму, номер телефона получателя счета и сообщение, в котором могут написать любую информацию. Вероятнее всего, оно предназначено для данных о платеже.

Здесь же можно ввести любую информацию о продавце или исполнителе, оказывающем услуги, в том числе указать подставное название компании.

То есть такой сервис удаленной оплаты удобно использовать для взаиморасчетов, но его облюбовали и мошенники. Поэтому плательщикам нужно быть осторожней.

Нужно оплачивать счет или нет

После того как организация отправляет счет на оплату, пользователь, которому он предназначен, получает уведомление в своем банковском приложении физических лиц. Нажав на него, он сразу может перейти на страницу оплаты и погасить платеж.

При этом отметим, что оплачивать счет нужно, только если пользователь понимает, кто его прислал и за что он выставлен.

Например, в мошеннических схемах, о которых было сказано выше, счета в том числе приходили от имени компаний АО "Налоги РК" и АО "KAZtransGAS". То есть злоумышленники выставляли платежи, маскируя их под налоги и "коммуналку".

Но для них на странице платежей в банковском приложении есть соответствующие разделы. То есть такие платежи не приходят в виде обычного счета на оплату.

Например, уведомление об уплате налога должно быть размещено в разделе "Налоги", и в нем должны быть представлены все данные налогового органа, а также ИИН, на который начислена налоговая задолженность.

Такая же ситуация, например, с платежом за газ - он приходит в раздел "Коммунальные услуги", а в квитанции, помимо суммы, также должны быть указаны номер лицевого счета и имя собственника жилья.

Поэтому, если пользователю пришел подозрительный счет на оплату "коммуналки" или налогов, то лучше зайти в соответствующий раздел и проверить долги по реквизитам жилья или личным данным налогоплательщика.

При этом в обычном счете на оплату, который могут выставить в том числе подставные предприниматели, есть только имя продавца и плательщика. Его в результате можно отклонить или проигнорировать. В частности это нужно сделать, если пользователь не понимает, кто и за что прислал этот счет.

Автор Екатерина Сохарева

Источник nur.kz