Закупки – одна из таких сфер, где ежедневно чувствуешь себя на вершине клокочущего вулкана, причем это касается как тех, кто объявляет тендеры, так и тех, кто принимает в них участие. Для тех, кто постоянно крутится в этой сфере, правила в целом очевидны. Но вот госзакупки, по словам экспертов «Курсива», требуют уже особого подхода.
Вкратце напомним: с 1 сентября 2019 года вступили в силу поправки по финансовой устойчивости участника госзакупок. Правда, на первых порах новые требования будут применяться только для государственных закупок в сфере строительства. Но лиха беда начало.
Итак, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется по четырем направлениям:
- доходы (оборотные средства) в течение последних трех лет должны составлять не менее 1/2 части суммы, выделенной для госзакупки;
- уплаченные налоги должны составлять не менее 3% от доходов;
- основные средства в течение последних трех лет должны составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки;
- фонд оплаты труда в течение последних трех лет должен составлять не менее 1/15 части суммы, выделенной для госзакупки.
Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов.
Предполагается, что новые требования позволят максимально облегчить бизнесу процесс участия в конкурсах и сделать их абсолютно прозрачными. Но пока, как выяснил «Курсив», проведя свои исследования в разных регионах Казахстана, предприниматели сталкиваются с целым рядом проблем: завышенными требованиями в конкурсной документации и антиконкурентными действиями со стороны госорганов. Последние, в свою очередь, жалуются на недобросовестность поставщиков услуг. Что же касается экспериментальной строительной сферы, то, как отмечают эксперты, пока на бумаге все прописано очень красиво.
А как это будет выглядеть на практике – тот еще вопрос.
Заплатил налоги – участвуй в тендере
Людмила Калашникова, Уральск
И бизнес, и чиновники ЗКО ждут от нововведений в законодательство «О госзакупках» только хорошего. Первые надеются, что теперь им будет предельно ясно, кто и почему выигрывает тендеры, а вторые утверждают, что в ряды участников закупок теперь не попадут недобросовестные или фиктивные поставщики госуслуг.
Изменения в правила госзакупок в сфере строительства были введены в действие с 1 сентября 2019 года.
Есть за что побороться
Руководитель управления государственных закупок по ЗКО Бибигуль Ниеталиева сообщила «Курсиву», что по их ведомству на текущий год запланированы госзакупки по строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры в области на общую сумму 54 млрд тенге.
По словам экспертов, большая часть тендеров по этим госзакупкам уже завершена, однако до конца года пройдет еще ряд конкурсов, за победу в которых предпринимателям предстоит побороться. Ниеталиева пояснила, что участвовать в планируемых госзакупках строительный бизнес будет по-новому.
Во-первых, одним из главных квалификационных требований к поставщику строительно-монтажных работ теперь будет его финансовая устойчивость.
«Финансовая устойчивость – это прежде всего стабильные доходы предприятия, уплаченные налоги, наличие основных средств, хороший фонд оплаты труда», – объясняет эксперт.
Все эти данные по участникам тендеров будут автоматически извлекаться из информационных систем Комитета государственных доходов.
Во-вторых, теперь для проведения государственных закупок в сфере строительства будет создан электронный депозитарий. Это, по словам Бибигуль Ниеталиевой, своеобразный банк электронных документов, подтверждающих опыт работы предприятия в строительной сфере за последние 10 лет.
Введением депозитария занимается уполномоченный орган – Министерство финансов РК.
Отметим, что ответственность за заполнение электронного депозитария целиком и полностью лежит на самом подрядчике – перечень документов, которые он должен представить в электронном виде, чтобы участвовать в тендерах, указан на портале госзакупок www.goszakup.gov.kz.
Устойчив – участвуй в тендере
«Как все это будет реализовано на практике, мы пока еще не знаем, но, по крайней мере, на бумаге все очень красиво изложено», – говорит руководитель отдела правовых работ и договорной документации управления строительства по ЗКО Ринат Гайнутдинов.
