В течение многих лет ученые-климатологи предупреждали о свирепых лесных пожарах и ураганах, которые сейчас охватывают многие сообщества. Сегодня звучат тревожные голоса о связанной с этим финансовой опасности: рисках, скрытых в государственных облигациях, большей части мирового долгового рынка.
Все большее число инвесторов, ученых, политиков и регулирующих органов задаются вопросом, учитывают ли кредитные рейтинги - вездесущие оценки, лежащие в основе большей части финансовой системы - влияние экстремальных погодных явлений и изменений политики, связанных с глобальным потеплением, на заемщиков. Как только эти риски материализуются, они грозят спровоцировать внезапный хаотический обвал активов, описанный покойным экономистом Хайманом Мински. Эффект отразится на пенсионных фондах и балансах центральных и коммерческих банков.
«Многие из них выглядят так, как будто впереди нас ждут годы и десятилетия, но когда вы смотрите на финансовые последствия, вы сталкиваетесь с риском моментов типа Мински и быстрой девальвации», - говорит Стивен Фейт, юрист Центра международного экологического права в г. Вашингтон, который специализируется на климатической ответственности и финансах. «Климатическая шкала времени составляет десятилетия или столетие. Финансовый график прямо сейчас».
Компании большой тройки кредитных рейтингов - Moody's Investors Service, S&P Global Ratings и Fitch Ratings - заявляют, что они принимают во внимание факторы, связанные с климатом, при оценке государственных заемщиков и защищают свою методологию как надежную. Но инвесторы помнят кредитный кризис 2008 года, когда структурированные продукты с рейтингом AAA понесли значительные убытки. Теперь исследования выявляют потенциальные долгосрочные риски для государственного долга, которые не отражаются в сегодняшних рейтингах.
Например, 10 из 26 членов Всемирного индекса государственных облигаций FTSE, включая Японию, Мексику, Южную Африку и Испанию, к 2050 году объявят дефолт по своему суверенному долгу, если произойдет «беспорядочный переход», то есть если правительства попытаются сделать так, что сокращение выбросов углерода будет происходить поздно, резко и экономически вредно. Эти данные были получены в результате исследования FTSE Russell Group Plc, поставщика индексов, принадлежащего Лондонской фондовой бирже.
«У нас есть эти действительно хорошо изученные структурные проблемы, которые возникают на временном горизонте в два, три, четыре десятилетия, и это никоим образом не отражается» в кредитных рейтингах», - говорит Мориц Кремер, который до 2018 года курировал рейтинги суверенного долга в S&P. «Некоторые страны выпускают гораздо более длинные облигации - 50- или 100-летние - и все они имеют такой же рейтинг, как и двухлетние облигации. И я думаю, что это неуместно».
Ранее в этом году Кремер, который сейчас является главным экономистом CountryRisk.io, и группа ученых использовали искусственный интеллект для моделирования влияния повышения температуры на суверенные кредитные рейтинги в исследованиях Кембриджского университета. Они обнаружили, что 63 из 108 эмитентов суверенного долга, включая Канаду, Германию, Швецию и США, к 2030 году испытают снижение рейтинга, вызванное изменением климата, в соответствии со сценарием, при котором сокращение выбросов не будет соответствовать глобальным целям. Исследования, которые возглавила Патрисия Клусак , преподаватель в банковской сфере и финансах в Университете Восточной Англии, показали, что климат-индуцированные риски могут стоить национальной казне от $137 млрд до $ 205 млрд.
Суверенный долг - это «опора». Это то, к чему все отступают во время бедствий, конфликтов и потрясений», - говорит Мэтью Агарвала, экономист-эколог из Института государственной политики им. Беннета в Кембридже и один из авторов исследования. Рейтинговые компании «катастрофически ошибались с точки зрения корпоративного и финансового риска во время последнего финансового кризиса», - говорит он, - а теперь выстраиваются в оборонительную линию, чтобы быть столь же катастрофически неправыми, когда дело доходит до климатического и суверенного риска».
