Казахстану следует перейти к политике управляемого плавающего курса тенге. Почему?
Свое мнение обосновывает экономист Мурат Темирханов
В выступлении главы государства на расширенном заседании правительства была отдельная часть под названием «Повышение эффективности финансовой политики». Основная цель реформ в этом направлении обозначена так: «денежно-кредитная политика, динамичный финансовый рынок должны обеспечивать долгосрочное и доступное финансирование экономики».
В этой части выступления были четко обозначены ключевые проблемы финансовой системы и денежно-кредитной политики в Казахстане. Что касается поручений президента по повышению эффективности финансовой политики, то они в большинстве своем не ставили конкретных целей, а главным образом давали сроки для подготовки предложений по решению этих проблем. Это я считаю очень правильным. Проблемы финансового сектора и денежно-кредитной политики довольно глубокие и сложные по своей природе, и здесь особенно важно не наступить на те же грабли.
Непродуманные концепции
После финансово-экономического кризиса 2007-2009 в Казахстане работали две концепции развития финансового сектора. Первая «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» была утверждена в феврале 2010. Затем она была заменена на «Концепцию развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года» Новая концепция была утверждена в августе 2014 и считается действующей по сегодняшний день.
В выступлении президента была озвучена главная проблема отрасли: роль финансового сектора в развитии экономики падает последние несколько лет и на сегодня достигла крайне низкого уровня. Нет сомнений, что это проблема для всей экономики. Пока наша финансовая система не начнет играть подобающую ей роль, Казахстан даже не приблизится к уровню развитых стран.
Подавляющую часть финансового рынка Казахстана занимает банковская система, поэтому более подробно остановлюсь на проблемах в банках. Точной цифры по ВВП за 2019 еще нет, но по предварительным оценкам можно сказать, что уровень банковских кредитов к ВВП в целом сейчас составляет порядка 21%, а кредиты относительно ненефтяного ВВП - примерно 26-28%. При этом в развитых странах этот показатель в среднем находится в районе от 100% и выше. То есть уровень банковского кредитования экономики в Казахстане катастрофически меньше, чем должен быть.
В действующей концепции развития финансового сектора от 2014 года (далее - концепция) по поводу банковского кредитования говорится: «уровень кредитов к ВВП, максимальное значение которого достигало 70% в 2007 году, сохраняется на низком уровне – 40% (относительно ненефтяного ВВП составляет порядка 55%)».
В концепции Нацбанк и правительство планировали предпринять ряд мер и ставили перед собой следующую цель: «по ключевым показателям развития финансового рынка планируется к 2020 году достичь следующих целевых ориентиров. Активы банков составят не менее 80% от ненефтяного ВВП, ссудный портфель – не менее 60% от ненефтяного ВВП».
Таким образом, уровень банковских кредитов относительно ненефтяного ВВП в 2014 году составлял порядка 55%. Планировалось, что к 2020 этот показатель будет не менее 60%. А сейчас он находится где-то в районе 26-28%. Сложно назвать это выполнением планов.
Одни и те же проблемы и методы их решения
В январе этого года в выступлении президента говорилось: «Теперь главная задача – обеспечение финансовой стабильности. Предстоит разработать подходы по оздоровлению банковской системы».
При этом в 2014 в Концепции главная задача была сформулирована так: «до 2020 года основные усилия будут направлены на повышение устойчивости финансового сектора посредством решения существующих проблем и укрепление его конкурентоспособности. …В этих условиях одним из вопросов дальнейшего развития банковского сектора является решение существующих проблем высокого уровня неработающих займов и дефицита долгосрочных источников фондирования, которые оказывают дестимулирующее воздействие на кредитную активность банков».
В 2014 году, как и сейчас, подчеркивалась проблема быстрого роста потребительских кредитов. В частности, в документе говорилось: «несмотря на высокий уровень спроса на кредитные ресурсы со стороны корпоративного сектора, банки всё больше концентрируются на предоставлении краткосрочных высокодоходных, но одновременно высокорискованных потребительских кредитов».
В целом, читая концепцию, можно констатировать, что проблемы финансовой системы (проблемы банков, страхования, и рынка ценных бумаг), озвученные в 2014, не изменились до настоящего времени.
