Правительствам, аналитикам и экспертам явно не хватает информации о происходящем в режиме реального времени,пишет  365info.

 Fitch: мировая экономика может показать самый значительный рост с 2010 года  — EADaily, 2 октября 2017 — Новости экономики, Новости России

Похоже сейчас мало кто понимает, что происходит в мировой экономике. Из-за пандемии даже признанные эксперты и аналитики выглядят невеждами.

Мало кто предсказывал нефть по 80 долларов. Кто-то переоценил, а кто-то недооценил уровень мировой безработицы к концу года. Цены растут намного быстрее, чем ожидалось. И сейчас практически все эксперты уклоняются даже от приблизительной оценки дальнейшего поведения мировой инфляции.

Несмотря на все свои модели и теории, правительства и экономисты чаще блуждают в прогнозах. У них слишком мало информации, чтобы выбрать политику, которая позволила бы ускорить рост экономики.

Ошибки «несвежих» цифр

Пандемия подтолкнула правительства и центральные банки к экспериментам — от отслеживания заказов в ресторанах до платежей по картам. Результаты еще на зачаточном уровне. Но цифровые устройства и быстрые платежи становятся все более распространенными. Поэтому есть надежда, что улучшится и анализ происходящего. Как раз за счет получения достоверной и точной информации в режиме реального времени. А это уже открывает возможности принятия быстрых и эффективных решений.

Стремление к точным экономическим данным не ново. Оценки валового национального продукта в США датируются 1934 годом и первоначально были получены с отставанием в 13 месяцев. С тех пор, как в 1980-х годах компания Walmart стала пионером в области управления цепочкой поставок, частный бизнес рассматривал своевременные данные как источник конкурентного преимущества.

Но государственный сектор не спешил реформировать свою работу. Официальные данные, на которые опираются аналитики, во многих странах поступают с задержкой в ​​недели, а то и в месяцы. Более того, часто кардинально пересматриваются. В таких условиях сказать, что правительства и центральные банки принимают решения вслепую, будет небольшим преувеличением.

Плохие цифры, поступившие с опозданием, могут привести к ошибкам, которые стоят миллионы рабочих мест и триллионы долларов убытков. Например, финансовый кризис 2008 года. Он нанес бы намного меньше вреда, если бы ФРС США в декабре 2007 года снизила процентные ставки почти до нуля. В тот момент, когда Америка вступила в рецессию.

Однако в цифрах этот процесс экономисты и финансисты увидели только в декабре 2008 года. И снижение ставок в этот момент стало не предупреждением кризиса, а спасением.

Отрывочные данные об обширной теневой экономике и умирающих банках мешают правительству Индии положить конец десятилетию низкого роста в своей стране. Европейский центральный банк ошибочно поднял процентные ставки в 2011 году на фоне временного всплеска инфляции. В результате еврозона снова погрузилась в рецессию. Похоже, сейчас на те же грабли намеревается наступить Банк Англии.

Требования времени

Пандемия стала катализатором перемен. Не имея времени ждать официальных опросов для выявления последствий вируса или блокировок, правительства и центральные банки развитых стран экспериментировали. Они отслеживали мобильные телефоны, бесконтактные платежи и т. д., принимая своевременные решения об ограничениях или соцпомощи.

Эти тенденции по мере проникновения цифровых технологий в экономику будут усиливаться. Большая часть расходов переводится в онлайн, транзакции обрабатываются быстрее. По данным консалтинговой компании McKinsey, в 2020 году платежи в режиме реального времени выросли на 41%.

Все больше машин и объектов оснащаются датчиками, которые могут выявить блокировки цепочки поставок. Цифровые валюты центрального банка (cbdc), которые уже пилотирует Китай и рассматривают более 50 других стран, вскоре могут предоставить данные о том, как работает экономика, в реальном времени.

Своевременные данные снизили бы риск провокации — например, было бы легче судить о том, временный ли это спад или уже пора бить тревогу. Улучшатся и рычаги, которые могут использовать правительства. Гонконг пробует раздавать наличные в цифровых кошельках, срок действия которых истекает, если они не расходуются быстро.

Точная и ежедневная информация во время кризисов может обеспечить целевую поддержку. То есть предоставлять ссуды только компаниям с надежными балансами, но с временной проблемой ликвидности. Вместо расточительных всеобщих социальных выплат, осуществляемых через бюрократию социального обеспечения, бедняки в случае потери работы могут получать мгновенные надбавки к доходам, которые выплачиваются в электронные кошельки без каких-либо документов.

Информационная революция в реальном времени обещает сделать экономические решения точными, прозрачными и основанными на четких правилах. Но это тоже несет опасность. Новые индикаторы могут быть неправильно истолкованы. Например, начинается ли глобальная рецессия или крупная компания просто теряет долю рынка? Они не столь репрезентативны или свободны от предвзятости, как кропотливые исследования статистических агентств.

Крупные фирмы могут накапливать данные, давая им неправомерное преимущество. Частные фирмы, такие как Facebook, запустившие на прошлой неделе цифровой кошелек, однажды могут получить больше информации о потребительских расходах, чем центральные банки.

Опасности цифровой революции

Самая большая опасность — это высокомерие. Политики могут решить, что быстрые и точные данные делают их ясновидцами. А это уже соблазн формировать общество в соответствии со своими целями. Или отдавать предпочтение определенным группам.

Фактически надежно предсказать будущее не может никакое количество данных. Сложные динамичные экономики полагаются на спонтанное поведение миллионов независимых фирм и потребителей. Мгновенная экономика — это не про ясновидение. Это про принятие более эффективных, своевременных и рациональных решений.

Источник  365info.kz