Рассмотрим Австралию, Канаду и Россию, страны с экономикой, связанной с ископаемым топливом и другими природными ресурсами. Все столкнутся с проблемами даже в лучшем случае для планеты, когда переход к экономике с низким уровнем выбросов углерода будет осуществляться упорядоченно, - говорит Ли Клементс, глава отдела устойчивых инвестиционных решений в FTSE Russell. Согласно исследованию Кембриджа, при сценарии с высокими выбросами кредитный рейтинг Австралии, которая в настоящее время имеет наивысший рейтинг от каждого агентства из «Большой тройки», вероятно, упадет примерно на одну ступень к 2030 году и на четыре ступени к 2100 году.
«Учитывая высокий уровень выбросов CO2 и отсутствие снижения этих выбросов, государственные облигации Австралии будут оцениваться более критически, несмотря на ее рейтинг AAA», - говорит Риккерт Шолтен, глобальный менеджер портфеля ценных бумаг с фиксированной доходностью в Robeco Asset Management. Он не инвестирует в австралийские облигации в рамках стратегии фирмы по климатическим облигациям, портфеля, согласованного с Парижским соглашением Организации Объединенных Наций об изменении климата, международным договором 2015 года по сокращению вредных выбросов.
В Европе в это вопрос начинают вмешиваться политики и регулирующие органы. Европейский центральный банк заявил в июле, что будет оценивать, предоставляют ли рейтинговые компании достаточно информации о том, как они учитывают кредитные риски, связанные с климатом, в рейтингах. Центральный банк, который использует рейтинги Большой тройки и DBRS Morningstar Inc. для помощи в оценке активов, может ввести свои собственные требования в отношении климата, если он сочтет, что рейтинговые компании делают недостаточно, говорит Ирен Химскерк, глава центра изменения климата ЕЦБ. Европейское управление по ценным бумагам и рынкам, регулятор финансовых рынков региона, планирует отчитаться о том, как экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) учитываются в кредитных рейтингах, и Европейская комиссия может принять меры на основе полученных результатов.
Инвесторы в государственные облигации развивающихся стран, такие как Йенс Нистедт, управляющий фондом в Нью-Йорке в Emso Asset Management, платят специализированным поставщикам данных ESG, чтобы получить более полное представление о рисках. Robeco использует инструмент ранжирования, включающий данные ESG и факторы, связанные с климатом. Lombard Odier Group имеет собственный «инструмент корректировки температуры портфеля», один из основных ресурсов, который компания использует для сопровождения кредитных рейтингов при определении уязвимости активов перед климатическими рисками.
«Нам все еще нужно делать свою работу», - говорит Кристофер Каминкер, руководитель отдела исследований и стратегии устойчивого инвестирования в Lombard Odier. «Все понимали, что в условиях финансового кризиса рейтинговые компании не всегда понимают ситуацию правильно».
Большая тройка быстро расширила свой бизнес с точки зрения ESG. Fitch и Moody's разработали рейтинги ESG, чтобы показать влияние климатического риска на рейтинги. S&P заявляет, что компания «учитывает влияние кредитных факторов ESG, таких как риски изменения климата, связанные с расходами на выбросы углекислого газа и других парниковых газов, если наши аналитики сочтут это материалом для нашего анализа кредитоспособности и если у нас есть достаточное представление о том, как эти факторы будет развиваться или проявляться».
Дэвид Макнил, директор по устойчивому финансированию в Fitch, говорит, что показатели релевантности ESG компании являются основным рейтинговым продуктом и что климатические соображения полностью интегрированы в процесс кредитных исследований.
Стратегия Moody's аналогична. Свами Венкатараман, старший вице-президент компании по ESG, говорит, что экологические оценки эмитента, которые указывают на подверженность экологическим рискам, напрямую влияют на рейтинги и что «климатические соображения всегда учитывались».
По словам Венкатарамана, половина суверенных компаний, которые исследует Moody's, сегодня имеют другие рейтинги, чем если бы они были без учета ESG. Недавние лесные пожары в Греции подчеркивают кредитный риск, связанный с изменением климата, говорится в исследовании компании, опубликованном в августе.