По его мнению, для того чтобы в реальности все это так же красиво работало, необходимо интегрировать базу портала госзакупок с порталом департамента госдоходов. Но в управлении строительства пока не знают, как технически это будет выглядеть: не осложнится ли процесс проведения госзакупок ситуацией с зависанием программ.
Плюс изменений в госзакупках, по мнению Рината Гайнутдинова, – это, безусловно, то, что к участию в тендерах будут допускаться финансово устойчивые компании, у которых есть и опыт, и хорошая материально-техническая база. Лишние компании, которые не имеют за душой ничего, кроме желания быть участниками госзакупок, ко второй фазе тендеров даже не допустят.
По его словам, в результате принятых изменений произойдет разделение строительных компаний по объектам: более мелкие из них будут работать на субподрядах или же браться за небольшие объекты строительства, а крупные – заниматься большими объектами.
Кроме того, теперь при участии в госзакупках фирм из других областей РК управление строительства будет избавлено от лишней бумажной работы. Его сотрудникам не придется посылать запросы в госорганы по месту регистрации потенциальных поставщиков, чтобы удостовериться в их опыте работы – всю информацию о строительных компаниях можно будет почерпнуть из электронного депозитария.
Подрядчики новшеств не боятся
Начальник отдела сопровождения проектов областной палаты предпринимателей Эльмира Утешева поделилась с «Курсивом» мнением, что нововведения позволят сделать госзакупки в сфере строительства более прозрачными – участвовать в них будут только добросовестные поставщики. Ведь теперь приоритет в конкурсах будет отдан тем компаниям, которые при равном опыте работы в сфере строительства имеют больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре года. Данная мера, по словам Утешевой, способствует противодействию теневой экономики. Отметим, что в целях повышения прозрачности указанного механизма 25 февраля 2019 года на главной странице портала госзакупок во вкладке «реестры» размещен реестр налоговых отчислений, где каждый потенциальный поставщик может ознакомиться со своими показателями уплаченных налогов.
Эльмира Утешева пояснила, что еще одним принципиальным новшеством станет то, что организатор госзакупок будет заполнять отдельное приложение с указанием всех квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам. Данная мера позволит строительному бизнесу максимально качественно готовить конкурсную заявку с соблюдением всех требований, предусмотренных конкурсной документацией.
«Большинство строительных фирм области (у нас 14 крупных предприятий) являются добропорядочными субъектами бизнеса: своевременно делают налоговые отчисления, зарплату вовремя выплачивают, имеют достаточно основных средств для работы. Проблем с тендерами у них нет, поэтому данное новшество их не удивило», – заключила Утешева.
Однако сами строители в разговоре с корреспондентом «Курсива» выразили сомнение по поводу того, сумеют ли изменения в законодательстве «О госзакупках» сделать процедуру тендеров более справедливой. Руководитель строительной компании ТОО «СКФ «Отделстрой» Валентина Михно рассказала, что и им с 25-летним опытом работы нередко приходится проигрывать в тендерах более молодым и неопытным фирмам.
«Мы несколько раз сталкивались с такой ситуацией, когда налоговики предоставляли заниженные данные по налоговым отчислениям в бюджет, в результате чего мы проигрывали конкурсы по госзакупкам. Были разбирательства, часть тендеров в итоге нам вернули. Но спорить с налоговыми органами сложно. Если сейчас ситуация изменится и все финансовые отчисления компаний в бюджет будут отражаться без искажений, то это мы только приветствуем», – заявила Михно.
По ее словам, введение электронного депозитария тоже будет на руку компаниям-долгожителям. В практике ее работы также были случаи, когда соперниками в конкурсах по госзакупкам выступали фирмы из Нур-Султана, о которых в ЗКО никто ничего не знал. Когда сотрудники ТОО «СКФ Отделстрой» начинали самостоятельно узнавать информацию об этих фирмах, то выясняли, что они фиктивные.
«Мы готовы предоставить всю информацию о себе в электронный депозитарий. Если отбор поставщиков на госзакупки по строительству будет проводиться справедливо и прозрачно, это для нас только плюс», – пояснила Валентина Михно.
