В Казахстане много внебюджетных госфондов, где накоплены громадные деньги. При этом исполнительная власть распоряжается ими вне парламентского или общественного контроля. Хуже того, учет и отчётность этих фондов ведется по местным правилам, которые позволяют скрывать реальную ситуацию с этими государственными активами , сообщает exclusive.kz .
Под прямым контролем правительства и президента находятся следующие крупнейшие внебюджетные государственные фонды.
- Национальный фонд – активы 28,6 трлн тенге на конец 2022 года
- ЕНПФ – активы 14,7 трлн тенге на конец 2022 года
- Государственный Фонд Социального Страхования – активы 1,3 трлн тенге на конец 2022 года
- Фонд социального медицинского страхования – активы примерно 700 млрд тенге на конец 2022 года (нет отчётности за 2022).
Общая сумма активов этих внебюджетных фондов составляет 45,3 трлн тенге.
Помимо внебюджетных фондов, под прямым контролем правительства и президента находятся следующие крупнейшие национальные холдинги.
- ФНБ «Самрук-Казана» – активы 30,3 трлн тенге на конец 2021 года (нет отчётности за 2022)
- НУХ «Байтерек» – активы 9,9 трлн тенге на конец 2021 года (нет отчётности за 2022)
Общая сумма активов этих национальных холдингов составляет 40,2 трлн тенге.
Для сравнения, ВВП Казахстана в 2022 году составил 103,6 трлн тенге, а расходы республиканского бюджета, утверждаемые парламентом Казахстана, в 2022 году составили 18,5 трлн тенге. Таким образом, исполнительная власть в Казахстане без какого-либо серьезного контроля со стороны парламента (а значит и всей общественности) управляет активами по размеру близкими к ВВП страны!
Однако, я хотел бы остановиться на другой проблеме этих государственных активов. Если «Самрук-Казана» и «Байтерек» готовят свою отчётность в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО), то отчетность по активам всех внебюджетных фондов составляется по особым «казахстанским» правилам, что делает эти фонды менее прозрачными и позволяет государственным органам манипулировать информацией по ним в своих интересах. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Непрозрачность Национального Фонда
В законодательстве Казахстана четко прописано, что власти должны публиковать годовую аудированную финансовую отчетность Нацфонда с момента его создания, однако этого ни разу не было сделано. Вместо этого ежегодно президентом утверждается, а затем публикуется «Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда» (Годовой отчет по Нацфонду). Однако, на сегодня нет никаких публичных правил и нет никаких объяснений, по каким принципам бухгалтерского учета формируется Годовой отчет по Нацфонду. Соответственно, ни разу не было опубликовано мнение внешнего независимого аудитора, насколько достоверна данная отчетность, утвержденная президентом.
Если в случае с Нацбанком, «Самрук-Казына» и «Байтерек» годовая аудированная отчётность включает в себя заключение аудитора о ее достоверности и соответствии МСФО, то несмотря на то, что в своей годовой финансовой эти организации пытаются скрыть некоторые чувствительные моменты, их достоверность по ключевым моментам не вызывает сомнений. Однако по отчетности Нацфонда есть очень большие вопросы.
Например, в Годовом отчете по Нацфонду намешаны финансовые цифры, которые учитываются по разным стандартам учета, что является недопустимым по всем меркам. В частности, даются две разные цифры по общему размеру активов Нацфонда. На конец 2021 года размер Нацфонда по местным правилам учета был на 2,3 трлн тенге больше (!), чем по стандартам МСФО. Что называется, почувствуйте разницу! В результате, при утверждении республиканского бюджета в парламенте используются завышенный размер активов Нацфонда, которые не являются достоверными.
Самой большой проблемой с Нацфондом до 2017 года было кредитование национальных холдингов Казахстана напрямую из Нацфонда по практически нулевой процентной ставке. Не смотрел информацию за 2008–2011 года, но в 2012–2016 годах Нацфонд купил облигации «Самрук-Казына», «Байтерек», и «Казагро» на 2,2 трлн тенге. Это просто громадная сумма, которую можно умножить более чем два раза по сегодняшней стоимости нацвалюты. Подавляющую часть этой суммы получил ФНБ «Самрук-Казына». Решения по кредитованию этих Нацхолдингов из Нацфонда принимал сам президент, без участия парламента или общественности.
Высока вероятность, что именно из-за кредитования нацхолдингов по очень низким процентным ставкам власти не хотят публиковать аудированную отчетность Нацфонда, составленную по стандартам МСФО. Ведь тогда вся общественность увидит громадные убытки на этих операциях (два и более триллиона тенге), в результате чего обязательно возникнут вполне закономерные вопросы о разумности таких решений, принятых без участия парламента.
Однако самое интересное то, что граждане Казахстана, по всей видимости, еще долго не смогут увидеть достоверную отчетность Нацфонда, составленную по МСФО, поскольку, начиная с этого года, власти решили возобновить кредитование национальных холдингов Казахстана напрямую из Нацфонда. То есть, сейчас происходит откат от лучшей мировой практики, утвержденной в Казахстане в 2016 году, когда власти признали, что для транспарентности Нацфонда очень важно, чтобы его средства направлялись в экономику страны только через республиканский бюджет.
И хотя теперь по новым правилам покупка Нацфондом облигаций «Самрук-Казына» уже не будет по почти нулевой процентной ставке, тем не менее она будет ниже рыночной, что приведет к убыткам в Нацфонде и помешает развитию фондового рынка Казахстана.