Критики говорят, что этих усилий недостаточно. Рейтинговые компании используют комментарии и оценки ESG, чтобы избежать потенциально непопулярного понижения, говорит Билл Харрингтон, бывший старший вице-президент Moody's, который сейчас является старшим научным сотрудником некоммерческого института Croatan в Дареме, Северная Каролина.
«Такое распространение действий, не связанных с присвоением кредитных рейтингов, - один из способов, которыми рейтинговые агентства избегают выполнения своей работы», - говорит Харрингтон. «Вместо того, чтобы принимать меры по оценке кредитоспособности, они публикуют комментарии, в которых говорится:« Мы наблюдаем за этими вещами».
Агарвала, экономист из Кембриджа, говорит, что «рейтинговые компании просто предоставляют тот же старый рейтинг, плюс набор ESG, состоящий из «научных» показателей разной значимости и достоверности».
«Нам нужно, чтобы они начали учитывать климатические и экономические прогнозы в сегодняшнем общепринятом рейтинге», - продолжает Агарвала. «Это разница между получением диагноза от врача заранее и от коронера при вскрытии».
Но, по словам Питера Кернана, специалиста по глобальным критериям в S&P, некоторые типы рисков, связанных с климатом, легче учесть в рейтингах, чем другие. «По сути, очень сложно дать точную оценку физического воздействия погоды на кредитоспособность», - говорит он. По словам Кернана, риск перехода более очевиден, поскольку он «связан с решениями государственной политики, принимаемыми глобальными политиками, например, в отношении налогов на выбросы углерода».
Большая тройка предприняла шаги, чтобы отразить растущие климатические риски в некоторых секторах и регионах. Fitch скорректировало свою рейтинговую модель для Ямайки в связи с увеличением вероятности стихийных бедствий в этом островном государстве Карибского бассейна. S&P заявляет, что снизило свои рейтинги по долгу стран Карибского бассейна из-за растущего риска стихийных бедствий. Роберто Сифон-Аревало, главный аналитик S&P по суверенным рейтингам, также отмечает, что подверженность страны физическим климатическим рискам сама по себе не всегда приводит к понижению рейтинга. По его словам, Япония, например, часто переживает стихийные бедствия, но может лучше противостоять им, потому что это более богатая страна.
По данным Международного валютного фонда, финансовые риски, связанные с изменением климата, наиболее остро ощущаются в развивающихся странах, особенно в тех, которые плохо подготовлены к борьбе с климатическими потрясениями. Понижение рейтинга стран, наименее подготовленных к изменению климата, только сделает для них более дорогостоящим мобилизацию капитала, необходимого для продвижения перехода к экономике с более низким уровнем выбросов углерода. Эта тема уже проявляется на рынках зеленых облигаций, где компаниям и странам с формирующимся рынком становится все труднее привлекать финансирование, согласно отчету Лондонской школы бизнеса Imperial College Business School.
Кремер, бывший руководитель отдела суверенных долговых рейтингов в S&P, говорит, что бизнес-модели компаний, занимающихся кредитным рейтингом, создают конфликт интересов. По его словам, поскольку агентствам платят организации, которые они оценивают, они могут не захотеть понижать рейтинг важного клиента. Агентства в свою очередь заявляют, что коммерческие соображения не влияют на их рейтинг.
Для некоторых инвесторов решение может заключаться в предоставлении рейтингов, которые меняются в зависимости от срока погашения.
«Если у меня есть облигация со сроком погашения в ближайшие пять лет, действительно ли соображения изменения климата влияют на вероятность погашения этой ценной бумаги? Возможно нет. Если у меня есть 50-летняя облигация, то да», - говорит Нистедт из Emso, компании по выпуску облигаций для развивающихся рынков, которая контролирует около активны на сумму $7 млрд. «Рейтинговые компании «обычно не разделяют их по срокам погашения - я думаю, что в конечном итоге это революция, которая должна произойти».
Источник Allinsurance.kz