Слова разъехались с делом
Павел Притолюк, Петропавловск
Люксовые автомобили за 17 млн тенге, приобретение нескольких десятков машин примерно по четыре миллиона за каждую – акиматы и управления не жалеют бюджетных денег на покупку служебного транспорта.
Недешевое удовольствие
В мае текущего года акимат Петропавловска разместил на сайте госзакупок объявление о покупке трех автомобилей. Это должны были быть машины 2019 года выпуска, С-класса, с системой доступа «без ключа» и кожаным салоном. Также заказчик требовал наличие интерфейса Bluetooth для мобильных устройств. На машины планировалось потратить 22,9 млн бюджетных тенге. Впрочем, разыграть лот так и не получилось: сделку запретил аким СКО Кумар Аксакалов.
«Мы выяснили, что городские власти закупают машины. Все это нужно приостановить. У нас есть более нужные направления. Это (покупка авто. – «Курсив») подождет», – сказал он на заседании акимата.
Позже выяснилось, что заявку на портале госзакупок разместила администрация самого акима СКО.
В хозяйственном управлении аппарата акима СКО корреспонденту «Курсива» по телефону объяснили, что расхождений тут никаких нет. Просто временный запрет на закупку машин был объявлен уже после того, как начались конкурсные процедуры, и обратной дороги уже нет.
«Приобретение производилось открыто, начиная от утверждения расходов на сессии маслихата и до публикации заявки на открытом портале», – указал в своем официальном ответе СМИ руководитель хозяйственного управления аппарата акима СКО Нуржан Исманов.
Нарушений законодательства в этой покупке не выявлено, говорят и источники «Курсива» в антикоррупционной службе. Главное, что машины отечественной сборки.
«Машина приобретена для представительских целей и имеет стандартную для таких авто комплектацию, без особых требований», – добавляют в акимате.
Брать числом. И ценой
На портале госзакупок средняя запрашиваемая цена за единицу автотранспорта для исполнительных органов составляет 3 млн тенге. Часто средства передвижения приобретают партиями. К примеру, Комитет лесного хозяйства и животного мира разместил лот на 39 машин на общую сумму 163 млн тенге. Конкурсные процедуры проводились несколько раз. Предложения потенциального поставщика отклонялись по причине несоответствия требованиям технической спецификации. А именно из-за отсутствия в машине пепельницы и прикуривателя, отмечается в размещенной на goszakup.gov.kz документации. Позже договор с тем же поставщиком был все же заключен.
Адресантами многих лотов выступили районные акиматы. Так, например, аппарат акима района Аккулы Павлодарской области в конце прошлого года подал заявку на покупку машины за 7,4 млн тенге. За право предоставить автомобиль боролись АО «Азия Авто» и ТОО «Гаярдо-Авто». Со вторым потенциальным поставщиком заказчик не сошелся в вопросе комплектации. Требовались легкосплавные диски радиусом не менее 18 дюймов с шинами 245/60 R18. Но и другая компания лот тоже не получила, поскольку к участию в открытом конкурсе был допущен только один поставщик.
Мало в привозе – много в запросе
Анжелика Волкович, Темиртау
Бизнесмены Карагандинской области считают, что Закон о государственных закупках нуждается в изменениях. Отсутствие жесткого контроля в этой сфере ведет к разорению частных компаний и предоставлению некачественных услуг.
С начала 2019 года в Палату предпринимателей «Атамекен» Карагандинской области обратились десятки частных компаний с жалобами на проблемы в системе государственных закупок. Бизнесмены просят юристов помочь им отстоять справедливость в судах.
«Большинство жалоб, которые мы получаем от предпринимателей, касаются госзакупок. Заказчики часто безосновательно обращаются в суды с исками о признании поставщиков недобросовестными и не выплачивают деньги за выполненные работы, утверждают наши заявители», – говорит начальник отдела по защите прав предпринимателей РПП «Атамекен» Азамат Даненбаев.
По его словам, в этом году юристы защищали права предпринимателей на 20 судебных процессах. И большую часть они выиграли благодаря тому, что заказчики подписывали акты выполненных работ.