Непрозрачность ЕНПФ
В отличии от Нацфонда «Единый накопительный пенсионный фонд» (единственным акционером которого является правительство) публикует свою годовую аудированную финансовую отчётность. Однако, она также составляется не по МСФО, а по правилам, утверждаемым Нацбанком, чьи требования гораздо менее щепетильны, чем международные.
По моему мнению, такое положение вещей, когда местные требования по учету пенсионных активов ЕНПФ отличаются от МСФО, и власти могут их менять так, как им заблагорассудится, говорит только об одном – государственным органам есть, что скрывать в ЕНПФ.
У ЕНПФ болезни те же, что и у Нацфонда. После такого, как частные пенсионные фонды были объединены в единый государственный фонд в 2014 году, примерно до 2017 года ЕНПФ увлекался покупкой государственных ценных бумаг и бумаг госкомпаний по ставке ниже рыночной. И хотя процентные ставки по таким операциям были приближены к рыночным, все равно нужно было бы признать убыток в финансовой отчётности ЕНПФ, а власти очень сильно этого не хотели. Поэтому, вместо МСФО были использованы «местные» стандарты учета, которые позволяли скрыть эти убытки.
В январе текущего 2023 года Нацбанком было объявлено, что в 2023 году ЕНПФ будет инвестировать на рыночных условиях 500 млрд тенге пенсионных активов в облигации национального управляющего холдинга «Байтерек». Однако он не объяснил, как будет соблюдаться «рыночность» таких размещений и в каких масштабах в них будут участвовать частные инвесторы фондового рынка. Если «рыночность» таких размещений не будет соблюдаться, то из-за этого могут пострадать вкладчики ЕНПФ и развитие фондового рынка Казахстана. Поэтому крайне важно, чтобы ЕНПФ срочно перевел учет и отчетность своих пенсионных актив на МСФО, чтобы в случае нерыночных операций с активами фонда убытки от них немедленно отражались в финансовой отчетности.
Непрозрачность Государственного фонда социального страхования
Государственный фонд социального страхования (Соцфонд) так же, как и ЕНПФ публикует свою годовую аудированную финансовую отчётность, и она тоже составлена не по МСФО. В случае с Соцфондом правила учета и отчетности почему-то утверждаются приказом министра труда и социальной Защиты (МТСЗ), хотя принципы инвестирования активов ЕНПФ и Соцфонда практически не отличаются. При этом, эти активы находятся в одних руках – в доверительном управлении Нацбанка. И снова требования минтруда к учету и отчётности по активам Соцфонда гораздо на более низком уровне, чем у МСФО, а по некоторым ключевым моментам они не соответствуют международным стандартам.
Соцфонд так же, как и ЕНПФ, увлекался покупкой государственных ценных бумаг и бумаг госкомпаний по ставке ниже рыночной, и у него также не было интереса показывать убытки от таких операций. Однако, помимо этого у Соцфонда в 2020 и 2021 годах была дополнительная проблема, которую власти попытались максимально «утопить» в финансовой отчётности.
По системе социального страхования есть специальный закон, в котором четко оговорено, что деньги Соцфонда можно использовать только на строго определенные цели. Любое другое использование средств Соцфонда ЗАПРЕЩЕНО. Но, когда нашим властям что-то очень сильно хочется, то они делают все, чтобы обойти такие очень нужные законодательные запреты, а парламент почему-то никогда на это не реагирует.
Так, в отчетности по активам Соцфонда за 2021 год говорится, что в целях исполнения поручений Главы государства в 2020 и 2021 годах за счет активов фонда были осуществлены выплаты, не свойственные основной деятельности Соцфонда (497 млрд тенге в 2020 году и 322 млрд тенге в 2021). Однако, если посмотреть аудированную (!) финансовую отчётность по активам Соцфонда за 2020 год, то вы не сможете найти эту цифру в 497 млрд тенге, а вместо нее стоит цифра 352 млрд. При этом в отчётности 2021 года нет никаких пояснений – почему в отчетности за 2021 резко выросли цифры незаконных изъятий за 2020?! То есть, доверие к финансовой отчетности Соцфонда полностью теряется.
С точки зрения размеров Соцфонда такие суммы незаконных изъятий из фонда очень значительны! То есть власти, вместо использования республиканского бюджета, решили незаконно залезть в Соцфонд, чтобы избежать вопросов в парламенте при утверждении бюджета. При этом в аудированной отчетности ничего не говорится о долгосрочной финансовой устойчивости «Государственного фонда социального страхования» после таких громадных изъятий денег. Если бы отчётность Соцфонда была подготовлена в соответствии с МСФО, расчеты по устойчивости фонда были бы обязательно включены в пояснительную записку, и такие незаконные изъятия были бы детально выверены и четко описаны в документе.
Чтобы не было больше таких манипуляций с финансовой отчетностью всех государственных внебюджетных фондов необходимо, чтобы правительство немедленно перевело их на стандарты МСФО. Также необходимо все эти государственные фонды включить в консолидированный государственный бюджет, который должен утверждаться парламентом.
На сегодня республиканский бюджет, утверждаемый парламентом, неполноценен и не соответствует международным стандартам учета и отчетности, что не позволяет правильно оценить и сформулировать макроэкономическую стратегию государства. Правительство и президент без утверждения со стороны парламента контролирует очень большой объем внебюджетных расходов. Например, по антикризисным мерам в 2020 году были потрачены триллионы внебюджетных средств, которые не утверждались парламентом. Источники финансирования внебюджетных расходов: печатный станок Нацбанка; внебюджетные фонды правительства – ЕНПФ, ГФСС, ФОМС и ФПК; средства нацхолдингов – Самрук-Казына, Байтерек и Казагро и так далее.
Автор Мурат Темирханов
Источник exclusive.kz