Более того, если посмотреть меры, которые сегодня предпринимают или собираются предпринимать Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (далее - агентство) и Нацбанк, то можно обнаружить, что реформы, которые планировались в финансовой системе в 2014, почти один в один совпадают с тем, что говорится или планируется по этому поводу сегодня. Однако меры, запланированные 6 лет назад, не привели к положительному результату и даже ухудшили ситуацию. Так, может, настало время критически подойти к этому вопросу и кардинально пересмотреть подходы по решению проблем финансового сектора?
Нужен новый взгляд
В выступлении главы государства уже появилось упоминание двух новых подходов, которых не было в концепции 2014 года.
Во-первых, было сказано, что «Национальному банку и агентству предстоит найти баланс между стабильностью финансовой системы и необходимостью общеэкономического развития». В концепции такой темы не было. В то время и сейчас Нацбанк шел и продолжает идти по пути закручивания гаек по регулированию и надзору финансового рынка. Однако кризис 2007-2009 уже давно прошел, а слишком строгое, негибкое и очень затратное для участников рынка регулирование осталось, что сильно мешает развиваться финансовой системе.
Второе, что мне очень понравилось в выступлении, это то, что «государство вкладывает значительные средства в субсидирование процентной ставки и гарантирование. Однако данные меры не охватывают большинство предприятий, создается неравная конкуренция, искажаются рыночные условия, структурные преобразования в экономике не происходят».
С моей точки зрения, это очень важный новый подход. Он полностью противоположен тому, что предлагалось в концепции 2014 года. В частности, в то время писалось:
«В целях выполнения приоритетных программ развития государства, включая социальные программы, представляется целесообразным продолжение функционирования государственных программ, направленных на стимулирование кредитования реального сектора экономики, а также субсидирование ставок вознаграждения, в том числе с участием национальных управляющих холдингов: ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «Байтерек»». (…) «Будет рассмотрен вопрос создания механизма, предполагающего приоритетное участие группы «банков-чемпионов» в распределении бюджетных ресурсов, выделяемых в рамках различных государственных программ».
По моему мнению, такой подход является одной из главных причин плохого развития финансовой системы Казахстана. После кризиса 2007-2009 государство, имея много денег в Нацфонде, влезло в когда-то вполне конкурентный и рыночный банковский сектор и стало раздавать деньги нерыночным способом по заниженной цене. Возможно, такое вмешательство было необходимо во время кризиса и некоторое время после него, но прошло уже более 10 лет, а государство все продолжает свое грубое вмешательство в рыночные отношения на финансовом рынке.
По сравнению с кредитным портфелем всей банковской системы государство субсидирует очень малую часть кредитов. Однако этот подход нарушает рыночные механизмы в финансовой системе, поскольку все потенциальные заемщики и эмитенты ценных бумаг считают рыночные процентные ставки несправедливыми и пытаются всеми силами выбить дешевое государственное финансирование. Это снижает рост кредитного портфеля банков и фондового рынка Казахстана.
В банковской системе на сегодня скопилось более 4 трлн тенге избыточной ликвидности, которую БВУ могут без проблем направить на кредитование бизнеса. По моей оценке, из этой суммы по крайней мере 1,5 трлн тенге – это долгосрочные средства, которые можно направить на ипотечное или инвестиционное кредитование. То есть у банков есть деньги для краткосрочного и долгосрочного кредитования, однако кредиты для бизнеса очень слабо растут, и во многом это происходит из-за вмешательства государства в рыночные отношения на финансовом рынке.
Структурные проблемы экономики
Помимо льготного государственного финансирования у нас есть структурные проблемы экономики, которые ограничивают рост банковского кредитования бизнеса:
Малый и средний бизнес в основном кредитуется в банках, однако по сравнению с развитыми странами доля такого бизнеса в экономике очень небольшая. МСБ слабо растет и сильно перекредитован – банкам просто некого кредитовать.
Госкомпании занимают слишком большую долю в экономике, но они в основном получают финансирование либо от государства и квазигосударственных организаций («Байтерек», ФНБ «Самрук-Казына», ЕНПФ), либо, благодаря своим высоким рейтингам, финансируются за рубежом.
В нашей экономике превалируют очень крупные компании - экспортеры сырья (государственные и частные), которые также финансируются в валюте за рубежом или им помогает государство.
Без решения этих структурных проблем трудно ожидать, что банки займут достойное место в экономике. Это произойдет только тогда, когда государство сможет уйти от сырьевой зависимости и диверсифицировать экономику, а также тогда, когда оно сможет увеличить долю МСБ в экономике в 2-3 раза и в таких же масштабах сократить долю госкомпаний.