«При оформлении заявок заказчики зачастую нечетко формулируют свои требования, неверно указывают параметры в технических характеристиках. Объединяют неоднородные работы и услуги, включают невыполнимые требования. И когда поставщик, подписавший ценовое предложение, выезжает на место, вдруг выясняется, что нужны дополнительные или вообще другие работы. А это лишние затраты», – добавил собеседник.
Касается всех
Руководитель ПК «Аспап» Толеген Ашимов говорит, что самая непроработанная законодательная база – в сфере строительства, что сказывается на проведении государственных закупок.
«По причине того, что сметы составляют не профессионалы, а случайные люди, мы часто участвуем в судах, на которых просим внести корректировки. Теряем время и деньги. Вся эта ситуация требует пересмотра законодательства. Нужно четко все прописывать и контролировать. В ином случае это поле для коррупции», – убежден бизнесмен.
Юристы палаты предпринимателей называют еще одну причину большого количества судебных споров в строительной отрасли, связанных с госзакупками.
«Закон об архитектурной и градостроительной деятельности несовершенен. Он был принят в 1993 году и уже не отвечает сегодняшним реалиям. Нужно ввести еврокоды, чтобы предприниматели действовали по четко установленным стандартам», – считает Азамат Даненбаев.
Как оказалось, проблемы с госзакупками испытывают не только строители, но и энергетики.
«Наша компания как субъект естественных монополий должна руководствоваться правилами, которые изданы в стране. То есть заключать договоры на покупку товаров, работ и услуг только раз в году. Однако никто не учитывает, что цены все время растут. Поэтому нам часто приходится работать на условиях поставщиков, что ведет к убыткам», – поделился директор ТОО «Bassel Group LLS» Михаил Ишуткин, владеющий ГРЭС в Темиртау.
Анализ жалоб и обращений, проведенных сотрудниками архитектурно-строительной инспекции Карагандинской области, показал, что только в 2018 году поступило 271 обращение, из них в сфере государственных закупок 49.
Мы ждем перемен
Предприниматели и юристы сходятся во мнении, что законодательная база государственных закупок давно требует доработки.
«Законодательство несовершенно, но сама практика еще хуже. Например, одним из критериев участия в тендере на проведение технического надзора является коэффициент налоговой нагрузки, который у инжиниринговых компаний априори мал. Поэтому фирма, торгующая алкогольной продукцией, имеет больше шансов выиграть тендер. Разве это правильно?» – недоумевает Толеген Ашимов.
Еще одной проблемой является демпинг, который никак не может служить залогом качества.
«Тендеры на проведение текущих ремонтных работ выигрывают фирмы, предлагающие наименьшую цену. Это в корне неправильный подход: низкую цену заявляет либо непрофессионал, либо не совсем добросовестный предприниматель, который сэкономит на строительных материалах, недоплатит рабочим или вообще не станет ничего делать», – полагает Ашимов.
Юристы написали письмо в НПП «Атамекен» с предложением ввести законодательное требование, не позволяющее заказчикам выбирать фирмы, которые делают неправдоподобно большие скидки. Данный вопрос они предлагают рассмотреть совместно с уполномоченным государственным органом.
Заказчик предпочитает не платить
Сергей Павленко, Шымкент
13% из более полутора сотен обращений, поступивших за восемь месяцев 2019 года в Палату предпринимателей Шымкента, связано с проведением госзакупок. Одним из самых распространенных нарушений является неоплата выполненных работ.
Кому не хочу, тому не плачу
Как рассказала «Курсиву» начальник отдела защиты прав предпринимателей и снижения административных барьеров Палаты предпринимателей Шымкента Сабира Адамбекова, одной из наиболее часто встречающихся проблем при проведении конкурсов госзакупок стала неоплата выполненных работ.
«Подрядчик производит работы согласно заключенному договору, оформленному и зарегистрированному через портал. Но заказчик отказывается выполнять свои обязательства. В некоторых случаях он выставляет дополнительные требования, к примеру, выполнение работ, не предусмотренных технической спецификацией данного конкурса. Бывает, что находятся и надуманные причины, чтобы отказать в оплате», – пояснила Сабира Адамбекова.
В пример она привела историю, когда для прокладки съездов автодорог заказчик поставил условие: наличие у подрядчика строительных кранов и тяжелой строительной техники. При этом предполагались работы не по прокладке многополосной автомобильной трассы, а лишь небольшого участка левого или правого съезда с автодороги.
«Эти завышенные требования организаторы ставят в ходе утверждения конкурсной документации. В таком случае участвовать в работах смогут только крупные строительные компании, которые имеют на балансе данную технику, а малый бизнес остается за порогом», – отметила собеседница.
В палате предпринимателей также было рассмотрено обращение потенциального поставщика ГСМ, заявка которого на участие в тендере была отклонена.
«Организаторы закупок одного из республиканских предприятий в технической спецификации указали условие, по которому у исполнителя должны быть АЗС во всех крупных городах Казахстана. Хотя какой смысл было иметь АЗС в разных регионах республики и городах страны, когда поставки ГСМ были только в Шардаринском районе Туркестанской области. Это мы считаем завышенными требованиями», – высказала позицию представитель палаты.
Суд на страже
Подобные материалы часто доходят до суда. Так, в экономический суд Шымкента с исковым заявлением обратился предприниматель, где в качестве ответчика выступало управление энергетики и коммунального хозяйства Шымкента. Истец заявил, что он был незаконно отстранен от участия в тендере, а предпочтение было отдано другому участнику.
Последний в результате стал победителем, и с ним был заключен договор на проведение работ по контролю за состоянием труб коммуникаций. Предприниматель просил отменить решение конкурсной комиссии. В заявлении указывалось, что причиной отказа организаторов закупок стало отсутствие у истца рентгеноскопического дефектоскопа со специфическими характеристиками.
«Если прокладываются коммуникации для транспортировки газа высокого давления, то нужны трубы без минимальных дефектов. Они выявляются рентгеноскопическим дефектоскопом. В условиях тендера было сказано о работах по прокладке и контролю труб газопровода низкого и среднего давления, для которых высокого качества контроля не требуется. У предпринимателя в наличии был ультразвуковой дефектоскоп, но организаторы посчитали, что этого недостаточно», – прокомментировал «Курсиву» судья специализированного межрайонного экономического суда Шымкента Серик Карим.
При этом он обратил внимание на то, что есть проектно-сметная документация, которая прошла государственную экспертизу. А она установила, что в данном проекте должен использоваться ультразвуковой дефектоскоп. Суд счел, что необходимости в предоставлении рентгеноскопического дефектоскопа нет и полученный ТОО отказ от участия в тендере неправомочен. Управление энергетики Шымкента обязали принять заявку ТОО для участия в конкурсе по госзакупкам.
Но у этого решения, как заметил Серик Карим, есть и другая сторона. Проблема заключалась в том, что победитель, являясь добросовестным участником конкурса, мог приступить к работам, заключить договоры на поставку, аренду, нести материальные затраты и в связи с отменой решения комиссии понести убытки. Но суд отменил и договоры. Было вынесено частное определение, которое направлено акиму города.
Цифра и другие меры
Завышенные требования, как сообщили в Палате предпринимателей Шымкента, фиксировались также при проведении госзакупок в сфере образования, ЖКХ, строительства. В частности, в сфере образовании «предпочтения» в условиях конкурсов выявлялись в основном при организации питания.
Как подчеркивают в палате, значительным барьером является проведение тендеров по госзакупкам на бумажных носителях.
«Мы заявили о необходимости перевода конкурсов в электронный формат, как и всех госзакупок. Этот вопрос включили в реестр проблем РПП и передали его на рассмотрение центрального аппарата. Надеемся, что госзакупки будут проводиться через электронный портал, а значит, и уменьшится риск нарушений», – рассказала Сабира Адамбекова.
Она отметила, что в электронном формате можно прослеживать весь процесс госзакупок от их объявления до заключения договоров.
«Мы смотрим целесообразность условий, технических спецификаций. Если видим, что есть явное завышенное требование, то отрабатываем с заказчиками, выносим вопросы на совет по защите прав предпринимателей и совместно с департаментом внутреннего аудита можем их проработать. А для всеобъемлющего контроля соблюдения законности представители прокуратуры включены в состав совета», – перечислила меры по профилактике нарушений в ходе проведения госзакупок представитель палаты.
Точка зрения: игра по правилам
Рсалды Какишева, судья специализированного межрайонного экономического суда ВКО:
«В ВКО впервые за последние два года отмечается снижение количества исков, связанных с госзакупками. После вступления в силу изменений в соответствующий закон многие спорные моменты решаются без участия судей.
Стало меньше дел
В 2018 году в судопроизводстве находилось более 4,4 тыс. дел, касавшихся госзакупок.
В 2019 году количество исков значительно уменьшилось. С начала года рассмотрено 1,2 тыс. исков по нарушениям в государственных закупках, это 36% от общего количества поступивших дел.
Мы связываем это, во-первых, с поправками в Закон «О госзакупках», которые теперь не вменяют в обязанность госорганов подавать в суд на поставщика в случае нарушения сроков. Это касается только тех тендеров, в которых исполнитель пусть позже, но все же выполнил обязательства, выплатил неустойку и ущерб. Во-вторых, уменьшение связано с тем, что активно работают наши пилотные проекты по примирительным процедурам.
Стоит отметить, что чаще всего иски по тендерам поступают от заказчиков. Чиновники требуют взыскать неустойку с поставщиков, нарушивших договорные сроки, или признать компанию недобросовестным участником госзакупок. Статистика показывает, что в 50% случаев исковые требования удовлетворяются.
Трижды подумать
Когда выносится решение, судья должен учитывать все обстоятельства в совокупности, придерживаясь критериев разумности, справедливости и законности. Это и наличие вины поставщика, и причины, по которым он нарушил сроки, и последствия такого решения. Ведь если фирма с коллективом 40 человек уже 10 лет работает только в госзакупках и ранее не имела нареканий, то справедливо ли за один договор с нарушением сроков признать ее недобросовестным участником»?
Точка зрения: не в пользу бизнеса
Игорь Шацкий, руководитель НПП в ВКО:
«Среди основных проблем в сфере госзакупок – системные нарушения Закона «О госзакупках» самими заказчиками.
Недавно в НПП обратилась гендиректор стройфирмы ТОО «Курылыс» Жибек Аралова. Ее фирма выиграла тендер на строительство сетей водопровода в двух селах Бескарагайского района. Сумма по двум объектам – около 500 млн тенге. В связи с тем, что у госэкспертизы проектов истек срок действия, договоры заказчика с ТОО не были зарегистрированы в юстиции. Заказчик просто удалил их с портала goszakup.gov.kz. А ведь предприниматель уже закупил материалы, нанял людей.
Вместо решения проблемы с документами отдел архитектуры, ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Бескарагайского района заключил новый договор способом из одного источника с госпредприятием «ГКП на ПХВ Бескарагайского района». Это явные признаки антиконкурентных действий, о чем мы сообщили в департамент Комитета по регулированию естественных монополий по ВКО. В отношении отдела начато расследование.
Другая актуальная проблема – ужесточение требований к МСБ. Согласно поправкам в закон, принятым в начале этого года, в случае равенства опыта потенциальных поставщиков выбор отдается в пользу тех, кто заплатил больше всего налогов за последние четыре года. Это ущемляет права малого бизнеса. МСБ оказывается в невыгодном положении по сравнению с крупными предприятиями, имеющими лицензии сразу на несколько видов работ (проектные, строительные, экспертные). Для решения этого вопроса, возможно, стоило бы внести изменения в существующий закон и заменить сумму налоговых отчислений коэффициентами налоговой нагрузки отдельно для каждого вида деятельности».
Павел Притолюк
Людмила Калашникова
Анжелика Волкович
Сергей Павленко
Источник - Курсив