Суббота, 16 октября 2021

Долгосрочные последствия кризиса COVID-19 для экономики Казахстана до сих пор до конца не ясны, считают эксперты Всемирного Банка. Тем более, что пандемия ударила по и так невысокой производительности казахстанских предприятий,пишет  365info.

Всемирный банк прогнозирует рост экономики Кыргызстана до 4,3% в 2019 году,  но зависимость от стран-партнеров несет определенные риски

Более-менее удовлетворительные результаты показывают только добывающие регионы, в остальных ситуация гораздо хуже. Для решений проблем аналитики ВБ предложили ряд мер.

Об этом говорится в докладе ВБ «Переломный момент кризиса COVID-19».

Еще неизвестны долгосрочные последствия пандемии

Авторы доклада также проанализировали производительность отечественных предприятий и сделали неутешительные выводы: сейчас он низок по всем параметрам. Хотя в Национальном плане развития до 2025 года рост производительности включен в число важнейших факторов экономического преобразования

Рост производительности также позволит перейти на более высокий уровень в цепочке добавленной стоимости продуктов, создавать больше качественных рабочих мест, диверсифицировать экономику и усилить интеграцию с зарубежными рынками, — отметили эксперты.

Актуальности проблеме придает кризис COVID-19, так как «краткосрочные последствия пандемии могут повлиять на долгосрочную траекторию роста производительности в стране»

Краткосрочные последствия пандемии для продаж и занятости в Казахстане, разумеется, отрицательны. Но с долгосрочными перспективами еще не все ясно.

Например, шок, вызванный пандемией COVID-19, может отрицательно отразиться на потенциале компаний в результате необратимого воздействия на нематериальные активы, такие как доверие между покупателем и поставщиком, отношения между кредитором и заемщиком, работниками и работодателями, для воспроизведения которых потребуются дополнительные новые невозвратные инвестиции

Более того, несмотря на то, что вызванные пандемией нарушения на стороне предложения и спроса могут заставить неэффективные компании уйти с рынка, неясно, будут ли те компании, которые смогут пережить шок пандемии, продуктивными

И смогут ли они удержаться на рынке, учитывая, что у них могут быть другие свойства, которые не обязательно связаны с эффективностью. Например, влияние на рынке, способность получения ренты, и т. д, — говорится в докладе.

Добывающие регионы «подросли», но в целом по стране производительность низкая

Теоретически рост производительности можно разделить на три составляющие:

  • модернизация потенциала компаний через инновации, внедрение технологий, усовершенствованные практики управления (внутрифирменная составляющая)
  • перераспределение факторов производства (капитал, трудовые ресурсы, земля) в пользу более продуктивных компаний (межфирменная составляющая)
  • вход более продуктивных и уход менее продуктивных компаний с рынка (составляющая «вход-выход»)

Эксперты отметили, что уровень производительности в Казахстане начал снижаться в начале 2010-х годов. Проблема усилилась с наступлением экономического кризиса 2014 года, когда упали цены на нефть, а следом курс тенге

Данные на уровне предприятий подтверждают снижение ОФП (общая факторная производительность — прим.) в период с 2010 до 2015 года как в промышленном производстве, так и в секторе услуг. Однако в последние годы рост ОФП начал увеличиваться, возможно, вследствие восстановления цен на сырьевые товары, но пока еще небольшими темпами, — пишут эксперты.

С 2015 до 2018 года ОФП увеличилась на 1,1% в секторе промышленного производства, на 0,4% — в секторе услуг.

Самый большой рост — в добывающих Атырауской и Мангистауской областях (17 и 10% соответственно)

Но в среднем уровень остается низким.

Три системные проблемы казахстанской экономики

Во Всемирном банке считают, что невысокие показатели связаны с тремя основными недостатками:

  • недостаточная модернизация предприятий
  • низкая эффективность распределения ресурсов
  • слабая динамика развития бизнеса

Причем как в промышленном производстве, так и в секторе услуг.

В среднем, вклад модернизации предприятий (внутрифирменная составляющая) был слабым, эффективность распределения ресурсов низкой (межфирменная составляющая), вклад динамики входа-выхода ограниченным, — отметили аналитики.

Сейчас Казахстану надо улучшить все три составляющие, для чего решать уже системные проблемы. Срочные меры включают:

1. Устранение барьеров для конкуренции, чтобы более продуктивные предприятия могли расти быстрее.

Ограничение регулирования товарных рынков является ведущим фактором эффективного распределения ресурсов между предприятиями. Система регулирования Казахстана (как она выглядит «на бумаге») значительно больше ограничивает конкуренцию, чем регулирование в странах Восточной Европы, входящих в ОЭСР, и в ОЭСР в среднем. Большинство ограничений связаны с искажениями, создаваемыми участием государства в экономике, особенно в виде государственной собственности в субъектах квазигосударственного сектора на рынках, где обычно жизнеспособно участие и конкуренция частного сектора, — говорится в докладе.

Кроме того, у частников не равные условия с квазигоссектором. На это влияют ограничительная политика госзакупок и использование механизмов ценового контроля.

2. Укрепление системы стимулирования прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Для достижения этого аналитики Всемирного банка предлагают:

  • пересмотр полномочий агентства по стимулированию инвестиций Kazakh Invest, чтобы оно было сосредоточено главным образом на стимулировании инвестиций. А также поддержке политики и налаживании связей между ПИИ и местными частными компаниями
  • совершенствование механизмов управления Kazakh Invest, улучшение его договора об оказании услуг с Комитетом по инвестициям. Обеспечение большей согласованности в повседневном операционном управлении агентства
  • совершенствование механизмов координации между органами, разрабатывающими политику, и исполнительными органами в сфере привлечения и удержания инвестиций в Казахстане
  • создание эффективной системы взаимодействия национального и субнационального уровня для координации мероприятий по стимулированию инвестиций

Программы поддержки бизнеса пора пересматривать

3. Укрепление инновационного потенциала предприятий. Даже если на рынке не будет искажений, роста производительности не будет при отсутствии у предприятий необходимого потенциала. Способность предприятий находить возможности, управлять связанными с ними рисками, определять стратегии роста, внедрять инновационные продукты или процессы зависит от их потенциала.

4. Пересмотр существующих программ поддержки бизнеса, чтобы обеспечить более благоприятные условия для устойчивого восстановления экономики.

Простое расширение программ государственной поддержки, существовавших со времен глобального финансового кризиса, в лучшем случае поможет сохранить текущее положение в ближайшее время. Другими словами, оно закрепит выживание неэффективных компаний и концентрацию ММСП в отраслях с низкой добавленной стоимостью и низкой оплатой труда.

Таким образом, крайне важно провести оценку эффективности существующих программ. Это позволит определить программы, которые необходимо расширить, и программы, которые необходимо пересмотреть или даже свернуть, — считают эксперты.

Автор Роман Иванов

Источник  365info.kz