В концепции 2014 года была похожая задача – «Поддержание сбалансированной экономической среды и снижение кредитных рисков в экономике». Однако по своему содержанию она была слабой и не включала в себя решение структурных проблем экономики.
Необходима новая программа развития финсектора
В своем выступлении президент поручил разработать денежно-кредитную политику на среднесрочный период (об этом мы поговорим чуть позже). Однако, к сожалению, ничего не было сказано о кардинальном пересмотре текущей концепции по развитию финансовой сектора до 2030 года. Как говорилось выше, сегодняшние подходы по реформам в финансовом секторе не изменились за 6 лет, но они привели к плачевным результатам.
Помимо этого, за развитие финансового сектора, кроме Нацбанка и Агентства, в равной, а, может, даже в большей степени должно нести ответственность правительство.
Необходима новая денежно-кредитная политика
В своем выступлении президент поручил следующее:
«Национальному банку следует сконцентрироваться на выполнении классических функций центробанка. Это обеспечение стабильности цен и проведение эффективной и прозрачной денежно-кредитной политики. В этой связи предстоит разработать денежно-кредитную политику на среднесрочный период до 1 июля текущего года. Цель – достичь консенсуса между поддержанием сравнительно низкой инфляции и достижением экономического роста».
В этом поручении понятна поставленная цель, однако остается вопрос о том, как Нацбанк сможет достичь ее без кардинального изменения своей монетарной политики. На сегодня основой для денежно-кредитной политики Нацбанка является инфляционное таргетирование (далее - ИТ). Единственная цель этого режима денежно-кредитной политики — ценовая стабильность (стабильная и приемлемая инфляция). Именно за это несет ответственность НБ. Все меры центрального банка по монетарной политике четко регламентированы, и любые отклонения от правил рассматриваются как снижение доверия к монетарному регулятору.
Таким образом, если поставлена конкретная цель достичь баланса между поддержанием сравнительно низкой инфляции и достижением экономического роста, это означает, что необходимо отказаться от инфляционного таргетирования и перейти на новую денежно-кредитную политику.
С этой точки зрения, я считаю, что Нацбанку нужно переходить вместо инфляционного таргетирования на таргетирование номинального ВВП (ТНВВП), как Казахстану рекомендовал известный американский экономист Джеффри Франкель. Главной целью ТНВВП как раз и является баланс между ценовой стабильностью и ростом экономики. В отличие от ИТ, в ТНВВП используются другие подходы и методы для достижения этой цели.
Помимо этого, важно отметить, что валютный и фондовый рынки в Казахстане очень плохо развиты и неликвидны. В результате Нацбанк вынужден влиять на формирование курса тенге на финансовом рынке Казахстана. Однако это происходит очень непрозрачно, что сильно подрывает доверие к нацвалюте. По моему мнению, для того чтобы переломить такую ситуацию, необходимо кардинально поменять курсовую политику Нацбанка. Для этого нужно привязать курс нацвалюты к корзине ключевых для Казахстана иностранных валют и добавить в неё индекс по нефти так, как это предложил Джеффри Франкель для стран - экспортёров нефти.
Такая политика управляемого плавающего курса прежде всего даст прозрачность и предсказуемость в формировании курса тенге, поскольку всем будет понятно, из-за каких факторов и каким образом он плавает. По моему мнению, это однозначно позволит повысить доверие к национальной валюте и к монетарной политике Нацбанка. Также понятное для всех «плавание» тенге будет способствовать развитию рыночных отношений на валютном и фондовом рынках, с чем в Казахстане серьезные проблемы.
Серьезные проблемы
В Казахстане возникла серьезная проблема с развитием рыночных отношений на валютном рынке. Дело, прежде всего, в том, что в стране практически нет местных и иностранных трейдеров и спекулянтов, которые играли бы на валютном и фондовом рынках, создавая спрос и предложение для формирования курса тенге вслед за изменениями на внешних рынках.
Также в выступлении президента было сказано, что «правительство и Нацбанк начали работу по координации валютных операций компаний квазигосударственного сектора». Этот подход как раз напрямую относится к ограничению рыночных отношений на валютном рынке и в квазигоссекторе. То есть теперь чиновники будут диктовать крупным государственным компаниям - экспортёрам сырья, когда и сколько продавать или покупать валюту, несмотря на их внутреннюю или внешнюю коммерческую потребность.
В таких условиях крайне сложно развить сектор хеджирования риска на валютном и фондовом рынках так, как было отмечено в выступлении президента.
Источник forbes.kz