Всего в стране на 1 мая было зарегистрировано 5 млн 442,9 тыс. автотранспортных средств. В апреле 2024 года на учет поставлено 157,9 тыс. автомобилей и автобусов, сообщает caravan.kz.
Фото : Caravan.kz
Из всего легкового автопарка больше всего старых автомобилей старше 20 лет – 44,8 %, от 10 до 20 лет – 23,6 % автопарка, от 7 до 10 лет – 12,7 %, от 3 до 7 лет – 12,7 %. И лишь 6,2 % автомобилей младше 3 лет.
Видно, что в стране постепенно сокращается доля старых автомобилей. Полтора года назад автомобилей старше 20 лет было 51 %. От 10 до 20 лет – 21 %.
Зато резко подскочило число автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет – было всего 6 % (против 12 % в 2024 году). Это говорит о том, что заслуга омоложения парка принадлежит не казахстанским автозаводам, а скорее, частникам, которые начали завозить все больше машин б/у и «среднего возраста».
Быстрее всего автопарк обновляется в Астане, Алматы, Шымкенте и Алматинской области: за год здесь было поставлено на учет столько же автомобилей, сколько и в прошлом году.
Меньше других новых машин покупают в Атырауской (63 %), Западно-Казахстанской (72 %) и Мангыстауской (73 %) областях.
Ожидаемо, самый старый парк – от 10 лет и старше - прописан в самых бедных регионах страны: в Жамбылской (76 %), Алматинской (73 %) и Северо-Казахстанской (67 %) областях.
Самый молодой – младше 7 лет - тоже ожидаемо, в трех мегаполисах: в Астане (34 %), Алматы и Шымкенте (по 25 %), и в относительно богатой Атырауской области (22 %).
***
Когда в Казахстане будет создана инфраструктура для электромобилей? Цифры говорят, что не через год и даже не через два. Таких смельчаков у нас не очень много. Пока по стране катается только 867 полностью электрических автомобилей, 32 автобуса и 17 грузовых «электричек». И почти 600 автомобилей принадлежат жителям Алматы и Астаны. Еще 58 в Алматинской области и 41 в Шымкенте.
Еще видно, что чем севернее, тем меньше электромобилей. Например, в относительно богатой Мангыстауской области всего восемь электричек, в Акмолинской области – шесть. А вот в самой бедной Жамбылской – сразу 23 единицы. Правда, в Туркестанской тоже только девять.
Ради такого числа автомобилей электрическая инфраструктура в стране не будет создана никогда. Если только государство не примет очередную программу по переводу экономики на «электрички». Просто освобождение ввозимых электромобилей от таможенных пошлин не работает.
В то же время уже работает, и неплохо, инфраструктура по использованию автогаза. Чисто газовых автомобилей в стране совсем немного – всего 7,4 тысячи. Но здесь надо считать почти все автомобили на смешанном топливе – больше 390 тысяч или 8 % от автопарка.
Причем треть всех потребителей живут только в двух регионах – Мангыстау и Актюбинской области.
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz